Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:25, шпаргалка

Краткое описание

Бухгалтерский учет в системе управления организацией, его сущность и значение. Бухгалтерский учет является важнейшей частью общей системы информации о деятельности предприятий любых организационно-правовых форм. В связи с этим к бухгалтерскому учету предъявляются определенные требования. Сущность предмета бухгалтерского учета заключается в отражении движения имущества по стадиям кругооборота. Совокупность способов и приемов, включающих документацию и инвентаризацию, систему счетов и двойную запись, оценку и калькуляцию, балансовое обобщение и отчетность рассматривается во взаимосвязи, показывается роль каждого из них

Файлы: 1 файл

Принипы БУ.doc

— 200.50 Кб (Скачать)


1.1 Экзаменационные вопросы  государственного экзамена по дисциплине

«Принципы бухгалтерского учета»

 

1.                     Бухгалтерский учет в системе управления организацией, его сущность и значение. Бухгалтерский учет является важнейшей частью общей системы информации о деятельности предприятий любых организационно-правовых форм. В связи с этим к бухгалтерскому учету предъявляются определенные требования. Сущность предмета бухгалтерского учета заключается в отражении движения имущества по стадиям кругооборота. Совокупность способов и приемов, включающих документацию и инвентаризацию, систему счетов и двойную запись, оценку и калькуляцию, балансовое обобщение и отчетность рассматривается во взаимосвязи, показывается роль каждого из них. Раскрывается содержание способа балансового обобщения и роль баланса для пользователей информацией. Бухгалтерский учет - система документального непрерывного наблюдения за хозяйственной деятельностью п/п-ия в целях контроля за ней. Бухгалтерский учет - это система сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях п/п-ий и организаций, регламентированных законодат-ом РК "О БУ И ФО", стандартами БУ и учетной политикой организации. БУ является важнейшим источником и поставщиком фактической инф-ии различным объектам управления - службам п/п-ия, его подразделениям, менеджерам, кот используют эту информацию, вырабатывают и принимают соот-щие управленческие решения. На долю бухгалтерской информации приходится свыше 70% общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности. Конечным результатом получаемой информации являются целенаправленные единые действия всех работников предприятия по улучшению качества работы, повышению производительности труда, достижению высоких финансовых результатов. В зависимости от поставленной цели, круга решаемых задач, подразделений (пользователей информации), уровня объекта управления учетную и аналитическую информацию необходимо различать по ее максимуму и минимуму. Задачи: Формирование достоверной, полной и своевременной информации о совершенных хозяйственных операциях по приобретению и использованию имущества экономическим субъектом, его обязательствам. Предупреждение и нейтрализация непроизводительных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их возникновения. Предоставление пользователям необходимой информации, соответствующей требованиям действующего законодательства, обо всех участках деятельности экономического субъекта. Своевременное и полное представление качественной отчетности внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых результатах деятельности экономического субъекта и его финансовом положении, а также его положении на соответствующем рынке товаров, работ или услуг.

2.                       Основные принципы бухгалтерского учета и отчетности. Начисление. Доходы признаются, когда они заработаны, а убытки, когда они понесены, т.е. в момент возникновения, а не в момент поступления или выплаты денежных средств. Преимущество метода начисления – более достоверно отражает истинное финансовое положение и деятельность субъекта. Непрерывная деятельность. Субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидация или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленные сроки и порядке. Значимость. Предполагает, с одной стороны, возможность повлиять на результат принятия решения, если информация имеет прогнозную ценность. С другой стороны, что информация содержит что-либо о том, насколько верным оказались предыдущие ожидания. Очень важно своевременность поступления информации к пользователю. Если нет информации в нужный момент, то она не является значимой. Значимость информации должна превышать затраты на ее приобретение. Это и есть критерий, определяющий получаемую информацию по степени целесообразности. Понятность. Информация, вытекающая из финансовой отчетности, должна быть понятна всем пользователям. Понятность формы представления отчетности связана с ее стандартным содержанием и форматом, установленным законодательством. Достоверность. Информация должна быть достоверной, то есть не допускаются существенные ошибки и предвзятость и на нее могут положиться пользователи. Правдивые и беспристрастные представления. Правдивость – это степень адекватности хозяйственным процессам; проверяемость-возможность ее подтверждения. Учетная информация не должна отражать интересы определенного узкого круга лиц, то есть быть беспристрастной и нейтральной. Нейтральность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть нейтральной и надежной. Осмотрительность. Соблюдение предосторожности при принятии хозяйственных решений, необходимых для оценки в условиях неопределенности для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены. Например, переоценка долгосрочных финансовых инвестиций признается дополнительным неоплаченным капиталом, а не доходом периода. Следовательно, в отчете о результате финансово-хозяйственной деятельности отражается только доход от реализованных финансовых инвестиций. А указанная переоценка признается доходом только в момент их реализации. Сопоставимость. Информация должна быть сопоставимой от одного отчетного периода к другому. Принятая учетной политикой методология и выбранные учетные процедуры не должны меняться до тех пор, пока пользователи не будут извещены о вносимых изменениях с пояснением, почему новому принципу отдано предпочтение. Завершенность. Информация финансовой отчетности не должны иметь пропуск или неправильное представление, которые смогут оказать влияние на принятие того или иного решения. И, конечно, невозможно контролировать ситуацию, не обладая полной информацией, то есть, если информация незавершенна. Последовательность. Учетная политика, выбранная субъектом, применяется им последовательно от одного отчетного периода к другому.

