Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:19, курсовая работа
Торговля это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Розничная реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности……………………………………………………………………....6
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и резервы роста розничного товарооборота……………………………………………………….6
1.2 Источники информации и показатели оценки товарооборота розничной торговой организации…………………………………………………………...10
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации………………………………………………………………………14
2. Анализ розничного товарооборота…………………………………………..18
2.1 Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре…………………………………………..18
2.2 Анализ качества торгового обслуживания покупателей и рациональности товародвижения………………………………………………………………….22
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота, выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов его роста………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………….…………33
Список использованных источников…………………………………………...36
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Рыба и морепрд-ты | 3815 | 9,6 | 4340 | 9,8 | +0,2 | 113,8 | ||
Молочная прдукция | 4577 | 11,5 | 5209 | 11,7 | +0,2 | 113,8 | ||
Сахар | 1311 | 3,3 | 1361 | 3,1 | -0,2 | 103,8 | ||
Кондит.изд. | 3888 | 9,8 | 4174 | 9,4 | -0,4 | 107,3 | ||
Чай | 1057 | 2,7 | 1236 | 2,8 | +0,1 | 116,9 | ||
Кофе | 1093 | 2,8 | 1195 | 2,7 | -0,1 | 109,3 | ||
Водка | 4650 | 11,7 | 5167 | 11,6 | -0,1 | 111,1 | ||
Вино | 1965 | 5 | 2188 | 4,9 | -0,1 | 111,3 | ||
Пиво | 2799 | 7,1 | 3223 | 7,3 | +0,2 | 115,1 | ||
Безалк.нап. | 1928 | 4,7 | 2023 | 4,6 | -0,1 | 104,9 | ||
Соки | 1310 | 3,3 | 1485 | 3,3 | 0 | 113,3 | ||
Крупы | 1456 | 3,7 | 1567 | 3,5 | -0,2 | 107,6 | ||
Прочие прод. товары | 2040 | 5,2 | 2560 | 5,8 | +0,6 | 125,5 | ||
Всего | 39628 | 100 | 44407 | 100 | - | 112,1 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Из
данных таблицы 2.4 видно, что розничная
реализация всех товаров в динамике
растет высокими темпами, что вызвано
в основном повышением розничных
цен. Неравномерность развития розничного
товарооборота в ассортиментном
разрезе в динамике привела к изменению
его структуры, которая характеризуется
удельным весом (долей) отдельных товарных
групп и товаров в общем объеме товарооборота.
Так, по сравнению с прошлым годом возросла
доля в товарообороте колбасных изделий,
рыбы и морепродуктах, молочной продукции,
чая, пива, и прочих продовольственных
товаров.
2.2
Анализ качества
торгового обслуживания
покупателей и
рациональности товародвижения
Качество торгового обслуживания населения – обширное и емкое понятие. Оно включает степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, культуру торговли, развитие прогрессивных форм торгового обслуживания населения, оказание дополнительных услуг покупателям, время их обслуживания и т.п. Анализ качества торгового обслуживания покупателей обычно начинают с изучения выполнения плана и динамики розничного товарооборота в ассортиментном разрезе. Однако данные о развитии реализации товаров по укрупненным товарным группам не могут служить основанием для оценки удовлетворения покупательского спроса. Для изучения этого вопроса используют материалы книг учета удовлетворенного и неудовлетворенного спроса покупателей, по данным которых устанавливают случаи и причины отсутствия в розничной торговой сети нужных для населения товаров.
Для
оценки качества торгового обслуживания
населения необходимо иметь информацию
об ассортименте и качестве реализуемых
товаров, соблюдении ассортиментного
минимума, культуре и скорости обслуживания
покупателей. Получить указанную информацию
можно путем проведения специальных обследований
и анкетного опроса покупателей. Качество
обслуживания может быть оценено покупателями
оценками "отличное", "хорошее",
"удовлетворительное" и "неудовлетворительное".
Изучение доли каждого вида ответов в
общем их числе позволяет дать оценку
качества торгового обслуживания населения.
