Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:38, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование операций с поставщиками и подрядчиками и их значение в экономике предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод».
Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность операций с поставщиками и подрядчиками и их значение в экономике предприятия;
- ознакомиться с теоретическими и методологическими основами учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями, основными задачами;
- уточнение нормативно-правовой базы и специальной экономической литературы для изучения темы дипломной работы;
- изучение экономической характеристики РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- ознакомление с формами и способами расчетов с покупателями и заказчиками РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- ознакомление с формами и способами расчетов с поставщиками и подрядчиками РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- изучение новых методик учета и анализа расчетов в условиях компьютерных технологий
- анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- анализ кредиторской задолженности предприятия РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- анализ дебиторской задолженности РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- анализ рентабельности капитала РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод».
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы учета расчетов с покупателями и подрядчиками на РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
Объектом исследования является РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;.
Введение……………………………………………………………………… 4
1 Экономическая сущность операций с поставщиками и покупателями и их значение в экономике предприятия …………………………………… 8
1.1 Теоретические и методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями, основные задачи……………… 8
1.2 Обзор нормативно-правовой базы и специальной экономической литературы …………………………………………………………………….. 18
1.3 Организационно – экономическая характеристика предприятия РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»…………………… 21
2 Учет расчетов с поставщиками и покупателями РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»……………………………. 26
2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками …..………………... 26
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками ….…………………… 33
2.3 Совершенствование учета расчетов в условиях информационных технологий и международного опыта……….……………………………….. 37
3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности…………………… 46
3.1 Анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия. Анализ кредиторской задолженности предприятия 46
3.2 Анализ дебиторской задолженности РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»………………………………………………… 58
3.3 Анализ платежеспособности РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»…………………………………………………………………… 58
Заключение…………………………………………………………………… 63
Список использованных источников………………………………………… 75
Приложение А. Платежное поручение 78
Приложение Б. Заявление на последующий акцепт 79
Приложение В. Анализ счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 80
Приложение Г. Карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 81
Приложение Д. Карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: Контрагенты 84
Приложение Е. Реестр документов по поступившим от поставщиков товарно-материальным ценностям 87
Приложение Ж. Реестр документов «Платежное поручение» 93
Приложение И. Договор поставки с поставщиками 112
Приложение К. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 114
Приложение Л. Главная книга – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 118
Приложение М. Платежное требование 120
Приложение Н. Анализ счета 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками» 122
Приложение П. Оборотно-сальдовая ведомость отгрузки-оплаты продукции 123
Приложение Р. Главная книга – счет 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками» 131
Приложение С. Договор уступки-требования 132
Приложение Т. Бухгалтерский баланс 133
Приложение У. Отчет о прибылях и убытках 136
Приложение Ф. Отчет об изменении капитала 137
Приложение Х. Отчет о движении денежных средств 139
Приложение Ц. Приложение к бухгалтерскому балансу 144
-
предварительная оплата (в случаях,
предусмотренных нормативными
-
авансовые платежи (в
- оплата товарных векселей.
Поручения могут быть представлены в банк в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается).
При перечислении средств двум и более получателям плательщик может представить в банк сводное поручение на бланке установленной формы. В одно сводное поручение включаются перечисления на счета получателей, обслуживаемых одним банком. Поручения представляются в банк в трех экземплярах.
В случае осуществления платежа в режиме реального времени поручение представляется в банк в двух экземплярах.
Акцептованные банком поручения принимаются при:
-
возврате финансовыми органами,
органами Министерства по
-
расчетах с организациями
-
расчетах с транспортными
Поручения акцептуются банком при условии депонирования суммы поручения на отдельном балансовом счете в банке «Акцептованные платежные поручения». Акцептованное поручение может быть принято к платежу только в полной сумме. Указанные поручения представляются в обслуживающий банк для акцепта в четырех экземплярах. При этом принятые от плательщиков первые экземпляры акцептованных поручений организации связи (транспорта) сдают в обслуживающие их банки при поручении-реестре на бланке установленной формы в двух или четырех экземплярах в зависимости от обслуживания клиентов в одном или разных банках.
Учитываются эти расчеты на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Учет расчетов платежными требованиями-поручениями. При этой форме расчетов поставщик на отгруженную продукцию, работы, услуги выписывает платежное требование-поручение и пересылает его плательщику, минуя обслуживающий банк. Платежные требования-поручения в трех экземплярах вместе с отгрузочными документами направляются непосредственно покупателю (заказчику). Получив платежное требование-поручение, плательщик заполняет вторую часть - платежное поручение, поручив банку списать с его расчетного счета указанную сумму, поскольку поставщиком условия договора выполнены. Организация-плательщик сдает этот документ в свой банк для оплаты в трех экземплярах. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа.
Бухгалтерские записи по списанию и зачислению денежных средств на расчетный счет производятся на основании выписок банка.
Учет расчетов чеками из чековой книжки. Чеки применяются только для безналичных расчетов между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими, включая предпринимателей.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодатель - физическое или юридическое лицо, а также предприниматель, осуществляющий платеж за товары или услуги посредством чека. Чекодержатель - юридическое лицо либо предприниматель, являющееся получателем платежа по чеку.
