Рынок труда и проблемы формирования социально-экономической модели занятости в республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. Понятие "рынок труда" К. Маркс относил к сфере обращения, так как в период монополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условие труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условие обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 435.50 Кб (Скачать)

     Ситуация  с оплатой труда характеризуется  стабильным ростом среднемесячной номинальной заработной платы наемных работников. Отмечается повышение оплаты труда работников по всем видам экономической деятельности, но сохраняется отставание от среднеобластного показателя - в 2 раза. В январе-феврале 2006 года среднемесячная заработная плата в районе составляла 14803 тенге. Имеет место дифференциация оплаты труда мужчин и женщин. Средняя заработная плата женщин составляет всего 60% от зарплаты мужчин (в целом по области).

     Особенно  низок уровень оплаты работников здравоохранения. Оценка труда в этих отраслях не соответствует их роли в развитии экономики и качественным характеристикам их рабочей силы. Заработная плата работников сельского хозяйства составила 6977 тенге, при отставании в2006 году от среднеобластного значения 38%.

     В настоящее время различия в доходах  населения в основном по признакам  социально-профессионального и отраслевого  характера усиливаются в зависимости от степени адаптированности населения к рыночным условиям. Уровень социальной адаптации индивида к изменившимся экономическим условиям во многом определяется его способностью эффективно использовать личностный потенциал для повышения своего благосостояния. За годы реформирования у большинства населения не сложилась система ценностей, трудовой мотивации, социальных установок, адекватных потребностям рыночной экономики. Определенная часть населения является носителем патерналистского типа менталитета. Так, количество малообеспеченных семей района, получающих государственную адресную социальную помощь составило в 2006 году 480, или 11,3%.

     Таким образом, на селе сужаются возможности  повышения социального статуса  и заработной платы в зависимости  от трудовой активности и личных способностей работников. Налицо кризис трудовой мотивации, имеющий такие негативные социальные последствия, как низкий уровень использования квалифицированных работников и неполная занятость специалистов.

     Нарастающее обесценение рабочей силы не способствует нормализации воспроизводственных  процессов, что является сдерживающим фактором экономического роста. Таким образом, можно выделить следующие тенденции в сфере оплаты труда:

     отставание  районного показателя среднемесячной заработной платы среднеобластного значения;

     наличие межотраслевой дифференциации в  оплате труда;

     наличие тендерной дискриминации в оплате труда.

     Производственный  потенциал на селе не получил необходимого развития

     и характеризуется отсталой материально  - технической базой хозяйств, что снижает уровень и эффективность занятости.

     Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме вакансий, а предложение - есть наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы. Обеспечение продуктивной занятости требует, с одной стороны, инвестиций в создание дополнительных рабочих мест, а с другой, в технические и структурные преобразования рабочей силы на основе новых технологий.

     Достижение  равновесия между рабочими местами  и рабочей силой по технологической  и профессиональной структуре является условием сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. И это становится более важным, чем количественное обеспечение баланса рабочих мест и рабочей силы.

     Спрос на труд является порожденным спросом. Это означает, что он прямо зависит  от спроса на создаваемый им продукт, поскольку за редким исключением занятые в производстве люди не удовлетворяют непосредственно нужды потребителей, отсюда важнейшей функцией предпринимателя выступает определение масштабов привлечения рабочей силы с целью максимального соответствия объему спроса на товары.

     Анализ  рынка труда района с вышеизложенных позиций свидетельствуют о том, что в настоящее время существует достаточный спрос на рабочую  силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине  несоответствия качества и профессионально-квалификационной структуры предложения и низкой трудовой мобильности населения. Из-за несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессиональному признаку на одно свободное рабочее место претендует в среднем по области 9-10 безработных. 

     Таблица 2.8 - Факторы предложения и спроса на труд

Спрос на труд Предложения труда
Факторы
-производительности  труда в процессе создания  данного продукта;

рыночных цен  данного продукта;

стоимости рабочей  силы;

возможности замены труда другими факторами производства;

цен других факторов производства

-численностью  населения, прежде всего трудоспособного;

средним количеством  рабочих часов за определенное время;

количественным  составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой.

Мероприятия, влияющие на изменение спроса и предложения
-развитие новых форм хозяйствования; -изменение трудового  законодательства, расширяющие возможности  трудоустройства; 
- разрешение нестандартных форм  занятости (т. надомный труд, неполная рабочая неделя, альтернативная рабочая неделя и т.п.) -расширение  масштабов проф. обучения, переобучения  кадров и повышения квалификации;
-организация  общественных работ;  -миграционная  политика по привлечению рабочей  силы в регион:
- субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда; -информирование  населения о наличии вакантных  рабочих мест и организация  соответствующей рекламы;
- развитие производительных сил,  инвестиции в развитие региона;  -разработка  специальных программ, повышающих  конкурентоспособность

отдельных групп  населения.

льготное  кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях;

снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и т.д.

Снижение
- мероприятия, направленные на  сдерживание размещения на данной  территории производительных сил  и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использованием трудовых ресурсов и т.д. -миграционная  политика в регионе;

сокращение рабочего времени, разрешение неполной занятости;

увеличение срока  обучения с отрывом от производства и рост численности обучаемых по данной форме;

увеличение пособий  и сроков отпуска женщин по уходу  за детьми;

повышение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию;

нтеграция в  международный рынок труда и  содействие выезду рабочей силы на работу за рубеж и другое

 

     В течение 2004-2006 годов по области в  рамках Программы развития сельских территорий создано 27832 новых рабочих  мест. Выполнение программы составляет 113,7%. Наибольшее число рабочих мест создано в отраслях сельского  хозяйства-42,1%, промышленности-19,6%, малого бизнеса 11,2%.

