Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:25, шпаргалка

Краткое описание

Бухгалтерский учет в системе управления организацией, его сущность и значение. Бухгалтерский учет является важнейшей частью общей системы информации о деятельности предприятий любых организационно-правовых форм. В связи с этим к бухгалтерскому учету предъявляются определенные требования. Сущность предмета бухгалтерского учета заключается в отражении движения имущества по стадиям кругооборота. Совокупность способов и приемов, включающих документацию и инвентаризацию, систему счетов и двойную запись, оценку и калькуляцию, балансовое обобщение и отчетность рассматривается во взаимосвязи, показывается роль каждого из них

Файлы: 1 файл

Принипы БУ.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

9. Отчетность организаций, ее значение и состав. Представляемая организациями отчетность разнообразна. Она является информационной основой для принятия управленческих решений всех уровней ответственности и может классифицироваться по следующим признакам:• видам;• объему сведений, включаемых в отчеты;• назначению;• целям, для которых составляются отчеты;• периодам, охватываемым отчетностью;• степени обобщения данных. По видам отчетность делится на бухгалтерскую, финансовую, управленческую, налоговую, статистическую и оперативную. Бухгалтерская отчетность – это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, составляемая на основе данных бухгалтерского учет. Данные синтетического и аналитического учета подтверждаются надлежаще оформленными первичными документами. Годовой бухгалтерской отчетности присуща более высокая достоверность, так как ее данные подтверждаются материалами инвентаризации и, как правило, аудиторским заключением. Финансовая отчетность – это структурированное представление финансового положения и операций, осуществляемых компанией (МСФО (IFRS) 1). Существенное различие финансовой и бухгалтерской отчетности заключается в характере раскрытия в них данных бухгалтерского учета, ориентированного на интересы лиц, принимающих финансовые решения. Финансовая отчетность представляет собой способ обобщения системных данных бухгалтерского учета, который позволяет представить полезную информацию финансового характера основным группам заинтересованных лиц. Управленческая отчетность представляет собой механизм обработки данных управленческого учета (включая данные бухгалтерского учета, данные систем контроля за производством и т. д.), их агрегирования и представления в виде отчетов о деятельности подразделений и в целом субъекта хозяйствования за отчетный период. При этом система управленческой отчетности дает возможность пользователям самостоятельно формировать отчеты в желаемых аналитических разрезах и проводить ее всесторонний анализ. Налоговая отчетность представляет собой развернутый расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период либо на отчетную дату в соответствии с нормативными актами, регулирующими налоговые платежи организаций и данных налогового учета. Статистическая отчетность – это комплекс показателей в денежном и натуральном выражении, представляемых предприятиями по установленным Федеральной службой государственной статистики формам в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны. Статистическую отчетность организации обязаны в установленные сроки представлять в региональные статистические органы. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности организации и их статистического изучения. Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри организации в момент совершения хозяйственных операций или сразу же после их завершения. В ней содержатся сведения о выполнении планов поставок продукции, соблюдении договоров, финансовом положении организации. По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность. Частная отчетность включает в себя информацию о работе организации на одном участке ее деятельности. Общая отчетность характеризует хозяйственную деятельность организации в целом. По назначению отчетность подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей – заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении организации. В соответствии с международной практикой она обязательно подлежит опубликованию, поэтому ее называют публичной. Внутренняя отчетность формируется для целей оперативного и общего управления организацией. По охватываемым периодам отчетность подразделяется на текущую (внутригодовую) и годовую. Текущая (внутригодовая) отчетность составляется на внутригодовую дату. Текущая бухгалтерская отчетность называется промежуточной. К ней относится месячная и квартальная отчетность. Текущие отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. Эту отчетность подразделяют на ежедневную, месячную, квартальную, полугодовую и за девять месяцев. Анализ текущей отчетности служит целям оперативного управления деятельностью организации. Годовая отчетность составляется по окончании года и характеризует все стороны хозяйственной деятельности организации за финансовый год. По степени обобщения данных отчетность подразделяется на индивидуальную, сводную и консолидированную. Индивидуальная отчетность составляется по данным текущего учета конкретной организации. Сводная отчетность составляется вышестоящими организациями, органами Федеральной службы государственной статистики по территориальному принципу и отраслям экономики путем обработки индивидуальной отчетности организаций.Консолидированная отчетность – это объединенная отчетность двух и более юридически самостоятельных организаций, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Общей целью составления отчетности всех видов является формирование качественной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации.

