Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:25, шпаргалка

Краткое описание

Бухгалтерский учет в системе управления организацией, его сущность и значение. Бухгалтерский учет является важнейшей частью общей системы информации о деятельности предприятий любых организационно-правовых форм. В связи с этим к бухгалтерскому учету предъявляются определенные требования. Сущность предмета бухгалтерского учета заключается в отражении движения имущества по стадиям кругооборота. Совокупность способов и приемов, включающих документацию и инвентаризацию, систему счетов и двойную запись, оценку и калькуляцию, балансовое обобщение и отчетность рассматривается во взаимосвязи, показывается роль каждого из них

Файлы: 1 файл

Принипы БУ.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

17. Учет обязательств по налогам.  С момента регистрации предприятия в качестве юридического лица ее обязанности перед государством определяются в первую очередь правильностью, полнотой исчисления и своевременностью погашения налогов и сборов. Это один из важнейших участков бухгалтерского учета, от которого во многом зависит финансовое положение предприятия. Платежи в бюджет как основной источник образования государственных финансов посредством изъятия части общественного продукта является исторически сложившимся фактом. Взаимоотношения между государством и хозяйствующим субъектом строится, прежде всего, через платежи в бюджет различных налогов и сборов. Налоговое обязательство – это обязательства плательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством. Сущность налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. По объекту обложения во взаимоотношении плательщика и государства налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога и чаще всего прямо пропорциональны платежеспособности (налог на доходы, налог на имущество). Косвенные налоги подразделяются на косвенно индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные виды товаров), косвенно универсальные, которыми облагаются практически все товары, работы и услуги и таможенные пошлины.

18. Документы и документооборот. Бухгалтерские
документы, этапы их обработки. Бух. документация. Классификация док-ов и их назначение. Документооборот. Бухгалтерский документ - представляет собой письменное распоряжение на совершение или свидетельство о совершенной хоз. операции и служит основанием для отражения последней на счетах БУ. Процесс оформления операций документами представляет собой первичную стадию БУ и наз-ся документацией. Для более полного и точного понимания содержания и назначения док-в их классифицируют по ряду признаков: по назначению, по способу составления, объему содержания, месту составления, количеству позиций, способу заполнения. По назначению: Распорядительные - содержащие распоряжение, приказ на совершение хоз. операции. Оправдательные - удостоверяющие факт совершения хоз. операции, т.е. оформляющие уже произведенные операции. Бухгалтерского оформления - составляемые бух-ей на основании распорядительных и оправдательных док-в. Комбинированные - выполняющие одновременно ф-ии, свойственные нескольким видам приведенных выше док-ов. По способу составления: Разовые - применяются для оформления одной или неск-их хоз. операций при совершении. Накопительные - применяются для оформления однородных хоз. операций по мере их совершения. По объему содержания: Первичные - оформляемые непосредственно при совершении хоз. операции. Сводные - составляются на основе первичных док-в, служат для объединения данных первичных док-в и для группировки этих данных с целью получения дополнительных сведений об учитываемых операциях. По месту составления: Внутренние - составляются на самом п/п-ии. Внешние - поступают от других п/п-ий, организаций, физ.. лиц. По способу заполнения: Типовые - применяются во всех отраслях хоз. -ва без каких-либо изменений и дополнений. Специализированные - применяются в отдельных отраслях хоз. -ва, разработанные индивидуально для конкретного п/п-ия.  Бух. док-ты со дня их выписки до передачи в архив находятся в движении, проходят ряд этапов учетной обработки(создание или получение от других субъектов, принятие к учету, обработка, передача в архив). Такое движение док-ов наз-ся документооборотом. Он включает в себя стадии, каждую из которых проходят почти все документы: составление, прием в бух-ю, запись данных в учетные регистры, передача в текущий архив. Основной задачей правильной организации документооборота является ускорение движения документа, которое при высоком качестве оформления является одним из принципов организации БУ. На данном этапе развития БУ наличие базы прикладных программ по БУ, компьютеризация практически всех стадий документооборота позволяют значительно сократить время движения документов, их обработки, что способствует оперативному руководству п/п-ем, своевременному составлению ФО хоз. субъекта.

17.               Учет долгосрочных активов организации.

18.               Учет краткосрочных активов организации.

