Учет и анализ товарных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Торговля это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Розничная реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности……………………………………………………………………....6
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и резервы роста розничного товарооборота……………………………………………………….6
1.2 Источники информации и показатели оценки товарооборота розничной торговой организации…………………………………………………………...10
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации………………………………………………………………………14
2. Анализ розничного товарооборота…………………………………………..18
2.1 Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре…………………………………………..18
2.2 Анализ качества торгового обслуживания покупателей и рациональности товародвижения………………………………………………………………….22
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота, выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов его роста………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………….…………33
Список использованных источников…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

АХД ТО.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

     Ассортимент товаров – это перечень наименований товаров. Различают полный ассортимент (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент, а также основной и дополнительный ассортимент. К основному ассортименту относятся товары, формирующие основную часть объема продаж торговой организации. Товары дополнительного ассортимента реализуются в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли

     При анализе определяют коэффициент  обновления ассортимента как отношение  новых товаров по определенной группе к общему числу их разновидностей.

     Также при анализе определяют степень  выполнения плана по ассортименту. Для расчета среднего процента по ассортименту необходимо разделить  товарооборот, засчитанный в счет плана, на величину планового товарооборота. Выполнение плана по ассортименту не всегда означает выполнение плана по структуре.

     Анализ  товарооборота торгового предприятия  по товарной структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и  товарных групп в общем объеме товарооборота, а также определение динамики структурных сдвигов. Результаты анализа используются для изучения влияния структуры товарооборота на основные показатели деятельности: валовой доход, издержки, прибыль и выявления соответствия структуры товарного предложения покупательскому спросу – и оказывают решающее воздействие на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков [9. c. 21].

     Анализ  товарооборота по товарным группам  и отдельным товарам ведется  на основе данных квартальных и годовых отчетов о реализации товаров. Выявленные результаты позволяют определить положительные стороны работы, закрепить и развивать их в планируемом периоде, а также вскрыть недостатки и наметить мероприятия по их устранению на перспективу.

     Установив изменения в структуре товарооборота, необходимо определить причины, вызвавшие  изменения товарооборота. Это является важнейшим моментом анализа товарооборота. Здесь можно использовать формулу  балансовой увязки показателей товарооборота:  

                              3н + П = ТО+ В + Е + У + 3к,                                         (1.6)

      
где 3н – товарные запасы на начало планируемого периода;  
П – поступление товаров; ТО – реализация (продажа) по общему объему и по отдельным товарным группам; В – выбытие товара (возврат на склад или передача в другой отдел); Е – естественная убыль; У – уценка товаров; 3к – товарные запасы на конец периода.

     Влияние на объем товарооборота показателей  товарного баланса можно рассчитать балансовым методом путем исчисления разницы между фактическими и плановыми (базисными) величинами.

     Анализ  товарооборота завершается выводами по итогам и определением перспектив роста общего объема и изменений  структуры реализации товаров. Выводы, обобщения и предложения используются при разработке прогноза продаж и как действенное средство хозяйственного руководства, посредством которого осуществляется контроль и разрабатываются меры, обеспечивающие неуклонный рост товарооборота.  

     1.3 Организационно-экономические  особенности деятельности торговой организации 

      Основным  видом деятельности ООО «Крисон» является розничная торговля. Магазин производит продажу населению следующих видов товаров: муку, хлеб и хлебобулочную продукцию, печенье, молочные продукты, вина и ликёроводочную продукцию, вкусовые товары (чай, кофе, специи, сигареты и др.), масла растительные и животные и многое другое.

