Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.
Экономический контроль в РФ стал одним из важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….………………….3
1.Теоретические основы проведения аудиторских проверок…….…..………..5
1.1 Этапы становления и развития аудита в России…………...……………..5
1.2 Определение, цели и принципы аудита…………………………...…..…..8
1.3 Классификация аудита………………………………………………...…..11
1.4 Правовые основы аудиторской деятельности……………..…………….15
2. Этапы аудиторской деятельности……………………………………………19
2.1 Предплановая (преддоговорная) деятельность…………………..……..19
2.2 Планирование аудита……………………………………………….…….24
2.3 Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности………………….…34
2.4 Завершение и оформление результатов аудита…………………….…36 3.Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки…….39
3.1Рекомендации по совершенствования планирования при проведении аудиторской проверки…………………………………………………………...39
3.2 Рекомендации по улучшению программы аудиторской проверки…....42
Заключение……………………………………………………………………....44
Список использованных источников и литературы………………….…….…45

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

- первая предварительная оценка  оказалась неправильной. Данная  позиция отчетности не содержит риска, т.е. объем проверочных процедур уменьшится.

в) прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты. Во время проверки было обнаружено, что позиции отчетности, по которым ранее не предвиделось существенных ошибок, содержат риск.

          Все изменения плана проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности необходимо вносить в рабочую документацию. В соответствии с п.5.2 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитор должен подробно документировать.

           Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.

          Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур с указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.

           Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.

 

           2.3 Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

 

          Во время проверки отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности:

  • сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»);
  • оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);
  • исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности («Аналитические процедуры»);
  • проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);
  • получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта»);
  • отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);
  • оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность и аудиторский риск»);
  • установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»);
  • получение доказательств («Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);
  • проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности»);
  • проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами («Учет операций со связанными сторонами»);
  • проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);
  • оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур («Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);
  • контроль качества работы в ходе проведения аудита («Внутрифирменный контроль качества аудита»).

            К концу проверки руководитель аудиторской группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской отчетности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.

           Заявление об ответственности заказчика имеет очень большое значение для аудитора, поэтому он должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил ему подписанное заявление об ответственности в случае ограничения допуска к информации. Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены все необходимые для проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности документы, сведения и информация.

 

            2.4 Завершение и оформление результатов аудита

 

            На заключительном этапе аудиторского процесса происходит обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, затем составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы.

            После окончания проверки годовой бухгалтерской отчетности аудитор оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур. При этом необходимо определить, содержит ли годовая бухгалтерская отчетность существенные искажения и неточности.

            Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую отчетность, т.е. в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.

            Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме аудиторского заключения – безоговорочно положительного или модифицированного (мнение с оговоркой, отказ от выражения мнения и отрицательное аудиторское заключение).

            По итогам проведенной аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности аудиторская фирма представляет аудиторское заключение.          Письменная информация (аудиторский отчет) – это результат работы аудитора, который предоставляется заказчику. Заказчик на основании аудиторского отчета оценивает качество его деятельности.

           По форме в отчете или выводе должен быть адресат, заголовок, подпись и дата, а в его содержании следует отразить цели и масштаб, полноту, предмет аудита, нормативную базу, соответствие стандартам, своевременность. При формулировании вывода или отчета аудитор должен обращать внимание на значимость вопроса, характер деятельности проверяемого предприятия.

             Цель отчетов состоит в том, чтобы прокомментировать те недостатки в учетных записях, системах учета и контроля, которые могут привести к значительным ошибкам и соответственно исказить отчетность; дать конструктивный советы; определить, что может иметь значение для будущих аудиторских проверок. Самое главное, что в случае проведения обязательного аудита, аудитор в отчете (аудиторском заключении) должен выразить свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности и о соответствии бухгалтерского учета предприятия нормативным документам Российской Федерации.

             Согласно стандартов отчетности, информация, представленная в отчетах, должна быть четкой и ясной, надежной и компетентной, а также независимой, объективной, правдивой и конструктивной, содержать руководство к действию.

             По окончании аудиторской проверки вся рабочая документация, аудиторский отчет и заключение комплектуются в отдельную папку в порядке идентификационных номеров, которая сдается на хранение ответственному работнику аудиторской организации, назначенному приказом руководителя. При этом необходимо убедиться, что все рабочие документы оформлены аккуратно, на бумажных носителях и средствами, обеспечивающими сохранность записей не менее 5 лет, а информация, содержащаяся в них, легко читаема, однозначна.

             Рабочая документация подлежит хранению в аудиторской организации не менее 5 лет с момента окончания проверки в специально оборудованных металлических шкафах или сейфах, закрываемых на ключ.

Укомплектованный файл рабочей документации, включая отчет по проверке и выданное аудиторское заключение, регистрируется в реестре, который ведется в электронном виде и должен распечатываться не реже 1 раза в полгода.

