Управленческий учет и аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:35, курс лекций

Краткое описание

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций Управленческий учет и аудит.doc

— 814.00 Кб (Скачать)

Валовая прибыль (убыток)

(выручка минус себестоимость)                                  9906,8

Коммерческие расходы                                         1374,6

Общехозяйственные расходы                                    1012,5

Прибыль (убыток) от продаж

(валовая прибыль (убыток) минус  коммерческие 

расходы, минус общехозяйственные  расходы)                       7519,7

 

(Себестоимость реализуемой  продукции рассчитывается на  основании бюджета производственной  себестоимости продукции 7610 + 7830,8 +  2652,4= 18093,2.)

Для оценки планируемого производства можно подсчитать рентабельность продаж (9906,8 : 28 000,0 = 35,4%) и в целом рентабельность по предприятию (7519,1 : 28 000,0 = 26,9%) и сделать промежуточные выводы о том, что плановые показатели рентабельности в пределах нормы и подготовленная программа отвечает интересам предприятия.

Далее следует рассчитать полную себестоимость планируемой к выпуску продукции и рентабельность каждого вида продукции.

Для достижения этих целей  необходимо сумму коммерческих и  общехозяйственных расходов (2387,1 тыс. руб.) распределить по видам продукции. В соответствии с затратами времени производственных рабочих можно распределить коммерческие и общехозяйственные  расходы с учетом затрат времени на каждый вид изделий (табл. 11):

пиджак - 2387,1 : 95 600 х 41 400 = 1033,7 тыс. руб.;

брюки - 2387,1 : 95 600 х 40 400 = 1008,8 тыс. руб.;

юбка - 2387,1 : 95 600 х 13 800 = 344,6 тыс. руб.

Затем рассчитать полную себестоимость каждого вида изделий.

Таблица 11

Полная себестоимость  единицы продукции

Наименование показателя

Пиджак

Брюки

Юбка

Общехозяйственные и  коммерческие расходы (всего, тыс. руб.)

1033,7

1008,8

344,6

на единицу продукции, руб.

149,8

99,9

74,9

Производственная себестоимость  единицы продукции, руб.

1102,9

775,3

576,6

Полная себестоимость  единицы 

продукции, руб.

1252,7

875,2

651,5


Сопоставляя полную себестоимость  единицы продукции с планируемыми ценами, можно сделать вывод, что производство всех видов продукции на нашем предприятии рентабельно. Наиболее рентабелен пошив пиджаков - 139,7%, в то время как пошив брюк (114,3%) и пошив юбок (122,8%) менее рентабельны. Но для покупателей важен полный ассортимент продукции, поэтому выпускать брюки и юбки следовало бы даже в случае, если производство этой продукции было просто неубыточно.

Рассмотрим последовательность подготовки финансового бюджета, - включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

Бюджет  инвестиций (план капитальных затрат) отражает инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде, с указанием их размера и направления использования.

Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. По сути, это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе.

Бюджет движения денежных средств призван обеспечить безусловную  сбалансированность поступлений и  использования денежных средств. Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени  расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным.

Таблица 12

Бюджет движения денежных средств, (тыс. руб.)

 

I кв.

II кв.

III кв.

V кв.

Год

Сальдо на 1 января

500

3005

6171

4868

 

Поступление от реализации

9000

10000

3000

6000

28000

Платежи:

         

     приобретение материалов

3700

4500

2000

1163,4

11 363,4

      выплаты заработной платы

1400

1 400

1300

1485,4

5585,4

     отчисления  в единый социальный налог

560

560

520

594,2

2234,2

     командировочные расходы

50

41

50

40

181

    транспортные расходы

49

49

49

49

196

     вода, электроэнергия

205

205

205

205,5

820,5

     реклама

452

-

100

-

552

     прочие расходы

79

79

79

80

317

Итого

6495

6834

4303

3617,5

21 249,5

Сальдо на 31 декабря

       

7250,5


 

Заключительным этапом разработки главного бюджета является составление бюджетного баланса. В нашем примере в упрощенном виде баланс будет выглядеть следующим образом (табл. 13).

Все подготовленные бюджеты, отчет о прибылях и убытках  и бюджетный бухгалтерский баланс тщательно изучаются и анализируются. Процесс принятия плана, анализа и корректировок, как правило, занимает значительно больше времени, чем разработка первоначального варианта.

 

 

Таблица 13

Бюджетный бухгалтерский  баланс, (тыс. руб.)

