Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:07, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение порядка учета готовой продукции и ее продажи на конкретном предприятии – Общество с ограниченной ответственностью «Гринвест», проведение аудита и выявление путей усовершенствования учета.
Предмет изучения – бухгалтерский учет и контроль готовой продукции и ее продажи на примере ООО «Гринвест».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава 1. Методологические аспекты учета и аудита готовой продукции
и ее продажи
1.1. Понятие готовой продукции и ее оценка 9
1.2. Синтетический и аналитический учет готовой продукции и ее продажи 14
1.3. Методика проведения аудита учета готовой продукции и ее продажи 27
Глава 2. Учет готовой продукции и ее продажи на предприятии
ООО «Гринвест»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Гринвест» 35
2.2. Ведение бухгалтерского учета в ООО «Гринвест» 40
2.3. Учет готовой продукции и ее продажи в ООО «Гринвест» 45
2.4. Анализ результатов деятельности ООО «Гринвест» 52
Глава 3. Аудиторская проверка учета готовой продукции и ее продажи
на предприятии ООО «Гринвест»
3.1. Порядок проведения аудита учета готовой продукции и ее продажи в
ООО «Гринвест» 65
3.2. Аудит финансовых результатов от продажи продукции в
ООО «Гринвест» 75
3.3. Предложения по совершенствованию учета готовой продукции
и ее продажи на предприятии ООО «Гринвест»
Для осуществления внутреннего контроля на предприятии ООО «Гринвест» можно порекомендовать создание программы внутрихозяйственного контроля учета готовой продукции и ее продаж. Разработкой такой программы должен заниматься контрольно-ревизионный отдел, которого на данный момент нет на предприятии.
Контрольно-ревизионный отдел предприятие вправе создать, на основании распоряжения директора, для системы контроля за установленным порядком ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Контрольно-ревизионный отдел представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия. Контрольно-ревизионный отдел должен систематически контролировать деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранению выявленных нарушений. Организация контрольно-ревизионного отдела как функции управления предприятием подразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационные требования взаимоотношений с подразделениями и персоналом предприятия.
Состав данного отдела может состоять из:
начальника контрольно-ревизионного отдела;
контролера-ревизора;
ревизора.
В задачи контрольно-ревизионного отдела должно входить создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия.
На внутренних контролеров могут возлагаться и функции управленческого аудита, целью которого является изучение деловых операций для выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата, что, в свою очередь, будет помогать руководителям в выполнении их функций, выборе правильной политики предприятия.
Контрольно-ревизионный отдел ООО «Гринвест» должен быть независим от руководителей подразделений, с целью сохранения его объективности. Подчиняться данная служба должна непосредственно Генеральному директору ООО «Гринвест». Комплектование службы следует производить за счет высококвалифицированных и заслуживших доверие специалистов, знающих специфику предприятия, его организационную структуру, круг вопросов, который подлежит проверке, законодательные и нормативные акты, умеющие владеть техникой и методикой проведения проверок.
Работа службы контрольно-ревизионного отдела на предприятии должен организовываться в соответствии с индивидуальными и календарными планами работ, которые должны быть утверждены руководителем предприятия. По окончании любого вида работ контрольно-ревизионный отдел должен представлять руководителю ООО «Гринвест» отчет, позволяющий привлечь внимание руководителя к выявленным или возможным нарушениям. Работа контрольно-ревизионного отдела считается выполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах контрольно-ревизионного отдела, рассмотрены руководителем предприятия и когда издано официальное распоряжение о принятии рекомендаций контрольно-ревизионного отдела.
Цель контроля цикла выпуска и продажи готовой продукции, осуществляемой создаваемым контрольно-ревизионным отделом, заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, т.е. выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи. При этом в процессе контроля решается комплекс взаимосвязанных задач:
анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству;
проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;
изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;
оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;
анализируется правильность и законность организации учета операций, связанных с движением готовой продукции;
контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.
Один из вариантов системы контроля учета готовой продукции и ее продажи представлен в приложении (Приложение 14).
Объекты контроля учета готовой продукции и ее продажи включают бухгалтерские документы, отчетность экономического субъекта и прочую внеучетную информацию (Приложение 15).
Внутренний контроль организации бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции рекомендуется проводить по следующим направлениям:
изучение учетной политики в части использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)";
осуществление арифметической проверки расчетов отклонений фактической производственной себестоимости, выпущенной из производства продукции, от нормативной (плановой) себестоимости;
контроль правильности организации учета готовой продукции и ее списания;
проверка правомерности распределения расходов на продажу счета 44 "Расходы на продажу" по видам продукции;
анализ операций по продаже, который включает проверку достоверности отражения сумм фактической себестоимости отгруженной продукции на основании данных аналитического учета и первичных документов складского учета, правильности (своевременности) отражения суммы выручки за отгруженную продукцию на счете 90 "Продажи" на основании первичных документов.
