Аудиторская проверка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:13, реферат

Краткое описание

Методы получения аудиторских доказательств выбираются непосредственно аудитором в зависимости от профиля, деятельности проверяемого экономического субъекта, рискованности его бизнеса, финансового состояния, качества внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

referat po auditu..docx

— 20.13 Кб (Скачать)

Методы  получения аудиторских  доказательств.

 Методы получения  аудиторских доказательств выбираются  непосредственно аудитором в  зависимости от профиля, деятельности  проверяемого экономического субъекта, рискованности его бизнеса, финансового  состояния, качества внутреннего  контроля и состояния бухгалтерского  учета. 

 К наиболее  распространенным способам получения  аудиторских доказательств, которые  аудиторские организации могут  применить на конкретных участках  аудита:

-проверка арифметических  расчетов клиента (пересчет);

-инвентаризация;

-оценка активов; 

-проверка соблюдения  налогового законодательства и  порядка совершения отдельных  хозяйственных операций;

-подтверждение; 

-проверка документов;

-устный опрос; 

-аналитические  процедуры; 

-прослеживание; 

-составление  альтернативного баланса. 

Проверка  арифметических расчетов клиента (пересчет) заключается в проверке арифметической точности источников, документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов. Как правило, пересчет осуществляется выборочно. При проведении аудиторской выборки аудиторские организации обязаны следовать установленным правилам аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии и состоянии имущества экономического субъекта; она может быть сплошной и выборочной, проводиться как силами экономического субъекта под наблюдением аудиторов, так и непосредственно аудиторской организацией.

В ходе аудиторской  проверки аудиторы могут наблюдать  за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской  организации правильно оценить  надежность системы бухгалтерского учета и действительность системы  внутреннего контроля. Если аудиторская  организация оценит надежность системы  внутреннего контроля как высокую, она вправе разумным способом снизить  количество элементов учета, проверяемых  в ходе аудиторской выборки.

До  начала проведения инвентаризации экономическим субъектом  аудиторская организация  обязана:

  • Выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств
  • Проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим субъектам инвентаризациям.
  • Ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей
  • Выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности
  • Проанализировать систему учета товарно-материальных ценностей и систему контроля экономического субъекта, выявить слабые и сильные стороны таких систем.

Наблюдая  за проведением инвентаризации экономическим субъектом, аудиторской организации  следует:

  • Принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля;
  • Выяснить имеются ли устаревшие, неиспользуемые или малоиспользуемые ТМЦ
  • Проверить, хранятся ли отдельно запасы, принадлежащие третьим лицам, и учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах.
  • Изучить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.

Для повышения точности получаемых данных аудиторской  организации рекомендуется 

провести  проверки в двух направлениях:

1. Сверить учетные  данные с фактическим наличием  товарно-материальных ценностей 

2. Сверить фактические  запасы ТМЦ с данными учетных  записей. 

Оценка активов  проводится силами привлекаемых независимых  оценщиков и позволяет определить реальную стоимость имущества, находящегося на балансе экономического субъекта, для ее сопоставления с кредиторской задолженностью организации.

Проверка соблюдения налогового законодательства и порядка  совершения отдельных хозяйственных  операций позволяет определить возможные  убытки экономического субъекта ввиду  нарушения законодательства; информация может быть признана достоверной  только в случае ее получения в  момент проведения исследования совершенных  организацией операций.

Подтверждение осуществляется с целью получения  доказательств о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, счетах дебиторской и кредиторской задолженности; аудитор должен иметь  подтверждение в письменной форме  от третьей стороны, для чего от имени  экономического субъекта аудиторская  организация отправляет запросы  в адреса третьих сторон (один из возможных вариантов письма о  подтверждении дебиторской и кредиторской задолженности приведен ниже).  Письмо - подтверждение задолженности рассылается по факсу, телексу или заказной почтой дебиторам и кредиторам проверяемой организации. Письмо подписывается руководителем проверяемой организации и заверяется печатью. Все запросы и полученные ответы приобщаются к рабочим документам аудитора и являются основанием для подтверждения (неподтверждения) имеющейся дебиторской и кредиторской задолженности.

Прослеживание – процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете.

Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах клиента.

При определении  категории операций, в отношении  которых следует применить процедуру  прослеживания, аудитору рекомендуется  изучить кредитовые обороты по аналитическим  счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим  счетам, отраженным в главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции  счетов.