10. Счета бухгалтерского учета и двойная запись. Классификация счетов бухгалтерского учета. Строение активных и пассивных счетов. Для оперативного руководства предприятием сведений, которые дает бухгалтерский баланс о наличии хозяйственных ресурсов на определенную дату, недостаточно. Для контроля за хозяйственной деятельностью и выполнением плановых заданий необходимо ежедневно знать движение отдельных видов хозяйственных средств, изменение их источников, результаты хозяйственных процессов и т.п. Все эти изменения отражаются на счетах. С помощью счетов осуществляют экономическую группировку однородных объектов учета, а также текущий контроль. Записи на счетах ведутся в денежном выражении. Для отражения изменений (увеличения или уменьшения средств) счет делится на две части. Дебет Название Кредит. Все счета бухгалтерского учета делятся на активные и счета СКО (пассивные). Счета на начало месяца открываются на основании баланса за предыдущий месяц. Открыть счет - это значит записать остаток (сальдо) на начало месяца. В активных счетах сальдо записывается по дебету, в пассивных - по кредиту. Те суммы, которые записываются на счетах в течение текущего месяца, называются оборотами. Суммы, которые записываются в дебетовой части называются дебетовыми оборотами, а в кредитовой - кредитовыми. Остаток на конец месяца подсчитывается следующим образом: 1. По активным счетам Ск=Сн(Д-т) +Об(Д-т) - Об(К-т). 2. По пассивным счетам Ск=Ск(К-т) +Об(К-т) - Об(Д-т). Остаток в активных счетах - дебетовый, в пассивных - кредитовый. В активных счетах увеличение записывается по дебету, а уменьшение - по кредиту. В пассивных счетах увеличение записывается по кредиту, а уменьшение - по дебету. На основании конечных остатков по счетам составляется новый бухгалтерский баланс. Двойная запись как способ отражения хозяйственных операций применяется для учета всех хозяйственных процессов, происходящих в производстве. Двойная запись представляет собой способ отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, имеющих денежную оценку и вызывающих взаимосвязанные изменения в составе хозяйственных средств, их источников и хозяйственно-правовых отношений. Связь между счетами называется корреспонденцией счетов, а счета, взаимосвязанные хозяйственными операциями, - корреспондирующими. Перед занесением на счета операций составляют счетные формулы - проводки, указывающие, на каких счетах должны быть произведены записи. Указание дебетуемого и кредитуемых счетов и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой, которые составляются только на основании документов. В зависимости от корреспондирующих счетов различают сложные и простые бухгалтерские проводки. Проводка, которая состоит из одного дебетуемого и одного кредитуемого счета называется простой. Проводка, состоящая из одного дебетуемого и нескольких кредитуемых, и наоборот, из нескольких дебетуемых и одного кредитуемого счета, называется сложной.

11. Учет капитала и резервов. Учет собственного капитала — собственный каптал представляет собой чистую стоимость имущества организаций, которая определяется как разница между стоимостью его активов (суммой имущества) и обязательств (суммой кредиторской задолженности) Для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности каждая организация должна обладать материальными ценностями, денежными средствами и иными активами, совокупность которых принято называть капиталом организации. Источниками формирования совокупности имущества или хозяйственных средств орга­низации по их принадлежности и целевому назначению являются собственные источники и заемные источники.  Собственные источники формирования хозяйственных средств составляют собствен­ный капитал организации. В составе собственного капитала организации должны учитываться уставный капи­тал, добавочный капитал, резервный капитал и нераспределенная прибыль. Резервный капитал создается для покрытия убытков организации, а также погашения облигаций организации и выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал не может быть использован для иных целей. Уставной капитал  Учет резервов - резервный капитал это отчисления от прибыли, имеющие целевое назначение: для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска и других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности организации.  Создание резервного капитала организации осуществляется в соответствии с законо­дательством РК и учредительными документами организации. Образование резервного капитала организации осуществляется за счет чистой прибыли организации. Создание резервного капитала в обязательном порядке предусмотрено только для ак­ционерных обществ. Установлено, что акционерные общества создают резервный капитал в размере, преду­смотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала. При этом верхняя граница резервного капитала акционерного общества может быть больше 5% от его уставного капитала, так как нормативными документами ограничение верхней границы не предусмотрено. Резервный капитал акционерного общества формируется путем обязательных ежегод­ных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от ежегодной чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

12. Виды хозяйственного учета. Оперативный, бухгалтерский и статистический учет. Единая система хозяйственного учета объединяет 3 вида учета: оперативный, статистический, бухгалтерский. Оперативный учет - это система регистрации отдельных фактов определенных хозяйственных операций, непосредственно на месте и в момент их совершения в целях получения систематической информации о ходе производства. Статистический учет - изучает явления обобщающе-массового характера в различных областях экономики, количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Бухгалтерский учет - система документального непрерывного наблюдения за хозяйственной деятельностью п/п-ия в целях контроля за ней.

13.                  Финансовый и управленческий учет. Отличительные особенности финансового и управленческого учета. Аналитическая информация управленческого учета используется исключительно для внутреннего управления. В финансовом же учете в основном собирается информация, не являющаяся коммерческой тайной организации, в связи с чем ее представляют также внешним пользователям. Такое подразделение бухгалтерского учета можно объяснить тем, что в принципе вся система бухгалтерского учета является составной частью управленческой системы организации. При использовании терминов «финансовый учет» основной упор делается на учетные процедуры. Управленческий же учет не ограничивается только учетными процедурами и широко использует другие функции управления (планирование прогнозирование, контроль и пр.).

7.                  