Результаты проверки оформляются в форме рабочих документов контроля аналитического и синтетического учета готовой продукции и ее продажи на предприятии (табл.3.4)
Таблица 3.4
Рабочий документ «Результаты проверки»
№ п/п | Характер нарушений | Влияние нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности |
1 | 2 | 3 |
1 | Неполное отражение в учёте готовой продукции | Искажение отчетности |
2 | Отгрузка продукции по договорам, срок действия которых закончился и не пролонгирован | Возникновение дебиторской задолженности с риском отсутствия ее погашения
|
Техника проверки организации учета готовой продукции и ее продажи с применением счета 40 приведена в табл.3.5.
Таблица 3.5
Контроль организации бухгалтерского учета выпуска и продажи
готовой продукции
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма по данным бух. учета тыс.руб | Сумма по расчету провер- ки тыс.руб | Суммо-вые Расхож-дения | Характер нарушений | |
Дебет | Кредит | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Учет готовой продукции ведется по нормативной (плановой) себестоимости на счете 43 «Готовая продукция» с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» | ||||||
Оприходована готовая продукция на склад по нормативной (плановой) себестоимости Отражена фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции Списана нормативная себестоимость отгруженной за месяц продукции Сторнировочная запись в конце месяца на сумму превышения (экономии) нормативной себестоимости над фактической по отгруженной за месяц продукции Обычная запись в конце месяца на сумму снижения (перерасхода) нормативной себестоимости над фактической по отгруженной за месяц продукции
| 43
40
90-2
90-2
90-2 | 40
20
43
40
40 | 6000
5997
5000
3
- | 6000
5997
5000
3
- | -
-
-
-
- | Нарушений не выявлено
Нарушений не выявлено
Нарушений не выявлено
Нарушений не выявлено
- |
Учет продажи готовой продукции по мере ее отгрузки | ||||||
Отражена выручка от продажи готовой продукции Отражена сумма НДС по отгруженной продукции Поступила выручка на расчетный счет Списаны расходы на продажу Отражен результат от продажи готовой продукции - прибыль | 62
90-3
51
90-2
90-9
| 90-1 «Выручка»
68
62
44
99 | 9600
1600
9600
700
2303 | 9600
1600
9600
700
2303 | -
-
-
-
- | Нарушений не выявлено
Нарушений не выявлено
Нарушений не выявлено Нарушений не выявлено Нарушений не выявлено
|
В процессе контроля необходимо также установить достоверность сумм аналитического и синтетического учета по счетам, отражающим движение готовой продукции, на основании первичных учетных документов. С этой целью суммы, отраженные в первичном документе, сопоставляются с данными регистров аналитического и синтетического учета по анализируемому счету за определенный период.
Наряду с внутренним контролем, предприятию предлагается осуществлять контроль эффективности сегментов бизнеса. Сегмент бизнеса - это любой элемент коммерческой деятельности предприятия, который может быть рассмотрен в аспекте расширения или сокращения этой деятельности. ООО «Гринвест» рекомендуется в качестве сегментов бизнеса выделить: вид продукции, тип покупателя, географический район сбыта. В связи с этим целесообразно составлять внутреннюю сегментарную отчетность по указанным элементам. Это позволит выявить наиболее рентабельные сегменты и направления бизнеса, требующие более продуманной сбытовой политики.
Присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита. В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с покупателями по коммерческим договорам каждому покупателю рекомендуется присвоение категории риска: высокий, средний, низкий.
Ранжирование покупателей по категориям риска следует вменить в должностные обязанности начальник отдела реализации и маркетинга. Основными критериями должны выступать:
степень выполнения обязательств по расчетам за продукцию. На основе статистического учета следует определять степень выполнения договорных обязательств отдельными покупателями, а также группами покупателей, сформированными по различным признакам - критериям рыночного сегментирования (география, размеры организации, отраслевая принадлежность и др.). Если ранее конкретный заказчик не имел хозяйственных связей с организацией (является совершенно "новым" контрагентом), то категория риска его заказа определяется на основе степени выполнения обязательств той характерной группой заказчиков (покупателей), к которой он отнесен в соответствии с критериями рыночной сегментации;
наличие и содержание первичной информации о заказчике (банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций и т.п.).
В целях предупреждения ситуации роста просроченной дебиторской задолженности, покупателям с учетом категории риска их заказов ставятся в соответствие параметры коммерческого кредита (лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования). Установление параметров кредитования следует возложить на начальника отдела реализации и маркетинга и главного бухгалтера. Эти параметры по каждому классу риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе "Положения о сбытовой политике".