     Для оценки эффективности проведенных  мероприятий можно использовать показатель коэффициент рабочих  мест (таблица 2.8), определяемого как отношение созданных рабочих к численности экономически активного населения в процентах. 

     Таблица 2.8 - Коэффициент рабочих мест по Павлодарской области

Наименование  регионов 2004 год 2005 год 2006 год
план факт план факт план факт
Итого по области 2, 20 2,25 2,33 3,13 6,33 7, 20
г. Павлодар 1,70 0,63 1,73 1,93 3,44 3,72
г. Аксу 4,03 4,18 4,31 4,93 8,34 11,25
г. Экибастуз 2,40 1,53 2,67 2,93 5,07 6, 19
Актогайский район 1,07 2,72 2,15 2,21 3,22 6,34
Баянаульский  район 1,10 4,85 2,94 3,68 4,04 13,59
Железинский район 1,10 3,97 1,46 4,33 2,56 9,91
Иртышский район 1,16 6,56 2,32 4,85 3,47 14,32
Качирский район 0,96 4,05 1,28 2,89 2,24 8,64
Лебяжинский район 1,6 2,17 3,32 4,43 4,98 8,96
Майский район 3,45 5,17 5,69 5,27 8,61 12,49
Павлодарский  район 5,01 6,07 1,8 6,42 6,89 15,08
Успенский район 3,13 3,62 3,13 7,41 6,27 13,53
Щербактинский район 3,18 2,24 1,91 2,41 5,09 7,95
 

     По  прогнозу ситуация на сельском рынке  труда в ближайшем будущем  останется напряженной. Спрос на рабочую силу может составить  по совокупной оценке 8380 рабочих мест. Предложение рабочей силы будет  увеличиваться за счет вступления в трудоспособный возраст молодежи и пенсионеров и инвалидов.

     Что касается Лебяжинского района, то согласно прогнозным данным количество новых  постоянных рабочих мест по району в 2008-2009 годах достигнет 680, сезонных-400. Численность безработных, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за этот период составит 85 человек.

     Готовят специалистов сельскохозяйственного  профиля одна сельская профессиональная школа по области по профессиям: фермер-арендатор, мастер сельскохозяйственного производства, хозяйка усадьбы, механизатор широкого профиля и другие. Это количество специалистов, выпускаемых профессионально-техническими школами, не восполняет потребность села в квалифицированных рабочих кадрах. Практически не проводится в сельских средних школах подготовка трактористов-машинистов, операторов машинного доения и других рабочих профессий.

     Таким образом, рынок труда Лебяжинского района в ближайшей перспективе  будет испытывать следующие проблемы:

     дальнейшее  развитие сельского хозяйства с расширением посевных площадей, совершенствованием технологии, необходимостью использования технических средств более сложных млдификаций, повышает требования к уровню подготовки квалифицированных кадров;

     сеть  профессиональных школ не удовлетворяет потребности отрасли в специалистах среднего звена и рабочих профессий (ветеринарные фельдшеры, техники, слесари-наладчики, трактористы-машинисты, доярки и др.);

     отрицательное влияние на кадровую обеспеченность сельского хозяйства миграционного процесса, происходившего в предыдущие годы;

     преобладание  неэффективной занятости;

     сохранение  тенденции превышения предложения  рабочей силы над спросом;

     потеря  трудового потенциала квалифицированных  кадров;

     несоответствие  подготовки кадров потребностям экономики;

     сложность трудоустройства отдекльных групп  населения (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды);

     большая дифференциация рынков труда по сельским населенным пунктам;

     высокий уровень безработицы в депрессивных трудоизбыточных сельских населенных пунктах;

     несоответствие  квалификационно-профессиональной структуры  спроса и предложения рабочей  силы;

     увеличивается скрытая безработица. Она обусловлена  ростом самозанятости населения, малого предпринимательства и фермерских (крестьянских) хозяйств. Производственный потенциал на селе не получил необходимого развития и характеризуется отсталой материально-технической базой хозяйств, что снижает уровень и эффективность занятости.

 

3. Практические аспекты реализации государственной политики занятости населения на примере лебяжинского района

3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях

 

     Становление Республики Казахстан как независимого суверенного государства и вхождение  ее в международное сообщество требуют, с одной стороны, выработки стратегии занятости не автономно, а в контексте глобализации экономики, а с другой, разработки концепции и политики занятости, выбора ее приоритетов с учетом региональных особенностей социально-экономического и демографического развития республики. [4]

     С точки зрения конкретных функций  правительства, в рамках сегодняшнего законодательства, зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, а вот формально занятые, но лишенные постоянного источника  трудовых доходов люди оказываются за рамками социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

     Стремление  государства взять под контроль формирующийся рынок труда проявилось в принятии ряда законодательных  актов. В декабре 1990 г. был принят Закон Казахской ССР "О занятости населения", вступивший в силу 1 июля 1991 года. Первый Закон "О занятости населения" был направлен на пассивную защиту безработных и не ориентировал их на активный поиск работы.

     В декабре 1998 г. был принят новый Закон о занятости населения, который был направлен на поиск трудоспособными работы, в том числе на деятельную трудовую самозанятость. Законом была предусмотрена организация общественных работ за счет средств местных бюджетов по соответствующей программе, администрируем ой местным исполнительным органом.

Информация о работе Рынок труда и проблемы формирования социально-экономической модели занятости в республике Казахстан