21. Оценка и калькуляция. Оценка как элемент метода бухгалтерского учета вызвана необходимостью отражения в бухгалтерском учете и в отчетности строго установленного законодательством порядка денежного выражения различного вида имущества: основные средства, нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной стоимости с отдельным учетом их износа, а в отчетности (в балансе) они записываются по остаточной стоимости (первоначальная минус износ). Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества). В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем. Калькуляция – расчет себестоимости изготовляемой продукции, выполняемых работ и услуг. Это сумма затрат, состоящая из материальных, трудовых и денежных средств. По данным бухгалтерского учета рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг). Состав и содержание калькуляционных статей затрат могут определяться отраслевыми методическими указаниями.

22. Нормативно-законодательная база бухгалтерского учета. Учетная политика организации.. Регулирование учета - это деятельность по внесению упорядоченности и организованности в учетную систему. Основа гос регулирования - это законодательство, кот представляет собой совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами гос власти с соблюдением определенных процедур установленной формы. Основными нормативными документами, регулирующими БУ являются, Закон РК " БУ и ФО" от 28.02. 2007, Указ Президента РК "О гос программе развития и совершенствования БУ и аудита в РК". Они устанавливают единые правовые, методологические основы учета и отчетности для всех хоз. юр. субъектов и физ. лиц, занимающихся п/п-ой деятельностью, зарегистрированных на территории РК. Это значит, что сразу после начала своего функционирования каждый субъект, независимо от направления деятельности, обязан соблюдать соот-щие законы, кот регламентируют его деят-ть в рамках гос-ва. Особенность закона "О БУ и ФО" - создание методологических основ сбора, регистрации и обобщения информации, осуществляемых путем сплошного и непрерывного документального учета всех хоз. операций. Основные задачи БУ и ФО - обеспечение субъекта полной и достоверной информацией о его хоз. деят-ти. В целом в основе регулирования БУ лежат принципы и положения, закрепленные в нормативных, инструктивных и правовых актах, изданных в соот-ии с законами, постановлениями правительства, указами Президента, инструкциями и положениями. Общее методологическое руководство БУ осущ-ет правительство. Органы, кот предоставлено право регулирования учетной системой (МИН ФИН. РК, НАЦ БАНК, другие ведомства и агентства), руководствуясь законодат-ом РК, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные акты и методические указания по вопросам учета, устанавливают правила и способы его ведения и составления бух отчетности. Разработку законодательных нормативных актов производит парламент, сенат МИН ФИН. РК, и соот-щие ведомства. Цели учетной политики: 1. управленческое планирование (учетное обеспечение процесса принятия управленческих решений на разных уровнях); 2. внешние пользователи информации (адекватная оценка активов, обязательств, затрат и финансовых результатов при составлении сводной финансовой отчетности - баланса, отчета о финансовых результатов, отчета о движении денежных средств). Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики - максимально адекватно отразить деят-ть п/п-ия, сформировать полную, объективную и достоверную инф-ию о ней для целей эффективного регулирования этой деят-ти в интересах дела. Она должна охватывать все стороны учетного процесса: методический - какие именно способы оценки имущ-ва и обяз-в, начисления амортизации исп-ет п/п-ие, технический - как реализуются эти способы в учетных регистрах, организационный - как осущ-ся эти способы с т. з. построения бух службы, ее места в управленческой структуре п/п-ия. п/п-ие в учетной политике самостоятельно принимает решение по след положениям БУ: оценка поступающих объектов о. с., амортизация о. с., ремонт о. с., амортизация НМА, расходы буд периодов, резервы предстоящих расходов и платежей, резервы по сомнительным долгам, финансовые инвестиции, признание дохода, методы учета затрат на пр-во и калькулирование себест-ти продукции, управленческий учет, учет материалов. Требования к учетной политике: осмотрительность - Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов, приоритет содержания над формой - Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования, непротиворечивость - Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца, рациональность - Сопоставление затрат на организацию системы бухгалтерского учета определенной степени сложности с реальным полезным эффектом от ее действия. При формировании учетной политики организация устанавливает для себя возможные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрены альтернативные решения в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета.