При проведении прослеживания следует выполнять  требования правила (стандарта) аудиторской  деятельности «Аудиторская выборка».

Проверка документов. Документальная информация может быть внутренней, внешней либо внутренней и внешней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Степень доверия аудиторской  организации зависит от надежности средств внутреннего контроля за подготовкой и обработкой таких документов. Более убедительными, чем внутренние, являются внешние документы – документы, подготовленные и отправленные экономическому субъекту третьим лицом. Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

В случае если полученная от третьих сторон информация расходится с данными проверяемого экономического субъекта, аудитор должен выполнить  дополнительные процедуры для получения  достоверных подтверждений.

Аналитические процедуры являются одним из способов получения аудиторских доказательств и состоят в выявлении, анализе и оценке финансово-экономических показателей деятельности аудируемого экономического субъекта. На стадии планирования аудита аналитические процедуры позволяют аудитору сформулировать особенности деятельности организации, выявить необычные или неверно отраженные в отчетности факты, определить области повышенного риска, требующие дополнительного внимания. В процессе проведения аналитических процедур аудитор также изучает экономическую деятельность организации, оценивает непрерывность ее работы, выявляет искажение бухгалтерской отчетности, проводит анализ, тестирование. Аналитические процедуры проводятся аудитором на протяжении всего процесса аудита, что позволяет повысить его качество и сократить трудозатраты. В период исследований аналитические процедуры могут выполняться в сочетании с другими аудиторскими процедурами.

Выполнение аналитических  процедур состоит из: определения  цели процедуры, выбора метода процедуры, непосредственно проведения процедуры и анализа результатов. Выбор метода аналитических процедур зависит от цели их проведения и определяется аудитором.

К основным методам  аналитических процедур можно отнести:

  • числовые и процентные сравнения;
  • коэффициентный анализ;
  • анализ, основанный на статистических методах;
  • корреляционный анализ;
  • генерацию случайных чисел.

Применяя данные методы, аудитор проводит:

  1. сравнение фактических показателей с плановыми (сметными);
  2. сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущих периодов;
  3. сравнение фактических финансовых показателей с показателями, определенными аудитором;
  4. вычисление коэффициентов финансового состояния организации и анализ их динамики;
  5. сравнение показателей аудируемого экономического субъекта со среднеотраслевыми данными.

Использование аналитических процедур в процессе аудита позволяет аудитору произвести оценку финансовых показателей путем  изучения вероятных зависимостей между  ними. Это в свою очередь дает возможность оценить эффективность  методов планирования, используемых организацией, выявить сложившиеся  тенденции, области потенциального риска, вероятность банкротства  и т.п.

Устный опрос  работников организации может проводиться  аудитором на всех этапах аудиторской  проверки.

Результаты опроса должны записываться в виде протокола  или краткого конспекта, в котором  обязательно указывается фамилия  аудитора, проводившего опрос, а также  ФИО опрошенного лица, для проведения опроса целесообразно готовить специальные  бланки с перечнем необходимых вопросов. В бланках указываются фамилии  опрошенных специалистов и данные ими  ответы. Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться  аудиторской организацией е другим рабочим документам аудиторской  проверки.

Составление альтернативного  баланса производится аудитором  с целью установления отклонений от нормативного расхода сырья, материалов и иных средств для получения доказательств правильности исчисления финансового результата. Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции (выполнения работ, оказанных услуг) аудиторская организация может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции. Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата. Возможен вариант получения оборотного или сальдового баланса по результатам деятельности предприятия. Эта работа является весьма трудоемкой, но позволяет проверить правильность ведения учета в целом по предприятию.

Таким образом, изучив основные вопросы, касающиеся аудиторских  доказательств можно сделать  следующие выводы:

Аудиторские доказательства бывают внутренними, внешними и смешанными. Наибольшую ценность представляют внешние  доказательства, затем по степени  ценности и достоверности следуют  смешанные доказательства и внутренние.

Основными источниками  аудиторских доказательств являются:

первичные документы  экономического субъекта и третьих  лиц;

регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

результаты анализа  финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

результаты инвентаризации имущества экономического субъекта;

К наиболее распространенным способам получения аудиторских  доказательств, которые аудиторские  организации могут применить  на конкретных участках аудита:

проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

инвентаризация;

оценка активов;

устный опрос;

аналитические процедуры;

составление альтернативного  баланса и др.

Информация о работе Аудиторская проверка