      В магазине ООО «Крисон» присутствуют следующие элементы культуры торговли:

    1. Наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров
    2. Внешнее оформление магазина:
      • дизайн здания
      • благоустройство территории
      • наличие крыльца
      • наличие поручней
      • наличие освещения
    3. Интерьер магазина
  • светлый и успокаивающий цвет стен
  • чистота в помещении
    1. Внешний вид торговых работников
  • наличие униформы у продавцов
  • чистые и аккуратные руки
    1. Квалификация торговых работников
  • умение быстро и несуетливо обслужить покупателей
  • грамотная речь
  • знание ассортимента товаров
    1. Наличие современного оборудования
  • электронные весы
  • холодильное оборудование и стеллажи
    1. Рекламно-информационная поддержка
  • бейджи
  • ценники
  • выкладка товаров
  • направление движения покупательских потоков
    1. Соблюдение правил торговли:
  • расчёты с покупателями за товары осуществляются с применением ККМ
  • продавец передаёт покупателю товар надлежащего качества
  • информация о продовольственных товарах: наименование входящих в состав пищевых продуктов, сведения о пищевой ценности, назначение, способы и условия приготовления, условия хранения, дата изготовления и дата упаковки товара, противопоказания для употребления в пищу, сведения о государственной регистрации.

    Вся площадь магазина подразделяется на 5 групп помещений:

  • Торговая площадь – она включает в себя площадь торгового зала плюс площади для оказания дополнительных услуг.
  • Помещения для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже – склады, помещения для расфасовывания товаров и т.д.
  • Подсобные помещения – склады для хранения тары и инвентаря.
  • Административно-бытовые помещения – кабинет директора, гардероб, столовая, санузел, разгрузочная комната.
  • Технические помещения – стационарные холодильные установки, лифты, подъёмники.

    В магазине имеются 5 отделов:

  • Вино-водка
  • Молочный
  • Хлебобулочный
  • Кондитерский

      Структура предприятия ООО «Крисон» – корпоративная. Предприятие имеет руководство в лице генерального директора, он осуществляет общее руководство производственно – хозяйственной и финансово – экономической деятельностью предприятия.

     Организационная структура ООО «Крисон» приведена на рисунке 1.2. 

 

     Рисунок 1.2 -  Организационная  структура ООО «Крисон»

     Примечание  – Источник: собственная разработка

     Среднесписочная численность работников магазина ООО «Крисон» за 2010г. составила 64 чел., что на 7 человек больше чем за аналогичный период 2009г. Половину из данного увеличения составляют продавцы в отделах. Численность продавцов за 2010г. увеличилась на 5 человек и составила 38 чел., что составляет 59,4% (38:64*100) от их общего количества.

     Для работников коллектива характерен высокий образовательный уровень. Так, в торговой организации работают 22,9% сотрудников с высшим образованием, 51,9% работников со средним специальным и профессионально-техническим образованием. При этом 22% работников обучаются в высших и средних специальных учебных заведениях.

     Динамику основных финансово-экономических показателей деятельности магазина ООО «Крисон» представим в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Основные технико-экономические  показатели деятельности магазина ООО «Крисон» за 2008-2010 гг.

Показатели 2008 2009 2010г. Изменение                 (+/-) Темп роста,%
1 2 3 4 5 6
1.Товарооборот (с НДС), млн. руб.:             
- в действующих ценах 34267 39628 44407 +4779 112,1
- в сопоставимых ценах  34267 37264 40224 +596 107,9

                                                                         

                                                                          