Для обобщающей оценки результатов обследования
по следующей формуле определяют комплексный
показатель качества обслуживания покупателей
(Ккач):
Ккач
= ∑Х1
+ ∑2
- ∑Х4
/ ∑Х1
+ ∑Х2
+ ∑Х3
+ ∑Х4,
(2.4)
где Х1 - ответы "отличное"; Х2 - ответы "хорошее"; Х3 - ответы "удовлетворительное"; Х4 - ответы "неудовлетворительное".
Чем выше значимость показателя Ккач, тем лучше обслуживаются покупатели. Предел его значения может быть равен 1, когда все покупатели оценили обслуживание как "отличное" и "хорошее". При коэффициенте, равном 0,90 и выше, качество обслуживания считается отличным; от 0,89 до 0,80 - хорошим; от 0,79 до 0,70 - удовлетворительным и ниже 0,70 - неудовлетворительным.
Анкетный опрос, проведенный в ООО «Крисон» в период с 01.12.2010 г. по 31.12.2010 г., дал следующую оценку качества обслуживания: "отличное" - 296 чел., "хорошее" - 387, "удовлетворительное" - 29 и "неудовлетворительное" - 17 чел. Комплектный показатель качества торгового обслуживания населения составил:
0,91 = (296 + 387 – 17) / (296 + 387 + 29 +17)
то есть
качество обслуживания покупателей
в ООО «Крисон» отличное.
2.3
Факторный анализ
розничного товарооборота,
выявление и обобщение
упущенных возможностей
и прогнозных резервов
его роста
Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех основных групп факторов:
1) обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;
2)
обеспеченности трудовыми
3)
состояния, развития и
Главный фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
Зн + П = Р + В +Зк,
где Зн — запасы товаров на начало
отчетного периода; П — поступление
товаров; Р - розничный товарооборот;
В — прочее выбытие товаров; Зк —
запасы товаров на конец отчетного периода.
Влияние
показателей товарного баланса на развитие
розничного товарооборота можно определить,
применив следующую формулу:
Следовательно,
на выполнение плана и динамику розничного
товарооборота положительное
Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. В товарный баланс должны включаться все запасы товаров (текущие, сезонные и досрочного завоза). За плановые товарные запасы на начало года берут их нормативы на четвертый квартал прошлого года, на конец года — нормативы четвертного квартала отчетного года.
У магазина ООО «Крисон» имеются следующие данные о движении товаров – таблица 2.5 Товарный баланс магазина ООО «Крисон» на 2010год.
Таблица 2.5 - Товарный баланс магазина ООО «Крисон» на 2010 год.
Показатель | Фактич.за
прошлый год |
Отчетный год | Отклонение | Повлияли | |||
план | факт | от плана | от прош.года | на выпол.плана | на динамику | ||
Товарные запасы на начало года | 7084 | 7113 | 7190 | +77 | +106 | +77 | +106 |
Поступление товаров | 40831 | 44920 | 45788 | +868 | +4957 | +868 | +4957 |
Прочее выбытие товаров | 1026 | 983 | 1027 | +44 | +1 | -44 | -1 |
Товарные запасы на конец года | 7261 | 7550 | 7544 | -6 | +283 | +6 | -283 |
Розничная реализация товаров | 39628 | 43500 | 44407 | +907 | +4779 | +907 | +4779 |
Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления | 2,6 | 2,3 | 2,3 | 0 | -0,3 | х | х |
Примечание - Источник: собственная разработка
Розничный товарооборот по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+77млн.руб), перевыполнении плана поступления товаров (+868млн.руб) и снижения товарных запасов по сравнению с планом на конец отчетного года (+6млн.руб). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (-44млн.руб.). Магазин ООО «Крисон» в прочее выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров, их недостачу, а также оптовую реализацию излишествующих товаров.
По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+106млн.руб), роста поступления товаров (+4957млн.руб). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (-283млн.руб) и роста прочего выбытия товаров (-1млн.руб).
Далее необходимо изучить влияние товарного баланса на динамику реализации отдельных товарных групп и товаров, которые представлены в таблице 2.6 Товарный баланс по магазину ООО «Крисон» в разрезе товарных групп и товаров за 2009-2010гг.