3.                     Метод бухгалтерского учета и его основные элементы. Метод БУ - это совокупность приемов и способов, с помощью которых производится наблюдение, изучение и исследование учитываемых данных. Элементами метода БУ являются: Документация - способ первичной регистрации хоз. операций и обоснование правильности бух. записей. Документ - это мат. носитель, содержащий в зафиксированном виде информацию о совершившейся хоз. операции, оформленной в установленном порядке. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными БУ. Оценка - способ выражения в денежном измерении имущества п/п-ия на определенный момент времени. Калькуляция - способ исчисления себест-ти единицы продукции, работ и услуг в денежном выражении. Счет - способ эк-ой группировки, при которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии средств, обяз-х и капитале. Двойная запись - способ регистрации хоз. операций на счетах БУ, показывающий взаимную связь объектов учета. Заключается в том, что каждая хоз. операция отражается на 2-х взаимосвязанных счетах. Баланс - это способ эк-ой группировки и обобщения информации об имущ-ве, обяз-х и капитале субъекта на определенную дату времени. Отчетность - это система показателей, хар-щая хоз. деят-ть п/п-ия за определенный период (месяц, квартал, год).

 

4.                       Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года. Закон РК "О БУ и ФО" от 28.02.07. Настоящий закон регулирует систему БУ и ФО в РК, устанавливает принципы, основные кач. хар-ки и правила ведения БУ и составления ФО. Сфера действия: действие наст закона распространяется на: индивидуальных п/п-лей; юр. лица, филиалы и представительства иностранных юр. лиц, зарегистрированные на терр-ии РК в соот-ии с законодат-ом РК. Законодательство РК О БУ и ФО основывается на Конституции РК и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов РК. . Бухгалтерский учет - это система сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях п/п-ий и организаций, регламентированных законодат-ом РК "О БУ И ФО", стандартами БУ и учетной политикой организации.

 

 

5.                       Типовой план счетов бухгалтерского учета и его разделы. Настоящий Типовой план счетов бухгалтерского учета (далее - Типовой план) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности".  Типовой план предназначен для группировки и текущего отражения элементов финансовой отчетности в стоимостном выражении. Синтетические счета бухгалтерского учета в Типовом плане расположены в порядке уменьшения ликвидности по форме согласно приложению к настоящему Типовому плану. Номера счетов бухгалтерского учета в Типовом плане содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая - на принадлежность к подразделам, третья - на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра - определяется организацией самостоятельно.  Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации. Разделы Типового плана 1 раздел - "Краткосрочные активы"; 2 раздел - "Долгосрочные активы"; 3 раздел - "Краткосрочные обязательства"; 4 раздел - "Долгосрочные обязательства"; 5 раздел - "Капитал и резервы"; 6 раздел - "Доходы";  7 раздел - "Расходы"; 8 раздел - "Счета производственного учета".

 

6.       Учет  кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам. Кредиторская задолженность - это сумма долгов одного предприятия другим юридическим и физическим лицам. Она возникает вследствие несовпадения времени оплаты за товар или услуги с моментом перехода права собственности на них либо незаконченных расчетов по взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, по полученным авансам и т.п. В РК к кредиторской задолженности чаще всего относят краткосрочные долговые обязательства. Возникающие из расчетов покупателей с поставщиками, заказчиков с подрядчиками. Предприятий с налоговыми органами. С персоналом по оплате труда и другим платежам, причитающимся дивидендам и др. Вместе с тем в финансовом анализе хозяйственной деятельности в кредиторскую задолженность часто включают погашенные суммы полученных кредитов и займов. Подлежащих погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Кредиторская задолженность - это источник средств, поэтому предприятие заинтересовано в максимально длительном использовании чужих средств, т.е. в оттягивании срока платежа. Платежи производятся на основании и в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок, нормами законодательства Республики Казахстан. Платежи производятся как с использованием наличных денег, так и без их использования (безналичные платежи) [7]. Платежи между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 4000 месячных расчетных показателей, осуществляются только в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. На территории Республики Казахстан применяются следующие способы осуществления безналичных платежей и переводов денег: 1. передача наличных денег; 2. предъявление платежных поручений; 3. выдача чеков; 4. выдача векселей или их передача по индоссаменту;5. прямое дебетование банковского счета; 6. предъявление платежных требований - поручений; 7. иные способы, установленные законодательством Республики Казахстан.

