Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа
Рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. Понятие "рынок труда" К. Маркс относил к сфере обращения, так как в период монополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условие труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условие обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества.
Ситуация
с оплатой труда
Особенно низок уровень оплаты работников здравоохранения. Оценка труда в этих отраслях не соответствует их роли в развитии экономики и качественным характеристикам их рабочей силы. Заработная плата работников сельского хозяйства составила 6977 тенге, при отставании в2006 году от среднеобластного значения 38%.
В
настоящее время различия в доходах
населения в основном по признакам
социально-профессионального и
Таким образом, на селе сужаются возможности повышения социального статуса и заработной платы в зависимости от трудовой активности и личных способностей работников. Налицо кризис трудовой мотивации, имеющий такие негативные социальные последствия, как низкий уровень использования квалифицированных работников и неполная занятость специалистов.
Нарастающее обесценение рабочей силы не способствует нормализации воспроизводственных процессов, что является сдерживающим фактором экономического роста. Таким образом, можно выделить следующие тенденции в сфере оплаты труда:
отставание районного показателя среднемесячной заработной платы среднеобластного значения;
наличие межотраслевой дифференциации в оплате труда;
наличие тендерной дискриминации в оплате труда.
Производственный потенциал на селе не получил необходимого развития
и характеризуется отсталой материально - технической базой хозяйств, что снижает уровень и эффективность занятости.
Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме вакансий, а предложение - есть наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы. Обеспечение продуктивной занятости требует, с одной стороны, инвестиций в создание дополнительных рабочих мест, а с другой, в технические и структурные преобразования рабочей силы на основе новых технологий.
Достижение равновесия между рабочими местами и рабочей силой по технологической и профессиональной структуре является условием сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. И это становится более важным, чем количественное обеспечение баланса рабочих мест и рабочей силы.
Спрос на труд является порожденным спросом. Это означает, что он прямо зависит от спроса на создаваемый им продукт, поскольку за редким исключением занятые в производстве люди не удовлетворяют непосредственно нужды потребителей, отсюда важнейшей функцией предпринимателя выступает определение масштабов привлечения рабочей силы с целью максимального соответствия объему спроса на товары.
Анализ
рынка труда района с вышеизложенных
позиций свидетельствуют о том,
что в настоящее время
Таблица 2.8 - Факторы предложения и спроса на труд
Спрос на труд | Предложения труда |
Факторы | |
-производительности
труда в процессе создания
данного продукта;
рыночных цен данного продукта; стоимости рабочей силы; возможности замены труда другими факторами производства; цен других факторов производства |
-численностью
населения, прежде всего средним количеством рабочих часов за определенное время; количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой. |
Мероприятия, влияющие на изменение спроса и предложения | |
-развитие новых форм хозяйствования; | -изменение трудового законодательства, расширяющие возможности трудоустройства; |
- разрешение нестандартных форм занятости (т. надомный труд, неполная рабочая неделя, альтернативная рабочая неделя и т.п.) | -расширение
масштабов проф. обучения, переобучения
кадров и повышения |
-организация общественных работ; | -миграционная
политика по привлечению |
- субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда; | -информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы; |
- развитие производительных сил, |
-разработка
специальных программ, повышающих
конкурентоспособность
отдельных групп населения. |
льготное
кредитование и финансирование создания
новых рабочих мест на предприятиях;
снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и т.д. | |
Снижение | |
- мероприятия, направленные на
сдерживание размещения на |
-миграционная
политика в регионе;
сокращение рабочего времени, разрешение неполной занятости; увеличение срока обучения с отрывом от производства и рост численности обучаемых по данной форме; увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми; повышение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию; нтеграция в международный рынок труда и содействие выезду рабочей силы на работу за рубеж и другое |
В течение 2004-2006 годов по области в рамках Программы развития сельских территорий создано 27832 новых рабочих мест. Выполнение программы составляет 113,7%. Наибольшее число рабочих мест создано в отраслях сельского хозяйства-42,1%, промышленности-19,6%, малого бизнеса 11,2%.
Для
оценки эффективности проведенных
мероприятий можно использовать
показатель коэффициент рабочих
мест (таблица 2.8), определяемого как отношение
созданных рабочих к численности экономически
активного населения в процентах.
