Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:19, курсовая работа
Торговля это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Розничная реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности……………………………………………………………………....6
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и резервы роста розничного товарооборота……………………………………………………….6
1.2 Источники информации и показатели оценки товарооборота розничной торговой организации…………………………………………………………...10
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации………………………………………………………………………14
2. Анализ розничного товарооборота…………………………………………..18
2.1 Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре…………………………………………..18
2.2 Анализ качества торгового обслуживания покупателей и рациональности товародвижения………………………………………………………………….22
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота, выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов его роста………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………….…………33
Список использованных источников…………………………………………...36
Ассортимент товаров – это перечень наименований товаров. Различают полный ассортимент (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент, а также основной и дополнительный ассортимент. К основному ассортименту относятся товары, формирующие основную часть объема продаж торговой организации. Товары дополнительного ассортимента реализуются в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли
При анализе определяют коэффициент обновления ассортимента как отношение новых товаров по определенной группе к общему числу их разновидностей.
Также при анализе определяют степень выполнения плана по ассортименту. Для расчета среднего процента по ассортименту необходимо разделить товарооборот, засчитанный в счет плана, на величину планового товарооборота. Выполнение плана по ассортименту не всегда означает выполнение плана по структуре.
Анализ
товарооборота торгового
Анализ товарооборота по товарным группам и отдельным товарам ведется на основе данных квартальных и годовых отчетов о реализации товаров. Выявленные результаты позволяют определить положительные стороны работы, закрепить и развивать их в планируемом периоде, а также вскрыть недостатки и наметить мероприятия по их устранению на перспективу.
Установив
изменения в структуре
3н + П = ТО+ В + Е + У + 3к,
где 3н – товарные запасы на начало планируемого
периода;
П – поступление товаров; ТО – реализация
(продажа) по общему объему и по отдельным
товарным группам; В – выбытие товара
(возврат на склад или передача в другой
отдел); Е – естественная убыль; У – уценка
товаров; 3к – товарные запасы на конец
периода.
Влияние
на объем товарооборота
Анализ
товарооборота завершается
1.3
Организационно-экономические
особенности деятельности
торговой организации
Основным видом деятельности ООО «Крисон» является розничная торговля. Магазин производит продажу населению следующих видов товаров: муку, хлеб и хлебобулочную продукцию, печенье, молочные продукты, вина и ликёроводочную продукцию, вкусовые товары (чай, кофе, специи, сигареты и др.), масла растительные и животные и многое другое.
В магазине ООО «Крисон» присутствуют следующие элементы культуры торговли:
Вся площадь магазина подразделяется на 5 групп помещений:
В магазине имеются 5 отделов:
Структура предприятия ООО «Крисон» – корпоративная. Предприятие имеет руководство в лице генерального директора, он осуществляет общее руководство производственно – хозяйственной и финансово – экономической деятельностью предприятия.
Организационная
структура ООО «Крисон»
приведена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Организационная структура ООО «Крисон»
Примечание – Источник: собственная разработка
Среднесписочная численность работников магазина ООО «Крисон» за 2010г. составила 64 чел., что на 7 человек больше чем за аналогичный период 2009г. Половину из данного увеличения составляют продавцы в отделах. Численность продавцов за 2010г. увеличилась на 5 человек и составила 38 чел., что составляет 59,4% (38:64*100) от их общего количества.
Для работников коллектива характерен высокий образовательный уровень. Так, в торговой организации работают 22,9% сотрудников с высшим образованием, 51,9% работников со средним специальным и профессионально-техническим образованием. При этом 22% работников обучаются в высших и средних специальных учебных заведениях.
Динамику основных финансово-экономических показателей деятельности магазина ООО «Крисон» представим в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности магазина ООО «Крисон» за 2008-2010 гг.