 

7. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций. Ежедневно на предприятиях совершается множество хозяйственных операций, которые влияют на величину хозяйственных средств и источников их образования. Поскольку баланс отражает состояние средств, то каждая операция вызывает его изменения. В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции принято делить на четыре типа. Первый тип хозяйственных операций. К этому типу можно отнести также операции по поступлению денежных средств на расчётный счёт из кассы или от дебиторов, выдаче денег из кассы подотчётным лицам, возврату неизрасходованных сумм подотчетным лицом в кассу, отпуску материалов со склада в производство, поступлению из производства готовой продукции на склад, отгрузке готовой продукции со склада покупателям и другое. Таким образом, хозяйственные операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется. Первый тип балансовых изменений можно записать уравнением А+Х-Х=П, где А - актив; П - пассив; Х - изменение средств под влиянием хозяйственных операций. Второй тип хозяйственных операций. Ко второму типу относятся также операции по удержанию налогов из заработной платы рабочих и служащих, использованию прибыли на создание фондов специального назначения и др. Таким образом, хозяйственные операции второго типа ведут к изменениям только в пассиве баланса. Общий итог баланса не меняется. Второй тип балансовых изменений можно записать уравнением А = П+Х - X. Третий тип хозяйственных операций. Они вызывают увеличение статьи и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит увеличение хозяйственных средств. К этому типу можно отнести хозяйственные операции, связанные с поступлением основных средств, начислением заработной платы рабочим и служащим за изготовление продукции, поступлением материалов от поставщиков и другое. Этот тип балансовых изменений отразим уравнением А+Х=П+ X. Четвертый тип хозяйственных операций. Все операции четвертого типа вызывают уменьшение и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива баланса уменьшаются на равную величину. Равенство между ними сохраняется. Этот тип балансовых операций отразим уравнением А-Х=П-Х.

 

 

8. Предмет бухгалтерского учета, важнейшие его объекты.  Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. Эта деятельность осуществляется при помощи следующих хозяйственных средств: Основные средства – это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость изготавливаемой с их участием продукции частями, путем начисления износа по установленным способам и нормам. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства т.п. Основные средства обладают существенным признаком: они значительно увеличивают производственные возможности человека. Нематериальные активы – это объекты длительного пользования не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции постепенно. Этот процесс носит название амортизации. К нематериальным активам относятся: секреты производства, патенты, права на «ноу-хау», лицензии, торговые марки, права на компьютерные программы и другие права. Оборотные средства –это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п. Денежные средства – это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетном, валютном и специальных счетах в банках и т.п. Средства в расчетах – это средства, которые еще не получены предприятием по обязательствам других предприятий и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги, задолженности поставщиков по выданным им авансам, по полученным в счет оплаты векселям, а также задолженности подотчетных лиц. Отвлеченные средства – это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде налогов или сборов, а также сосредоточенные в различных фондах. Все перечисленные выше средства приобретается предприятием за счет собственных или заемных источников. Собственные источники включают в себя: уставной капитал, прибыль, а также отчисления в специальные и резервные фонды от прибыли прошлых лет.  Объектами, обязательно отражаемыми в системе бухгалтерского учета, являются: движимое и недвижимое имущество, включая арендованное, подаренное, переданное во временное пользование и взаймы, в натуральном и денежном выражении; права пользования интеллектуальной и промышленной собственностью, товарными и фирменными знаками, природными ресурсами, иные затраты нематериального характера, приносящие доходы; цена фирмы (goodwill), возникающая при покупке предприятия, их подразделений и филиалов; денежные средства, ценные бумаги, расчеты с юридическими и физическими лицами, инвестиции в основные средства, в филиалы и другие хозяйствующие субъекты; амортизационные отчисления и накопление износа амортизируемых объектов; доходы и расходы по видам и периодам, прибыли и убытки, распределение, использование и накопление прибыли, покрытие убытков; обязательства по кредитам и займам, безвозмездное получение средств и их использование; образование резервов и фондов предприятия, уставной капитал.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"