Актив

Пассив

I. Основные средства

20985

III. Капитал и резервы

 

II. Запасы В том числе:

2400

Уставный капитал

20560

материалы

270

Резервный капитал

2056

готовая продукция

2130

Прибыль

7520

Дебиторская

задолженность

2000

Кредиторская 

задолженность

2500

Расчетный счет

7000

   

Касса

251

   

Итого по разделу II

11 651

   

Баланс

32 636

Баланс

32636


Для анализа представленного  варианта бюджета рассчитывается ряд  финансовых коэффициентов, например:

период окупаемости  собственного капитала

22616: 7520 = 3 (года);

отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам

11 651 : 2500 = 4,66;

коэффициент абсолютной ликвидности

7251 : 2500 = 2,90;

доля основных средств  в активах предприятия

20 985 : 32 636 = 0,64.

В нашем примере все  эти коэффициенты оказались приемлемыми  для предприятия. Коэффициенты ликвидности  свидетельствуют о том, что предприятие  имеет возможность инвестирования и, видимо, будет принято решение  либо о расширении производства, либо об инвестировании денежных средств в ценные бумаги. В случае решения об использовании «свободных средств» на расширение или переоснащение производства будет разработан бюджет капитальных расходов и в соответствии с этим скорректирован представленный бюджет.

 

 

Тема 6. Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений.

1. Основы теории  принятия управленческих решений.

Важной задачей управленческого  учета является сбор, обобщение и  передача информации, необходимой и  полезной при принятии менеджерами  своевременных и качественных управленческих решений. Одно из множества определений менеджмента как раз и формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.  

Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др. 

 Проблема принятия  решений носит фундаментальный  характер, что определяется ролью,  которую играют решения в любой  сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся  к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий — это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математического, правового, технического и др.

Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для широкого распространения. 

С позиции данной теории принятие решений — это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы. 

Под решением же понимаются:  

1) элемент множества  возможных альтернатив; 

2) нормативный документ, регламентирующий деятельность  системы управления; 

3) устные или письменные  распоряжения необходимости выполнения  конкретного действия, операции, процесса; 

4) регламентируемая последовательность  действий для достижения поставленной цели; 

5) нечто, отражающее  осуществление поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.);  

6) реакция на раздражитель.

Разработка  и принятие управленческих решений осуществляются в пять этапов: 

1. Определение или  формулировка проблем.

2. Определение цели  и задач, которые достигаются  после реализации принимаемого  решения.

3. Установление критерия  выбора решения.

4. Разработка возможных  способов достижения цели и вариантов решений.

5. Оценка по установленному  критерию вариантов решений и  выбор лучшего из них.

При разработке и принятии управленческих решений целесообразно  использовать следующие методы: традиционные; экономико-математические; систематизированные и системно-целевые. 

Традиционные методы необходимо применять тогда, когда решения принимаются либо на основе личного опыта и интуиции руководителя, либо по результатам специальных расчетов, в том числе экономических. Этими методами целесообразно пользоваться для решения задач в условиях определенности, т.е. в типовых стандартных ситуациях. Они достаточно распространены в практике управления. К преимуществам традиционных методов можно отнести их простоту и испытанность длительным применением. Однако им присущи недостатки, которые проявляются все сильнее по мере усложнения производства. 

Экономико-математические методы основаны на одновременном использовании математических и экономических методов при решении практических задач. К ним относятся экономико-статистические методы, методы экономический кибернетики, методы оптимизации и эконометрия. 

Сфера применения этих количественных методов для решения управленческих проблем ограниченна. Далеко не во всех случаях возможно построить адекватную математическую модель управленческой проблемы и получить ее чисто «машинное» решение.

Для более или менее  сложных систем такое решение  скорее исключение, чем правило. Экономико-математические методы нашли применение главным образом в автоматизированных системах управления производственными процессами. Сдерживающим фактором в расширении сферы применения экономико-математических методов является то, что в управлении учитываются и социальные, и организационные, и психологические факторы, которые в большинстве случаев невозможно выразить количественными параметрами. 

В группу систематизированных методов входят: эвристические методы, основанные на опыте и логике, с помощью которых опытный и способный руководитель выбирает правильное решение; методы экспертных оценок, основанные на количественной оценке явлений и процессов, например, метод «мозговой атаки» с коллективным обсуждением и разработкой вариантов решения или метод «Дельфа», основанный на постепенном улучшении оценок экспертов при последовательном уточнении задания или проблемы.

Систематизированные методы эффективны при решении проблем  в условиях риска и неопределенности. Здесь в качестве основного инструмента  моделирования выступает интеллект человека, а для обработки оценок экспертов широко применяются статистические методы и ЭВМ. 

Информация о работе Управленческий учет и аудит