Учет и анализ товарных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Торговля это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Розничная реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности……………………………………………………………………....6
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и резервы роста розничного товарооборота……………………………………………………….6
1.2 Источники информации и показатели оценки товарооборота розничной торговой организации…………………………………………………………...10
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации………………………………………………………………………14
2. Анализ розничного товарооборота…………………………………………..18
2.1 Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре…………………………………………..18
2.2 Анализ качества торгового обслуживания покупателей и рациональности товародвижения………………………………………………………………….22
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота, выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов его роста………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………….…………33
Список использованных источников…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

АХД ТО.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

     Как экономический показатель розничный товарооборот имеет ряд недостатков, его рост не всегда означает действительное удовлетворение спроса. Это связано с тем, что величина объема товарооборота может значительно меняться под влиянием ценовых и структурных изменений. Например, при росте объема реализации в стоимостных показателях может наблюдаться его снижение в натуральном выражении [3. c. 68].

     Основной  из задач анализа товарооборота  является изучение, количественное измерение  и обобщение влияния факторов на динамику и изменение объема товарооборота. При использовании факторного метода вначале изучается влияние различных факторов на объем и структуру товарооборота, затем - связи между факторами и отбираются наиболее значимые из них, оказывающие наибольшее влияние на изменение объема реализации. Эта информация используется при планировании товарооборота.

     На  объем и структуру товарооборота  оказывают влияние различные  факторы, но, прежде всего экономические, воздействующие на величину спроса.

     Цены  на товары растут с разной скоростью, поэтому очень важно проанализировать воздействие различных показателей инфляции на многообразные типы товаров, которые продает предприятие. Например, высокий уровень инфляции на товары, цена на которые является определяющим фактором, может привести к резкому сокращению объема продаж. Процентная ставка по ссудам играет важную роль для торговых предприятий. Во-первых, ее изменение значительно влияет на стоимость ссуд для торговли. Во-вторых, значительное увеличение процентной ставки может оказать тормозящее воздействие на спрос, особенно для торговых фирм, специализирующихся на товарах длительного пользования.

     Тенденции развития экономики (стабилизация, рост или спад) будут иметь определяющее воздействие на рынок, на котором  работает предприятие.

     Развитие  конкуренции, особенно в розничной торговле, приводит к тому, что покупатели становятся все более избирательны при выборе магазина. Несмотря на то что их интересуют прежде всего цена и качество товаров, все большее внимание покупатели обращают на уровень и методы торгового обслуживания, предоставляемые услуги, а также на стиль и дизайн торговых предприятий.

     Политические  факторы тесно переплетены как  на общегосударственном, так и на местном уровне. Особенно важны для  торговых предприятий налоги, ограничения  в ценообразовании, перспективы жилищного строительства, коммерческие, дорожно-транспортные и другие проекты местных властей [4. c. 261].

     Аналитическая работа завершается составлением плана  мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия

     Таким образом, анализ розничного товарооборота помогает руководителям предприятия вовремя выявить недостатки в структуре товарооборота по группам, зависимость товарооборота от движения и наличия запасов, численности работников и их производительности, изменения цен, учесть все это в своей работе и прогнозировать деятельность предприятия в ближайшем будущем.

     1.2 Источники информации  и показатели оценки  товарооборота розничной  торговой организации

 
 

     В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража.

     Фактический объем розничной реализации товаров  в продажных ценах справочно  показывается в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках"(Приложение А).

       Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров" (срочная, месячная) (Приложение Б), форма № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасов товаров" (срочная, месячная) (Приложение В), форма № 3-торг "Отчет по розничной торговле" (квартальная). В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятия общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.

     В "Отчете о продаже и запасах  товаров" содержится информация о  реализации продовольственных товаров  в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).

     "Отчет  по розничной торговле" составляется  нарастающим итогом с начала  года. В первом разделе отчета  приводится информация о продаже  товаров населению и товарных  запасах в розничной сети и  на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственной групп товаров). Во втором разделе "Отчета по розничной торговле" содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе - о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода. В четвертом разделе отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

     В "Отчете о продаже и запасах  товаров" и в "Отчете по розничной  торговле" розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать.

     В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой "Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции", где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и годовой "Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров", в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.

     Информацию  о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров  бухгалтерского учета по счету "Реализация продукции (работ и услуг)", данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.

     Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящий организации, утвержденные нормы, нормативы, тариф, ставки, цены и т.д.

     К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем  товарооборота в стоимостном  выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

     Анализ  показателей товарооборота позволяет  установить основные качественные и  количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период.

     По  результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз  продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения  в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

     Данные  бухгалтерской, статистической и оперативной  отчетности являются основными источниками  информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды [5. c. 158].

     Анализируя  товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью  рассчитывается динамика товарооборота  в текущих и сопоставимых ценах.

     Динамика  роста товарооборота в текущих  ценах (ДТО) рассчитывается по формуле: 

     ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах* 100 /Фактический товарооборот прошлого года                                            (1.1) 

     Динамику  роста товарооборота в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:  

     ДТО сопост. цены = Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах*100 / Фактический товарооборот прошлого года      (1.2) 

     Если  в анализируемом периоде изменились цены, то фактические данные по продаже  товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период. Индекс цен рассчитывается по формуле: 

                                           I цен = Ц отч / Ц баз                                           (1.3)

      
где Цотч — цена в отчетном периоде, Цбаз— цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%.

     Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:

       (1.4)

     Дальнейший  анализ общего объема товарооборота  проводят по кварталам, что позволяет  определить равномерность продаж на протяжении года и выявить степень  удовлетворения покупательского спроса по сезонам.

     При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота по формуле:  

     Критм = товарооборот в пределах плана / товарооборот по плану    (1.5) 

     При расчетах коэффициента ритмичности  объем продаж можно учитывать  в абсолютных суммах в денежном выражении  или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице [9. c. 17].

     Экономически  обоснованные прогнозы товарооборота  по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и связанных с ним других показателей торговой деятельности предприятия. После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потребления молока и молочных продуктов, овощей, фруктов. А в I и IV кварталах возрастает потребление мяса, колбасных изделий, птицы.

     Анализ  выполнения прогноза продаж по кварталам  необходимо дополнить анализом продажи  товаров по месяцам. Этот анализ позволяет  оценить равномерность выполнения прогноза товарооборота внутри кварталов, своевременно выявить причины наметившегося несоответствия фактических данных прогнозируемым и принять соответствующие меры.

     В качестве продолжения и конкретизации  анализа общего объема товарооборота изучают ассортимент и структуру товарооборота. Успех деятельности торговой организации в значительной степени зависит от обоснованного формирования ассортимента товаров, соответствующего требованиям покупателей.

Информация о работе Учет и анализ товарных операций