 

23.                  Учет краткосрочной кредиторской задолженности организации Учет прочих начисленных расходов ведется на счете 3390 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность», на котором отражаются суммы отчислений в созданные резервы на ремонт собственных и арендованных основных средств, на покрытие расходов в сезонных отраслях промышленности, на ликвидацию последствий, связанных с завершением операций по недрапользованию и др. Резервы (фонды) на предприятиях создаются только для целей равномерного распределения отдельных затрат в течение отчетного периода. Если в течение отчетного периода резерв не был использован, в конце отчетного периода неиспользованная часть резерва сторнируется.
Для учета прочей кредиторской задолженности и начислений предназначены счета подраздела 3300 «Краткосрочная кредиторская задолженность». Учет прочей кредиторской задолженности ведется на счете 3390 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность».
Аналитический учет по счету 3300 ведется по каждому кредитору в ведомости учета расчетов с дебиторами и кредиторами

24. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). МСФО - это система принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления фин. отчетности. Эти стандарты применяются в силу признания различными регулирующими организациями по всему миру важности гармонизации правил составления фин. отчетности, поддержки ими деят-ти Комитета по МСФО, а также профессиональной убежденности бухгалтеров, аудиторов, фин. менеджеров. Стандарты предназначены для подготовки фин. отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник фин. инф-ии о п/п-ии. (разработаны комитетом по МСФО, кот был создан в 1973 г с целью гармонизации и унификации принципов БУ во всем мире). Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов, определяющий построение всей системы бухучета и являющийся обязательным для всех хозяйствующих субъектов. В основе его лежит классификация счетов по экономическому содержанию. Разделение счетов на определенные группы по однородности их экономического содержания обеспечивает получение показателей о ходе производства для оперативного управления и осуществления контроля за сохранностью материальных ценностей. План счетов позволяет всесторонне и полно охватить и систематизировать многообразную хозяйственную деятельность субъекта. Для единообразного отражения на счетах бухучета однородных хозяйственных средств и операций необходимы не только Типовой план счетов, но и инструкция по его применению для определения экономического содержания счетов и типовой корреспонденции между ними. Без установления четкой схемы записи по счетам неизбежны случаи, когда одни и те же хозяйственные операции будут отражаться различно. План счетов состоит из 10 разделов. С 1 по 8 разделы - счета финансового учета, 9 - счета производственного учета, 10 - забалансовые. Разделы делятся на подразделы, а подразделы объединяют группы однородных по экономическому содержанию счетов. Для облегчения работы с Планом счетов каждому подразделу и его счетам присваивается номер (код), который может заменить его наименование. Аналитические счета в Типовом плане счетов не предусмотрены. Каждый субъект имеет право открывать субсчета в рабочем плане счетов, который утверждается руководителем субъекта в учетной политике. Рассмотрим пример учета процессов производства и реализации, а также порядок определения финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.

24.               Учет доходов, расходов и финансового результата деятельности организации.

25.               Учет кредиторской задолженности по оплате труда.