1   2 3 4 5
2.Доход  от реализации, млн. руб. 6745,1 7521,4 8361,8 +840,4 111,2
    в % к товарообороту 19,68 18,98 18,83 -0,15 -
3.Налоги  и отчисления из дохода, млн.  руб. 198,7 221,9 164,3 -102,5 74
    в % к товарообороту 0,58 0,56 0,37 -0,19 -
4.Доход,  остающийся в распоряжении организации млн. руб. 6425,7 7315,3 8210,9 +895,6 112,2
    в % к товарообороту  18,75 18,46 18,49 -0,03 -
5.Расходы  на реализацию, млн. руб. 5678,0 6431,6 7211,7 +780,1 112,1
    в % к товарообороту 16,57 16,23 16,24 +0,01 -
6.Прибыль  от реализации, млн. руб. 747,7 903,5 1025,8 +122,3 113,5
    в % к товарообороту 2,18 2,28 2,31 +0,03 -
7.Прибыль  от операционной деятельности, млн.  руб. 12,7 68,9 78,2 +9,3 113,5
    в % к товарообороту 0,037 0,174 0,176 -0,002 -
8.Внереализационный  финансовый результат, млн. руб. +278,1 -427,9 -484 -56,1 113,1
    в % к товарообороту 0,811 -1,08 -1,09 -0,01 -
9.Прибыль  отчётного периода, млн. руб. 1038,5 546,9 617,3 +70,4 112,9
    в % к товарообороту 3,03 1,38 1,39 +0,01 -
10.Среднесписочная  численность работников, чел. 56 57 64 +7 112,3
11.Товарооборот  на одного работника, млн. руб.:          
  - в действующих ценах 611,9 695,2 693,8 -1,4 99,8
  - в сопоставимых ценах 611,9 653,7 628,5       -66,7 90,4
12.Фонд  оплаты труда, млн. руб. 48,7 50,9 69,1      +18,2 135,7
13.Среднемесячная  заработная плата одного работника, тыс. руб. 624,1 892,9 1079,6 +186,7 120,9
14.Торговая  площадь, кв.м. 525 525 525 0,0 100,0
15.Товарооборот  на 1 кв.м. торговой площади, млн. руб.:          
  - в действующих ценах 65,27 75,5 84,6 +9,1 112,1
  - в сопоставимых ценах 65,27 70,98 76,6 +1,1 101,5

            Примечание - Источник: собственная разработка

     Согласно  данным, представленным в таблице 1.1, общая сумма розничного товарооборота магазина ООО «Крисон» в действующих ценах за 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009г. увеличилась на 4779 млн. руб., или на 12,1% и на 10140 млн.руб. по сравнением с 2008 г. или на 129,6%. На динамику товарооборота влияет рост цен на товары. Таким образом, розничный товарооборот торговой организации за 2010г. в сопоставимых ценах (без учёта инфляции) составил 40224 млн. руб., что на 1,5% больше показателя за тот же период 2009г. Доход от реализации за 2010г. составил 8361,8 млн. руб., в 2009г. - 7521,4 млн. руб., 2008г. – 6745,1 что на 840,4 млн. руб. больше, чем в 2009г. и на 1616,7 больше, чем в 2010г. Расходы на реализацию в 2010г. составили 7211 млн. руб., прибыль от реализации 1025,8млн. руб. Все эти данные говорят о  стабильном экономическом росте магазина ООО «Крисон

2 АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА 

     2.1 Анализ выполнения  плана и динамики  розничного товарооборота  по общему объему, составу и структуре 

     Розничный товарооборот может выступать как  один из показателей, определяющих мощность торговой организации, так как по его величине можно судить об объёме деятельности организации. Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торговой организации, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщённом виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

     Развитие  розничного товарооборота ООО «Крисон» по отношению к плану  за 2009-2010гг. представлено в таблице 2.1. Выполнение плана розничного товарооборота ООО «Крисон» за 2009-2010гг.

Таблица 2.1 - Выполнение плана розничного товарооборота  ООО «Крисон» за 2009-2010гг.

Показатель Факт

за прош.

год

2010 Отклонение В %

к прошл.

году

план факт % выпол. от

плана

от прош.

года

    1
2 3 4 5 6 7 8
Розничный товарооборот, млн.руб:

в действующих  ценах

 
 
 
39628
 
 
 
43500
 
 
 
44407
 
 
 
102,1
 
 
 
+907
 
 
 
+4779
 
 
 
+112,1
в сопоставимых ценах 39628 х 40224 х х +596 +101,5

Информация о работе Учет и анализ товарных операций