Учёт розничного товарооборота в ЧТУП «Фисеал

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 02:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение порядка поступления, реализации и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на исследуемом предприятии розничной торговли.
Для достижения данной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
раскрыть экономическую сущность понятия «розничный товарооборот»;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4

глава 1
СОДЕРЖАНИЕ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И ЕГО РОЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……..….6
1.1. Сущность и состав розничного товарооборота…………………….................6
1.2. Значение и задачи учета розничного товарооборота………………………...11
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета розничного товарооборота….15

ГЛАВА 2
УЧЕТ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА В ЧТУП «ФИСЕАЛ»……………...22
2.1. Формирование розничных цен на товары……………………………………22
2.2 Документальное оформление поступления товаров…………………………26
2.3. Документальное оформление и учет розничного товарооборота ………….32
2.4. Совершенствование учета розничного товарооборота в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации………………..40

Заключение……………………………………………………………………..45
Список использованных источников ……………………………...48

Приложения…………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Курсовая по б-у.docx

— 100.38 Кб (Скачать)

Продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям производится, как правило, по безналичному расчету.

Помимо розничной торговли торговые предприятия могут осуществлять оптовую продажу товаров.

Оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне для перепродажи юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи).

Обязательный признак  операции, относимой к оптовой  торговле, — наличие счета-фактуры  на отгрузку товара [2, с.99 - 100].

Таким образом, розничный товарооборот является одним из основных показателей оценки экономической и другой деятельности предприятий торговли, где товарооборот представляет собой стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, выраженную в текущих или сопоставимых ценах. Также в розничном товарообороте отражается объем розничной продажи товаров и реализации услуг товарного характера населению. В его состав входит также так называемый мелкооптовый оборот, складывающийся от продажи товаров для хозяйственных нужд организациям, предприятиям и учреждениям.

 

 

    1.  Значение и задачи учета розничного товарооборота

 

Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товарооборот, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и материальных ценностей.

Значение товарооборота  необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия (рисунок 1.2).

На государственном уровне значение показателя «объем и структура  товарооборота» состоит в следующем:

  1. Розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.






 



 





Рисунок 1.2 - Значение показателя товарооборота на уровне государства и отдельного торгового предприятия

 

  1. Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.
  2. Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населения страны.

Для характеристики уровня жизни населения используется целая  система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления  определенных видов продовольственных  и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и  др.

  1. Розничный товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты.

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который  характеризует результат его  деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое  основание для получения определенного  объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия [3, с. 183].

Задачи, стоящие перед  бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при  правильной его организации.

Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются:

. контроль за сохранностью  товаров;

. своевременное предоставление  руководству организации информации  о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов  и эффективности их использования.

Для достижения этих целей  необходимо решить комплекс бухгалтерских  задач:

  1. обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары;
  2. проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
  3. проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
  4. обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
  5. установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
  6. обеспечение контроля за правильной организацией и формированием цен; соблюдение условий франкировки;
    1. своевременное и правильное выявления валового дохода.

В основе решения перечисленных  задач лежат следующие основные принципы учета товаров:

  • единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли;
  • возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
  • организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице;
  • организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации;
  • единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход;
  • периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей;
  • контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки.

Если в организации  налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия  для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским  учетом предприятия розничной торговли.

Недостатки в организации  бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации.

 Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Недостатки в организации  учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений  материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.

Таким образом, значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия. Задачами учета розничного товарооборота могут являются как: 1) организация контроля за сохранностью товаров и тары; 2) обеспечение контроля за правильной организацией и формированием цен; 3) своевременное документальное оформление всего товародвижения; 4) контроль за деятельностью материально ответственных лиц; 5) установление контроля за правильным проведением инвентаризации так и другие.

 

    1. Нормативно-правовое регулирование учета

розничного товарооборота

 

Cовременные условия развития экономических отношений требуют повышения самостоятельности и ответственности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. В этой связи значительно возрастает роль бухгалтерского учета, так как он формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер их деятельности. Данная информация используется для принятия обоснованных управленческих решений самим предприятием и его внешними пользователям, к которым относятся и потенциальные инвесторы, проверяющие органы, органы управления. Таким образом, информационная функция бухгалтерского учета заключается в обеспечении учетно-экономической информацией для принятия решений на различных ступенях управления хозяйственной деятельностью.

Основными актами законодательства, регламентирующими порядок учета розничного товарооборота, являются:

  1. Закон от 18 октября 1994 г. № 3321-XII  «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции от 26 декабря 2007 г. № 302-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1399).  

Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета, устанавливает  требования, предъявляемые к составлению  и представлению бухгалтерской  отчетности, регулирует взаимоотношения  по вопросам бухгалтерского учета и  отчетности в Республике Беларусь [4].

  1. Постановление Министерства финансов РБ от 30 мая 2003 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» в редакции от 5 января 2011 г. № 1 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/23269 от 26.01.2011 г.).

  Постановлением утверждены  типовой план счетов бухгалтерского учета, а также прилагаемая Инструкция по применению данного плана.

Настоящая Инструкция по применению Типового плана  счетов бухгалтерского учета устанавливает  для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских финансово-кредитных  организаций) и индивидуальных предпринимателей единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета  и отражению фактов хозяйственной  деятельности на счетах бухгалтерского учета [5].

  1. Постановление Министерства финансов от 14 февраля 2008 г. № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» с изменениями от 11 декабря 2008 г. № 187 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/20268 от 09.01.2009 г.).

Инструкция  о порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности  устанавливает  методические основы формирования бухгалтерской  отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки  и порядок представления бухгалтерской отчетности пользователям [6].

    1. Закон РБ от 28 июля 2003 г. № 231-З «О торговле» в редакции от  7 декабря 2009 г. № 66-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 2/1618).

Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области  торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях  удовлетворения спроса физических и  юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг [7].

    1. Закон РБ от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» в редакции от 8 июля 2008 г. № 366-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1463).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения между  потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров. В соответствии с данным законом государство гарантирует защиту прав и законных интересов потребителей [8].

    1. Постановление Совета Министров РБ от 7 апреля 2004 г. № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» в редакции от 30 августа 2010 г. № 1257 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 211, 5/32408).

В данном Постановлении оговариваются необходимые условия и требования предъявляемые к продавцам, осуществляющим торговлю. Также рассматриваются особенности осуществления розничной торговли, в том числе: продовольственными товарами; непродовольственными товарами и товарами, бывшими в потреблении; мебелью; парфюмерно-косметическими товарами; технически сложными товарами бытового назначения; тканями, меховыми товарами, обувью и другими товарами и особенности осуществления общественного питания [9].

    1. Постановление Совета Министров РБ от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам» в редакции от 19 августа 2009 г. № 1091 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 200, 5/30344).

Информация о работе Учёт розничного товарооборота в ЧТУП «Фисеал