26. Активы организаций, их классификация и учет. Активы организации — это ее экономические ресурсы, имеющие денежную стоимость и возникающие на основе событий прошлой хозяйственной деятельности.  Активы, представляющие собой конкретные экономические ресурсы в различных их видах (материальные, финансовые и др.), необходимые для обеспечения производственного процесса. Эти средства формируются для конкретных целей хозяйственной деятельности в соответствии со стратегией экономического развития организации и характеризуют основу ее экономического потенциала. Активы, имеющие денежную стоимость и являющиеся имущественными ценностями, которые формируются за счет инвестируемого в них капитала. Между категориями капитала и активов существует тесная связь. Любая предпринимательская деятельность начинается с определенной суммы средств, представляющих первоначальный капитал, который материализуется в дальнейшем в форме активов. С позиции оценки имущественного и финансового положения организации можно принимать отражаемые на балансе активы как имеющийся в ее распоряжении совокупный капитал. Теория финансов рассматривает активы как объект инвестирования капитала, а капитал — как источник финансирования деятельности, использование которого реализуется посредством его инвестирования в активы. В бухгалтерском учете активы нередко отождествляют с имуществом. По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал). К первой группе — внеоборотные активы — относят: - нематериальные активы — объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, программными продуктами, товарные знаки и др.; - основные средства — имущество со сроком полезного использования более одного года.; - капитальные вложения — затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы по ремонту и восстановлению основных средств; - долгосрочные финансовые вложения — инвестиции в государственные и иные ценные бумаги, участие в уставных капиталах других организаций; - доходные вложения в материальные ценности — приобретение материальных ценностей организацией для предоставления их другим организациям за плату во временное пользование; - отложенные налоговые активы — часть отложенного налога на прибыль, которая должна уменьшить налог на прибыль в последующих отчетных периодах.
Оборотные средства (текущие активы) — это средства, инвестируемые организацией в текущие операции в течение каждого цикла производства. Особенности оборотных средств: - полное потребление в течение одного производственного цикла и полный перенос своей стоимости на вновь созданную продукцию; - нахождение в постоянном обороте; - изменение своей формы с денежной на товарную и с товарной на денежную в течение одного оборота, в процессе прохождения трех стадий: закупки, потребления и реализации. Оборотные активы (мобильные средства) расположены во втором разделе бух. баланса; в них включаются: 1)     Материально – производственные (товарно – материальные) запасы (МПЗ или ТМЗ). Правила формирования в бухгалтерском учете информации о МПЗ организации регулируются ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов». Это активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. Данные активы отвечают следующим требованиям: являются собственностью компании, это материальные активы, предназначенные для продажи или использования в производстве, они постоянно расходуются и заменяются новыми (возобновляются). Наиболее распространенными видами ТМЗ являются сырье, незавершенное производство, готовая продукция, запасы товаров для перепродажи, компоненты готовой продукции, наливные или насыпные вещества (нефть, мука), свободные места в поезде (на которые не проданы билеты) и т.д. Машины и оборудование, выступающие в качестве основных средств для компании, их закупающей, вплоть до момента их продажи являют­ся ТМЗ для компании, их производящей. МПЗ принимаются к бух. учету по фактической себестоимости (сумма затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов). А в случае их изготовления самой организацией фактическая себестоимость определяется из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет стоимости МПЗ, отпускаемых в производство, производится:        по себестоимости каждой единицы        по средней себестоимости        по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО)        по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО) 2) НДС по приобретенным ценностям 3) Дебиторская задолженность. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные средства, задолженность дочерних и зависимых обществ, векселя к получению, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе. 4) Краткосрочные финансовые вложения 5) Денежные средства. Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на расчетном и других счетах в банках. Основными задачами бух. учета денежных средств являются:        точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;         контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;         контроль за соблюдением кассовой и расчетно – платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

 

27. Обязательства организаций, их классификация и учет обязательство - это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Погашение обязательств предполагает обычно отток соответствующих активов в виде выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Погашение обязательств может происходить также в форме замены обязательств одного вида другим, преобразования обязательств в капитал, снятия требований со стороны кредитора.  Обязательства организации классифицируют по различным признакам: субъектам, видам, срочности погашения и т.д. В классификации по субъектам следует различать обязательства перед собственником организации и обязательства перед третьими лицами. Обязательства перед собственником бывают двух видов: возникающие при первоначальных и последующих взносах собственников в уставный (складочный) капитал (фонд). Обязательства перед третьими лицами - это задолженности по кредитам и займам, различным видам кредиторской задолженности (поставщикам и подрядчикам, перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации и т.п.) и прочие обязательства Деление обязательств на собственный и заемный капитал имеет важное практическое значение с точки зрения срочности погашения этих обязательств. Обязательства, составляющие собственный капитал, не подлежат погашению за время деятельности организации, в то время как обязательства заемного капитала должны быть погашены в соответствующие сроки. В зависимости от срочности погашения обязательства перед третьими лицами делят на долгосрочные (срок погашения по ним превышает 12 месяцев) и краткосрочные (срок погашения составляет менее 12 месяцев). Оценка обязательств. Различают точные и оцениваемые обязательства: по точным обязательствам сумма их погашения заранее известна - задолженность по кредитам банка, по акцептованным счетам поставщиков и т.п.; по оцениваемым обязательствам сумма их погашения заранее неизвестна - она определяется с учетом реально сложившихся условий

 

26.               Система счетов производственного учета.

30. Организация учета на забалансовых счетах. Забала́нсовый счёт — счёт, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Синонимом является также понятие "Внебалансовый счёт". Последний чаще всего применяется в отношении кредитных учреждений. На забалансовых счетах учитываются: резервные фонды денежных билетов и монеты; обязательства заемщиков; расчётные документы, сданные банку на инкассо (для получения платежей); ценности, принятые на хранение; бланки строгой отчетности, чековые и квитанционные книжки, аккредитивы к оплате и т.д. Бухгалтерский учёт указанных ценностей ведётся по простой системе и не учитывается при составлении баланса. Забалансовые счета не корреспондируют с балансовыми счетами. В теории бухгалтерского учета забалансовые счета также не корреспондируют между собой, однако, в современных программах ведения бухгалтерского учета принято считать, что забалансовые счета могут корреспондировать между собой.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"