14. Инвентаризация и ее роль в первичном учете Под инвентаризацией понимается установление фактического наличия на определенную дату активов и обязательств организации, а также объектов, учитываемых на забалансовых счетах, в регистрах налогового учета или учитываемых внесистемно. Инвентаризация производится путем физического пересчета инвентаризируемых объектов, проверки учетных записей, проверки соответствия учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализа событий в жизни организации для выявления объектов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также путем сопоставления учетных данных с внешней информацией (данными контрагентов, государственных структур, биржевых котировок и т.п.).Основными целями инвентаризации являются: - проверка полноты и правильности отражения инвентаризируемых объектов в учете, - проверка фактического наличия активов и контроль их сохранности, - проверка состояния товарно-материальных ценностей (их фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей, - приведение учетной оценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями, - выявление причин несвоевременного или неверного отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место. В зависимости от объема проверки инвентаризации могут быть полными, охватывающими все вышеуказанные виды объектов, частичными, охватывающими какую-либо группу таких объектов (например, только товары для продажи или только дебиторскую задолженность и т.п.), и выборочными, охватывающими лишь некоторую часть однотипных объектов (например, только имущество определенного материально ответственного лица или только просроченную дебиторскую задолженность). Инвентаризации могут проводиться как периодически (например, для товаров на складах), так и в текущем режиме (например, выборочные инвентаризации расчетов с контрагентами по мере оформления актов сверок расчетов или поступления информации об изменении имущественного состояния контрагента). Периодичность и объем инвентаризаций устанавливается руководителем организации исходя из материальности (существенности) возможных погрешностей учетных данных и критичности возможных последствий несоответствия учетных данных реальному положению дел. Однако существуют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с законодательством и нормативными документами. Инвентаризация проводится инвентаризационными комиссиями, состав которых утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации.  В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, техники, экономисты и т.п.). В состав комиссии могут включаться внутренние и внешние аудиторы. На негодные и испорченные ценности составляются соответствующие акты и отдельные инвентаризационные описи, содержащие описание фактического состояния ценностей. При инвентаризации основных средств и нематериальных активов производится проверка наличия всей необходимой бухгалтерской, технической и иной документации, включая регистрационные свидетельства на недвижимость, учетную документацию на транспортные средства, патенты на изобретения и т.п. Соответствующие существенные сведения вносятся в инвентаризационные ведомости. При выявлении неучтенных или неверно учтенных основных средств в инвентаризационную опись включается их подробное описание. При инвентаризации ценных бумаг проверяется как фактическое наличие ценных бумаг (либо соответствующих выписок реестродержателя или депозитария), так и правильность их оформления. При инвентаризации расчетов данные бухгалтерского учета сопоставляются с информацией контрагентов (актов сверок), договоров и иных документов.

15.                  Формы бухгалтерского учета. Формы БУ. Форма БУ - это порядок сочетания различных видов учетных регистров, последовательности и способы проведения учетных записей. Формы БУ: мемориально-ордерная - по данным первичных и накопленных документов. К ней относят: журнал регистрации хоз. док-ов, главная книга (синтетич. учет). Аналитический учет ведется на карточках, а записи производятся на основании первичных и сводных док-ов, на базе кот и составляется оборотная ведомость. Журнально-ордерная - исп-ся для учета хоз. операций, записи производятся линейно-позиционным способом по кредитовому признаку, имеют шахматную форму графления, в некоторых журналах-ордерах совмещен синтетич. и аналитический учет, хронология и систематизация всех записей, отражаются операции в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности. Автоматизированная - ведение учета в комп программах. Положит стороны: оперативность и внесение данных одновременно во все учетные регистры. Упрощенная - применяется субъектами малого п/п-ва и имеет 2 регистра: книга учета хоз. операций - ведение синтетического учета; ведомость учета отдельных объектов - ведение аналитического учета.

16.                  Организация аналитического и синтетического учета. Синтетические и аналитические счета. Обобщение инф-ии текущего счета. Для получения информации или показателей, различных по степени детализации, обобщения, в бухучете используется два вида счетов: синтетические и аналитические. Синтетические счета содержат обобщенные показатели о хозяйственных средствах и их движении. Они ведутся только в денежном выражении. Аналитические счета дают подробную характеристику соответствующих объектов учета, они конкретизируют общие показатели, содержащиеся на синтетических счетах, и открываются в развитие определенных синтетических счетов. Аналитические счета, отражающие материальные ценности, ведутся не только в денежном, но и в натуральном выражении. Записи на счетах синтетического и аналитического учета делают на основе одних и тех же учетных документов. Обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть соответственно равны общей сумме оборотов, объединяемых им аналитических счетов. Например, счет 333 "Задолженность работников и других лиц" является синтетическим счетом, к нему можно открыть аналитические счета по фамилиям сотрудников, например аналитический счет - Иванов и т.д. Кроме синтетических и аналитических счетов на практике применяются субсчета, т.е. это промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами, с их помощью осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учета в целях получения обобщенных сведений об отдельных объектах внутри данного синтетического счета. Например, счет 203 "Топливо". К нему можно открыть субсчета 203/1 "Бензин", 203/2 "Дизельное топливо".

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"