Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа
Рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. Понятие "рынок труда" К. Маркс относил к сфере обращения, так как в период монополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условие труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условие обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества.
Закон "О занятости населения" (ст.5 п.2.1) предусматривает льготы по трудоустройству молодежи до 20 лет, относя их к лицам, требующим дополнительной социальной защиты.
В качестве наиболее важного момента необходимо отметить что реализация Концепции социальной защиты населения [10] и появление Фонда социального страхования даст возможность каждой области формировать свою сумму средств на проведение программ занятости населения, а не зависеть от бюджета. Тогда с учетом ситуации в малых городах возможно будет более существенное финансирование программ занятости, а особенно программ профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Выводы, касающиеся наиболее важного направления регулирования занятости таковы:
преодоление инвестиционного кризиса, повышение инвестиционной активности является одной из первостепенных задач, от которой зависит и структурная перестройка экономики в целом, и предотвращение массовой безработицы на основе новой структуры рабочих мест;
роль государства как регулятора инвестиционных процессов и системы рабочих мест состоит в выборе приоритетов инвестиционной политики, создании равных условий для различных типов инвесторов, стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении льготных инвестиционных кредитов на конкурсной основе, осуществлении гибкой амортизационной, ценовой, таможенной политики;
актуальна
задача создания экономических условий
для изменения структуры
переключение на инвестиционные цели хотя бы четвертой части сбережений населения увеличило бы объем капитальных вложений не менее чем на 20%;
необходимо
преодолеть перелив капитала из сферы
реального сектора в сферу
банковского и торгово-
Современный этап развития экономик постсоветского пространства характеризуется сменой парадигмы экономического развития, а, следовательно, изменением целей, задач и методов управления. Одной из ключевых подсистем управления является
подсистема управления трудом.
Трудовые ресурсы в нашей стране служат объектом социального управления, т.е. целенаправленного воздействия и регулирования со стороны общества. Трудовые ресурсы как объект управления отличаются большим своеобразием в связи с тем, что они выступают как производители и потребители материальных и духовных благ, а их роль в экономическом и социальном прогрессе растет. По мере углубления общественного разделения труда усложняются функции управления трудовыми ресурсами, увеличиваются их количественные и качественные признаки, многообразие структурных взаимосвязей, число факторов, подлежащих анализу и учету.
Особенность
управления трудовыми ресурсами
состоит в необходимости
Первая подсистема - формирование трудовых ресурсов. От ее нормального функционирования зависят все остальные фазы воспроизводства рабочей силы. От того, например, насколько качественно и количественно будут подготовлены квалифицированные кадры, зависит эффективность использования трудовых рecурсов. Управление формированием трудовых ресурсов начинается с управления демографической политикой.
Состояние трудового потенциала всей страны и его отдельных регионов во многом определяется демографическими тенденциями, его количественные и качественные показатели зависят от динамики численности трудоспособного населения, половой и возрастной структуры, физического и психического здоровья, образовательного уровня и др.
Между ростом населения, его половозрастной структурой и увеличением трудовых ресурсов существует определенная зависимость. И очень важно органам управления стремиться к тому, чтобы на каждом отрезке времени соотношение по полу и возрасту населения было оптимальным. На это и должно быть нацелено осуществление демографической политики как части социальной политики общества, направленной на достижение желательного типа воспроизводства населения с учетом региональных различий. Существующие демографические тенденции требуют пристального внимания. Для эффективного управления демографической политикой необходимо проводить исследования демографического развития отдельных регионов. Особое внимание следует уделять мерам по улучшению здоровья населения, повышению занятости молодежи, уровня жизни населения.
Для эффективного функционирования второй подсистемы - управления процессами распределения и перераспределения необходим четкий механизм планирования и прогнозирования потребности современной экономики в трудовых ресурсах различной квалификации. На сегодняшнем этапе развития казахстанской научной экономической мысли этому направлению уделяется много внимания, обосновано это в первую очередь переходом системы образования на новые методы работы. В ближайшее время особое внимание будет уделяться решению проблем профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки квалифицированных кадров в соответствии с изменяющимся спросом на рабочую силу. Для успешного решения проблемы взаимосвязи рынка образовательных услуг и занятости населения необходимо более четкое взаимодействие органов образования и службы занятости. В этом плане предполагается осуществление следующих мер:
организовать мониторинг и прогнозирование рынка труда, потребностей в кадрах определенных профессий и специальностей;
ориентировать профессиональную подготовку на обучение по профессиям
и специальностям, которые обеспечивают конкурентоспособность работника на рынке труда.;
перейти на регионально-отраслевой принцип планирования потребности в подготовке рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
обеспечить гибкий вход и выход из системы профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и личности;
формировать системы непрерывного профессионального обучения, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
решать проблемы адекватного реагирования на перемены в системе образовательных услуг в связи с переменами на рынке труда;
совершенствовать
систему эффективной
своевременно
реагировать на изменения в спросе
и предложении рабочей силы, добиваясь
согласованности спроса и предложения
на образовательные услуги в профессионально-
Наконец функционирование третей подсистемы предполагает создание эффективного механизма планирования, отбора и оценки эффективности использования имеющегося трудового потенциала, как отдельных работников, так и их совокупности. И здесь еще не существует четких методик оценки трудового потенциала, нет единого подхода к количественному представлению этого потенциала.
Связь
между отдельными подсистемами управления
трудовыми ресурсами можно
Рисунок 3.1 - Система управления трудовыми ресурсами
Система управления трудовыми ресурсами достаточно многогранна и эффективность ее функционирования зависит от многих факторов. Условно систему управления трудом можно разделить на три иерархических уровня, исходя из основных элементов управления трудом в выделенных подсистемах. (рисунок 3.2)
Таким образом, общая цель всей системы управления трудовыми ресурсами состоит не только в эффективном потреблении рабочей силы, но также в эффективной ее подготовке, распределений и перераспределении между отраслями народного хозяйства на территории страны, в их единстве и взаимообусловленности, направленных на достижение удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и каждого его члена при наименьших затратах живого труда
Уровни управления трудовыми ресурсами - республиканский, отраслевой, региональный, уровень предприятия. Конечно, управление трудовыми ресурсами в масштабе национального хозяйства, отрасли, города или предприятия имеет свои особенности, которые находят выражение в объекте и методах управления. Одно дело управлять трудовыми ресурсами на уровне отрасли и территории, другое - на уровне объединения и предприятия.
Рисунок 3.2 - Иерархия управления трудовыми ресурсами.
Системный подход к управлению трудовыми ресурсами предполагает четкое разграничение содержания деятельности, прав, обязанностей и ответственности между органами управления разных уровней и подразделений каждого звена управления. Разумеется, вся система управления трудовыми ресурсами строится на основе познания и использования требований объективных экономических законов, действующих в нашем обществе в условиях рыночной экономики.
Система управления трудовыми ресурсами должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Функции, методы и организация управления изменяются в соответствии с ростом производительных сил, масштабов экономики, целей. Решение вновь возникающих задач постоянно требует внесения тех или иных коррективов в отдельные элементы системы управления.