Показатели | 2008 | 2009 | 2010г. | Изменение (+/-) | Темп роста,% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Товарооборот (с НДС), млн. руб.: | |||||
- в действующих ценах | 34267 | 39628 | 44407 | +4779 | 112,1 |
- в сопоставимых ценах | 34267 | 37264 | 40224 | +596 | 107,9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
2.Доход от реализации, млн. руб. | 6745,1 | 7521,4 | 8361,8 | +840,4 | 111,2 | ||||
в % к товарообороту | 19,68 | 18,98 | 18,83 | -0,15 | - | ||||
3.Налоги и отчисления из дохода, млн. руб. | 198,7 | 221,9 | 164,3 | -102,5 | 74 | ||||
в % к товарообороту | 0,58 | 0,56 | 0,37 | -0,19 | - | ||||
4.Доход,
остающийся в распоряжении |
6425,7 | 7315,3 | 8210,9 | +895,6 | 112,2 | ||||
в % к товарообороту | 18,75 | 18,46 | 18,49 | -0,03 | - | ||||
5.Расходы на реализацию, млн. руб. | 5678,0 | 6431,6 | 7211,7 | +780,1 | 112,1 | ||||
в % к товарообороту | 16,57 | 16,23 | 16,24 | +0,01 | - | ||||
6.Прибыль от реализации, млн. руб. | 747,7 | 903,5 | 1025,8 | +122,3 | 113,5 | ||||
в % к товарообороту | 2,18 | 2,28 | 2,31 | +0,03 | - | ||||
7.Прибыль от операционной деятельности, млн. руб. | 12,7 | 68,9 | 78,2 | +9,3 | 113,5 | ||||
в % к товарообороту | 0,037 | 0,174 | 0,176 | -0,002 | - | ||||
8.Внереализационный
финансовый результат, млн. |
+278,1 | -427,9 | -484 | -56,1 | 113,1 | ||||
в % к товарообороту | 0,811 | -1,08 | -1,09 | -0,01 | - | ||||
9.Прибыль отчётного периода, млн. руб. | 1038,5 | 546,9 | 617,3 | +70,4 | 112,9 | ||||
в % к товарообороту | 3,03 | 1,38 | 1,39 | +0,01 | - | ||||
10.Среднесписочная численность работников, чел. | 56 | 57 | 64 | +7 | 112,3 | ||||
11.Товарооборот
на одного работника, млн. руб. |
|||||||||
- в действующих ценах | 611,9 | 695,2 | 693,8 | -1,4 | 99,8 | ||||
- в сопоставимых ценах | 611,9 | 653,7 | 628,5 | -66,7 | 90,4 | ||||
12.Фонд оплаты труда, млн. руб. | 48,7 | 50,9 | 69,1 | +18,2 | 135,7 | ||||
13.Среднемесячная
заработная плата одного |
624,1 | 892,9 | 1079,6 | +186,7 | 120,9 | ||||
14.Торговая площадь, кв.м. | 525 | 525 | 525 | 0,0 | 100,0 | ||||
15.Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади, млн. руб.: | |||||||||
- в действующих ценах | 65,27 | 75,5 | 84,6 | +9,1 | 112,1 | ||||
- в сопоставимых ценах | 65,27 | 70,98 | 76,6 | +1,1 | 101,5 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Согласно данным, представленным в таблице 1.1, общая сумма розничного товарооборота магазина ООО «Крисон» в действующих ценах за 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009г. увеличилась на 4779 млн. руб., или на 12,1% и на 10140 млн.руб. по сравнением с 2008 г. или на 129,6%. На динамику товарооборота влияет рост цен на товары. Таким образом, розничный товарооборот торговой организации за 2010г. в сопоставимых ценах (без учёта инфляции) составил 40224 млн. руб., что на 1,5% больше показателя за тот же период 2009г. Доход от реализации за 2010г. составил 8361,8 млн. руб., в 2009г. - 7521,4 млн. руб., 2008г. – 6745,1 что на 840,4 млн. руб. больше, чем в 2009г. и на 1616,7 больше, чем в 2010г. Расходы на реализацию в 2010г. составили 7211 млн. руб., прибыль от реализации 1025,8млн. руб. Все эти данные говорят о стабильном экономическом росте магазина ООО «Крисон
2
АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
2.1
Анализ выполнения
плана и динамики
розничного товарооборота
по общему объему,
составу и структуре
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торговой организации, так как по его величине можно судить об объёме деятельности организации. Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торговой организации, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщённом виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Развитие розничного товарооборота ООО «Крисон» по отношению к плану за 2009-2010гг. представлено в таблице 2.1. Выполнение плана розничного товарооборота ООО «Крисон» за 2009-2010гг.
Таблица 2.1 - Выполнение плана розничного товарооборота ООО «Крисон» за 2009-2010гг.
Показатель | Факт
за прош. год |
2010 | Отклонение | В %
к прошл. году | |||
план | факт | % выпол. | от
плана |
от прош.
года | |||
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Розничный
товарооборот, млн.руб:
в действующих ценах |
39628 |
43500 |
44407 |
102,1 |
+907 |
+4779 |
+112,1 |
в сопоставимых ценах | 39628 | х | 40224 | х | х | +596 | +101,5 |