             В случае пропажи или порчи рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование. Результаты служебного расследования оформляются соответствующим актом.

             Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Рабочая документация, созданная в процессе аудита, является собственностью аудиторской организации, а аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию клиенту и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

       3. Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки.

       3.1 Рекомендации по совершенствования планирования при проведении аудиторской проверки.

        В настоящее  время аудиторам в основном  приходится иметь дело с компьютеризованным  бухгалтерским учетом. Снижение  стоимости средств обработки данных, развитие сети центров компьютерных услуг и, наконец, появление недорогих микрокомпьютеров сделало автоматизированную обработку данных доступной даже для сферы малого бизнеса.      Распространение компьютерных систем, равно как возрастание их сложности, привело к выделению такой области аудита, как аудит в компьютеризованной среде или компьютерный аудит.

Компьютерные системы оказывают воздействие на три аспекта аудита:

1) планирование;

2) изучение системы внутреннего  аудита;

3) сбор фактических данных о системе контроля, деталях хозяйственных операций, остатках на счетах.

        Изложение  аспектов планирования и контроля  в компьютеризированной среде  преследует определенные цели:

-разъяснение различий между  автоматизированными и неавтоматизированными системами ведения бухгалтерского учета;

- обсуждение дополнительных факторов, учитываемых при планировании аудиторской проверки в компьютеризованной среде;

- демонстрацию воздействия электронной обработки на фазе оценки риска неэффективности контроля;

- разъяснение различий между общими и прикладными методами контроля;

- идентификацию и разъяснения системы разделения функциональных обязанностей, документальной системы, системы контроля доступа к файлам данных и программным файлам, системы контроля аппаратных средств;

- перечень и описание прикладных методов контроля;

- описание четырех характерных особенностей компьютерных систем "высокого уровня";

- определение понятий "режим разделения времени", "диалоговые системы", "системы реального времени", "распределенная обработка данных";

- описание отличительных свойств аппаратных средств на базе микро- и миникомпьютеров;

- обсуждение особенностей контроля систем на базе микро- и миникомпьютеров.

            При планировании аудита следует учитывать особенности методов, применяемых фирмой для обработки существенной бухгалтерской информации, включая услуги таких сторонних организаций, как специализированные центры по обработке данных. Используемые фирмой методы влияют на строение системы бухгалтерского учета и на характер методик внутреннего контроля. Уровень автоматизации обработки бухгалтерской информации, равно как и сложность самой обработки, также могут оказывать влияние на сущность, распределение во времени и глубину аудиторских процедур. Таким образом, при оценке влияния электронной обработки данных на аудит финансовой отчетности необходимо учитывать следующие моменты:

  1. уровень автоматизации каждой из задач бухгалтерского учета;
  2. сложность машинных операций, выполняемых фирмой, включая услуги сторонних центров по обработке данных;
  3. доступность данных;
  4. наличие методик автоматизированного аудита, повышение эффективности аудиторских процедур;
  5. необходимость в специальной подготовке.

          Вместе с тем работу аудиторов можно улучшить, применяя вычислительную технику.

            Во-первых, применение компьютеров дает возможность уменьшить количество обрабатываемых вручную данных. В учетных регистрах достаточно много данных, относимых к промежуточным и окончательным итогам, составление которых может взять на себя компьютер. В результате у аудитора высвободится время для более тщательного проведения аудита.

            Во-вторых, значительную долю времени в аудиторской работе специалиста занимает несложная, но утомительная однообразная операция сравнения фактических данных и учетных. Эту операцию также можно поручить ПЭВМ.

            В-третьих, большое значение имеет аудиторская проверка тождественности или взаимной увязки показателей, присутствующих в различных формах финансовой отчетности, то есть, получив какие-то данные один раз, требуется их многократное использование. Такую возможность также предоставляет ПЭВМ. Кроме того, компьютер предоставляет возможность получения не всех результатов обработки информации, а только отклонений, то есть ПЭВМ может проделать предварительную оценку результатов.

 

      3.2 Рекомендации по  улучшению программы аудиторской проверки

          Для оценки достижения целей и выявления возможностей улучшения программы аудита должен проводиться мониторинг реализации и, через определенные промежутки времени, анализ программы аудита. Результаты должны быть представлены высшему руководству.

        Должны быть использованы индикаторы работы для мониторинга следующих характеристик:

- способность аудиторских групп реализовать план аудита;

- соответствие программам и графикам аудитов, и обратная связь с заказчиками аудита, проверяемыми организациями и аудиторами.

       Анализ программы аудита должен учитывать, в том числе:

а)результаты и тенденции, выявленные при мониторинге;

б)соответствие процедурам;

в)выявление потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

Информация о работе Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки