Рынок труда и проблемы формирования социально-экономической модели занятости в республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. Понятие "рынок труда" К. Маркс относил к сфере обращения, так как в период монополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условие труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условие обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 435.50 Кб (Скачать)

     В январе 1998 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан №3834 "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года", обозначивший основные направления решения проблем занятости. В целях формирования системы обеспечения занятости, подготовки и переквалификации занятости, подготовки и переквалификации кадров Указом определен ряд приоритетов, включающих поддержку и развитие предпринимательства, защиту рынка труда, организацию оплачиваемых общественных работ и совершенствование законодательной базы.

     23 января 2001 года был принят новый,  ныне действующий, Закон Республики  Казахстан "О занятости населения" № 149-П, регулирующий правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения. Согласно данному Закону:

     отношения в сфере занятости населения  основываются на Конституции Республики Казахстан и регулируются законодательством  о труде и настоящим Законом;

     государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.

     Согласно  данному Закону государственная  политика в сфере занятости направлена на:

     обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам  без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан,

     обеспечение продуктивной занятости;

     сокращение  безработицы;

     создание  рабочих мест;

     ориентацию  системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями  рынка труда и т.д.

     Государственная политика занятости направлена также на координацию и организацию работ, касающихся занятости населения, посредством центрального исполнительного органа, местных исполнительных органов и уполномоченного органа по вопросам занятости. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О занятости населения" от 23.01.2001 года "центральный исполнительный орган - это государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населении, местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения, уполномоченный орган по вопросам занятости - структурное подразделение местных исполнительных органов, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы па региональном уровне". [4]

     Регулирование рынка рабочей силы в целом включает следующие основные направления:

     анализ  и прогнозирование состояния  рынка труда;

     разработку  программ занятости населения;

     профориентацию  населения;

     информационное  обеспечение;

     профессиональную  подготовку незанятого населения;

     трудоустройство;

     социальную  защиту населения. [5]

     Анализ  рынка труда предполагает на основе учета свободных рабочих мест и безработных, а также других категорий граждан, нуждающихся  в оплачиваемой работе, анализ и  прогноз спроса и предложения  на рынке рабочей силы, существующей и перспективной структуры занятости населения, уровня занятости женщин, молодежи и других групп населения, нуждающихся в социальной защите.

     Разработка  программ занятости населения осуществляется на различных уровнях управления рынком рабочей силы. В зависимости от уровня, программы подразделяются на местные, региональные и государственные. В каждом регионе разрабатываемая программа занятости зависит от сложившейся ситуации на рынке труда, местных особенностей социально-экономического и демографического развития, реальных возможностей осуществления первоочередных задач на средне - и долгосрочную перспективу. Каждая разрабатываемая программа занятости содержит в себе такие разделы как:

     прогноз на длительную перспективу структуры  занятости с учетом внедрения в производство достижений НТП, улучшения условий труда, перехода к многообразию форм собственности;

     меры, стимулирующие создание новых рабочих  мест в перспективных отраслях экономики, переподготовку и направление на эти места высвобождаемых работников;

     направление на улучшение системы воспроизводства  рабочей силы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, профориентации трудоспособного населения;

     меры  обеспечения социальной защиты населения  от безработицы и пути организации занятости слабо защищенных групп населения.

     Для реализации программы занятости  уполномоченный орган устанавливает  связь с предприятиями и организациями, высвобождающими работников в связи  с перестройкой производства и предъявляющими спрос на дополнительную рабочую силу определенного профессионально-квалификационного состава. Все предприятия обязаны предоставлять в уполномоченный орган по вопросам занятости сведения о наличии свободных рабочих мест, о всех высвобождаемых, принятых и уволенных работниках.

     Профориентация, подготовка и переподготовка незанятого населения предполагает персональное консультирование, профотбор и направление  в систему профессионального  образования и переподготовки кадров граждан, обращающихся к услугам  уполномоченного органа по вопросам занятости.

     При трудоустройстве граждан уполномоченный орган обеспечивает приоритетное трудоустройство  определенных категорий населения, проводит поиск свободных рабочих  мест, предлагает работу населению, обращающемуся  за содействием в трудоустройстве.

     В области социальной защиты населения  уполномоченный орган определяет квоты (доли) рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, подготавливает предложения в местные органы власти по налоговым льготам предприятиям за прием на работу лиц нуждающихся в социальной защите, сверх установленных квот.

     На  наш взгляд, особое внимание следует  уделить разрабатываемым программам занятости населения, содержащим в  себе все вышеизложенные направления  регулирования рынка рабочей  силы, т.к в целом по республике регулирование рынка труда зависит от успешного развития экономики с одной стороны и всесторонней материальной и финансовой поддержки занятости населения путем реализации специальных программ.

     К таким программам относится, например, разрабатываемая каждые три года комплексная программа по борьбе с бедностью и безработицей. Первая такая Программа была разработана в июне 2000 года и была рассчитана сроком на 3 года, т.е. с 2000 по 2002 год. Целью данной Программы явилось сокращение масштабов бедности и снижение уровня безработицы за счет осуществления активной политики занятости и оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам, преимущественно нетрудоспособным, а также категориям населения, которые наиболее уязвимым на рынке труда. Данная Программа была нацелена на обеспечение занятости, как минимум, одного члена каждой семьи в Казахстане и предполагала создание новых рабочих мест, стимулирующих вовлечение в трудовую деятельность незанятого населения.

     Основными приоритетными задачами Программы явились такие как:

     стабилизация  и повышение уровня жизни населения, на основе экономического роста, путем  проведения последовательных реформ в  социальной сфере;

     адресная  борьба с бедностью на основе мер  социальной адаптации, экономической  реабилитации и социальной поддержки, прежде всего, социально уязвимых слоев населения;

     снижение  уровня безработицы до параметров, не представляющих угрозу процессам  обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

     К началу 2003 года реализация данной Программы уже завершилась. В 2003 году были приняты новые Программы по борьбе с бедностью и безработицей на 2003-2005 год [6] и Программа занятости населения Республики Казахстан на 2005-2007 годы [7], более совершенные с устранением недостатков предыдущих Программ и со своими целями, приоритетами и задачами.

     Программа занятости населения области  на 2005-2007 годы разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан  от 23 января 2001 года “О занятости населения”, а также задачами обеспечения  занятости, сформулированными Стратегией “Казахстан 2030", Стратегическим планом развития области до 2010 года, утвержденным решением областного маслихата (XX сессия, II созыв) от 24 июня 2002 года № 46/20, среднесрочным планом социально-экономического развития области на 2005-2007 годы, утвержденным решением областного маслихата (VII сессия, III созыв) от 24 сентября 2004 года №54/7.

     Разработка  Программы обусловлена необходимостью обеспечения эффективной занятости  населения, достижения сбалансированности рынка труда. Программа будет способствовать приведению системы подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики, повышению роли работодателей в содействии занятости населения, обеспечению эффективности общественных работ, снижению безработицы.

     Главными  задачами Программы являются:

     осуществление активной политики на рынке труда, направленной на содействие эффективной занятости  населения области, стимулирование экономического роста предприятий  и организаций области, повышение  уровня жизни и снижение уровня безработицы;

     осуществление мониторинга и прогнозирования  рынка труда, влияния экономических, демографических, миграционных, социально-психологических  и других факторов на рынок труда;

     повышение качества профессионального образования;

     развитие  профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

     приведение  системы подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики, развитие системы внутрипроизводственного  обучения;

     содействие  безработным гражданам в выборе профессии и трудоустройстве;

     подготовка, переподготовка и повышение квалификации молодежи и безработных граждан;

     организация молодежной практики;

     организация социальных рабочих мест для безработных  из целевых групп населения;

     организация временной занятости и общественных работ;

     опережающая подготовка кадров для создаваемых  новых рабочих мест;

     развитие  системы микрокредитования, которая  позволит обеспечить работой многие семьи с низкими доходами и  уменьшить в будущем число малоимущих семей; осуществление постоянного мониторинга основных индикаторов рынка труда, а также оценки работы местных исполнительных органов с точки зрения решения проблемы безработицы;

     обеспечение мобильности рабочей силы путем  регулирования трудовой миграции;

     активизация социального партнерства на рынке  труда в целях реализации активных программ по содействию занятости населения  области.

     В рамках Программы рассматриваются  основные проблемы рынка труда области, необходимость принятия комплекса  мер, направленных на создание гибкой системы подготовки кадров в организациях образования, максимально удовлетворяющей потребность производственно-хозяйственного комплекса области в квалифицированных рабочих и специалистах, формирования системы профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников учебных заведений и безработной молодежи, развития системы эффективной занятости населения, создания условий для снижения уровня безработицы, социальной поддержки безработных.

     В рамках реализации индустриальной стратегии области на период до 2010 во всех сферах экономической деятельности будет создано 24200 новых рабочих мест. Ожидается, что более 50% планируемых к созданию новых рабочих мест будет создано в сельском хозяйстве, более 30% - в малом и среднем бизнесе, около 20% - в производственном секторе.

     В сельском хозяйстве новые рабочие  места будут создаваться в  основном за счет развития приоритетных отраслей (молочное, мясное скотоводство, мясосальное овцеводство, табунное коневодство, свиноводство и птицеводство). Предприятиями и организациями, относящимися к производственному сектору экономики, новые рабочие места будут создаваться за счет расширения номенклатуры и увеличения объемов производства в рамках действующей программы индустриально-инновационного развития области на 2004 - 2006 годы, утвержденной решением областного маслихата (II сессия, III созыв) от 26 декабря 2003 года № 166/2.

Информация о работе Рынок труда и проблемы формирования социально-экономической модели занятости в республике Казахстан