Чеки
юридических лиц подписываются
доверенным лицом чекодателя, фамилия,
имя, отчество и образец подписи
которого указаны в заявлении-
Для получения чековой книжки юридические лица, а также предприниматели представляют в обслуживающий банк заявление-обязательство установленной формы в одном экземпляре и поручение в двух экземплярах для депонирования средств за подписями лиц, которым предоставлено право подписывать документы для совершения операций по счету организации, с проставлением оттиска его печати. Физическое лицо может получить в банке чековую книжку при наличии на его текущем счете необходимой суммы средств, за счет кредита, выданного банком чекодателя, либо после внесения в банк наличных денежных средств. Для получения чековой книжки физическое лицо должно представить в банк заявление-обязательство установленной формы для физических лиц, паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность. Средства, на сумму которых выдается чековая книжка, депонируются на счете «Чеки физических лиц», с которого производится списание сумм чеков по мере их оплаты.
На депонированную сумму чековой книжки за период ее хранения на текущем счете доход начисляется в порядке и размере, установленном банком чекодателя.
Срок действия чековой книжки - один год, а при наличии неиспользованных чеков и остатка средств на текущем счете этот срок по заявлению чекодателя может быть продлен еще на один год. Продление оформляется банком чекодателя.
Расчеты расчетными чеками. Расчетный чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю либо о выдаче наличных денежных средств непосредственно чекодателю (владельцу счета). Он предназначен для безналичных расчетов физических лиц с юридическими лицами, включая предпринимателей - резидентов Республики Беларусь, за товары, а также для получения физическими лицами наличных денежных средств в системе банка чекодателя [12, с.123].
Получение наличных денег может быть разрешено и в других банках при условии заключения соответствующих договоров между банком чекодателя и другими банками. Действие расчетного чека распространяется только на территорию Республики Беларусь. Он выписывается в валюте Республики Беларусь и действителен в приеме в оплату товара в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки.
Расчетный чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо за счет кредита. На имя одного лица по его просьбе может быть выдано несколько расчетных чеков.
Выдача расчетных чеков на имя организации или на предъявителя не производится.
Расчеты банковскими пластиковыми карточками
Под банковскими пластиковыми картами понимаются карты национальных (международных) систем расчетов, использующих карты в качестве платежного средства, и частные банковские карты.
В соответствии со своими функциональными характеристиками карты подразделяются на:
-кредитные
карты, которые
-дебетовые карты, которые предназначаются для расчета за товары, получения средств в налично-денежной форме путем прямого списания с карт-счета владельца в банке.
Допускается совмещение функций кредитной и дебетовой карты по усмотрению банка-эмитента.
Карт-счет - специальный счет, на котором учитываются операции с использованием карты. Владелец карт-счета (счета) - это физическое или юридическое лицо (предприниматель), открывшее в банке карт-счет на основании Договора об использовании карты в качестве платежного средства. Держатель карты - это физическое лицо, имеющее право на основании заявления (доверенности) владельца карт-счета (счета) совершать операции с использованием карты. При этом ответственность за совершенные операции возлагается на владельца карт-счета.
В зависимости от того, кто является владельцем карт-счета, карты подразделяются на:
-
личную карту, выдаваемую
-
корпоративную карту,
Карт-чек - чек, сформированный устройством регистрации платежа посредством карты, который является документом первичного учета, подтверждающим выполнение операции с ее использованием.
Банк-эмитент - это банк (филиал банка на правах юридического лица), выпустивший карту в обращение.
Банк-агент - это банк, осуществляющий отдельные операции по обслуживанию банковских карт на условиях договора, заключенного с банком - членом системы или банком-эмитентом частных банковских карт.
Банк-эквайр (обслуживающий банк) - это банк, обслуживающий организации торговли и сервиса, принимающий карты к оплате.
Для получения карты физическое лицо представляет в банк следующие основные документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; заявление-анкету на получение карты. При желании личная карта может быть выдана также иному физическому лицу (родственнику), если клиент укажет это в заявлении-анкете на получение карты.
Юридическое лицо (предприниматель) для получения карт представляет в банк: дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика; заявление-анкету на каждого держателя карты; доверенность на каждого держателя, подписанную руководителем и главным бухгалтером, скрепленную оттиском печати.
Для рассмотрения выдачи кредитных карт одновременно с вышеуказанными документами в банк представляются заявление и другие документы, необходимые для принятия решения о возможности выдачи кредита.
При выдаче кредитной карты банк после принятия решения о возможности предоставления кредита заключает с владельцем карт-счета кредитный договор для выдачи кредита с указанием его целевого назначения.
Учет расчетов аккредитивами. Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее - банк-эмитент) и плательщиком (далее - приказодатель аккредитива), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее - бенефициар) обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.
Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. При отсутствии указаний, какой аккредитив, он является безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.
Открытие аккредитива производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива частично за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается.
Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.
Для открытия аккредитива приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4 экземплярах на бланке установленной формы. Заявление заверяется подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиску печати. Условия заявления об открытии аккредитива должны соответствовать условиям договора, заключенного между приказодателем аккредитива и бенефициаром, и повторять только те положения договора, которые могут быть подтверждены представленными получателем средств по аккредитиву документами.
Банк-эмитент производит перечисление средств по аккредитиву (в полной сумме аккредитива или частями) против реестра счетов, поступившего от банка бенефициара с приложением товарно-транспортных и других документов, предусмотренных условиями аккредитива. Реестр счетов представляется бенефициаром в обслуживающий его банк на бланке требования, в котором вместо слов «платежное требование» указываются слова «реестр счетов», с приложением товарно-транспортных и других документов, предусмотренных условиями аккредитива. По аккредитиву с рассрочкой платежа бенефициар в реестре счетов обязан указать дату оплаты представленных документов.