Таблица 2.8 - Коэффициент рабочих мест по Павлодарской области
Наименование регионов | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |||
план | факт | план | факт | план | факт | |
Итого по области | 2, 20 | 2,25 | 2,33 | 3,13 | 6,33 | 7, 20 |
г. Павлодар | 1,70 | 0,63 | 1,73 | 1,93 | 3,44 | 3,72 |
г. Аксу | 4,03 | 4,18 | 4,31 | 4,93 | 8,34 | 11,25 |
г. Экибастуз | 2,40 | 1,53 | 2,67 | 2,93 | 5,07 | 6, 19 |
Актогайский район | 1,07 | 2,72 | 2,15 | 2,21 | 3,22 | 6,34 |
Баянаульский район | 1,10 | 4,85 | 2,94 | 3,68 | 4,04 | 13,59 |
Железинский район | 1,10 | 3,97 | 1,46 | 4,33 | 2,56 | 9,91 |
Иртышский район | 1,16 | 6,56 | 2,32 | 4,85 | 3,47 | 14,32 |
Качирский район | 0,96 | 4,05 | 1,28 | 2,89 | 2,24 | 8,64 |
Лебяжинский район | 1,6 | 2,17 | 3,32 | 4,43 | 4,98 | 8,96 |
Майский район | 3,45 | 5,17 | 5,69 | 5,27 | 8,61 | 12,49 |
Павлодарский район | 5,01 | 6,07 | 1,8 | 6,42 | 6,89 | 15,08 |
Успенский район | 3,13 | 3,62 | 3,13 | 7,41 | 6,27 | 13,53 |
Щербактинский район | 3,18 | 2,24 | 1,91 | 2,41 | 5,09 | 7,95 |
По прогнозу ситуация на сельском рынке труда в ближайшем будущем останется напряженной. Спрос на рабочую силу может составить по совокупной оценке 8380 рабочих мест. Предложение рабочей силы будет увеличиваться за счет вступления в трудоспособный возраст молодежи и пенсионеров и инвалидов.
Что касается Лебяжинского района, то согласно прогнозным данным количество новых постоянных рабочих мест по району в 2008-2009 годах достигнет 680, сезонных-400. Численность безработных, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за этот период составит 85 человек.
Готовят специалистов сельскохозяйственного профиля одна сельская профессиональная школа по области по профессиям: фермер-арендатор, мастер сельскохозяйственного производства, хозяйка усадьбы, механизатор широкого профиля и другие. Это количество специалистов, выпускаемых профессионально-техническими школами, не восполняет потребность села в квалифицированных рабочих кадрах. Практически не проводится в сельских средних школах подготовка трактористов-машинистов, операторов машинного доения и других рабочих профессий.
Таким образом, рынок труда Лебяжинского района в ближайшей перспективе будет испытывать следующие проблемы:
дальнейшее развитие сельского хозяйства с расширением посевных площадей, совершенствованием технологии, необходимостью использования технических средств более сложных млдификаций, повышает требования к уровню подготовки квалифицированных кадров;
сеть профессиональных школ не удовлетворяет потребности отрасли в специалистах среднего звена и рабочих профессий (ветеринарные фельдшеры, техники, слесари-наладчики, трактористы-машинисты, доярки и др.);
отрицательное
влияние на кадровую обеспеченность
сельского хозяйства
преобладание неэффективной занятости;
сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;
потеря трудового потенциала квалифицированных кадров;
несоответствие подготовки кадров потребностям экономики;
сложность трудоустройства отдекльных групп населения (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды);
большая дифференциация рынков труда по сельским населенным пунктам;
высокий
уровень безработицы в
несоответствие
квалификационно-
увеличивается
скрытая безработица. Она обусловлена
ростом самозанятости населения, малого
предпринимательства и
Становление
Республики Казахстан как независимого
суверенного государства и
С точки зрения конкретных функций правительства, в рамках сегодняшнего законодательства, зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, а вот формально занятые, но лишенные постоянного источника трудовых доходов люди оказываются за рамками социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.
Стремление
государства взять под контроль
формирующийся рынок труда
В декабре 1998 г. был принят новый Закон о занятости населения, который был направлен на поиск трудоспособными работы, в том числе на деятельную трудовую самозанятость. Законом была предусмотрена организация общественных работ за счет средств местных бюджетов по соответствующей программе, администрируем ой местным исполнительным органом.