Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:43, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.
Экономический контроль в РФ стал одним из важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.
Введение ……………………………………………………….………………….3
1.Теоретические основы проведения аудиторских проверок…….…..………..5
1.1 Этапы становления и развития аудита в России…………...……………..5
1.2 Определение, цели и принципы аудита…………………………...…..…..8
1.3 Классификация аудита………………………………………………...…..11
1.4 Правовые основы аудиторской деятельности……………..…………….15
2. Этапы аудиторской деятельности……………………………………………19
2.1 Предплановая (преддоговорная) деятельность…………………..……..19
2.2 Планирование аудита……………………………………………….…….24
2.3 Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности………………….…34
2.4 Завершение и оформление результатов аудита…………………….…36 3.Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки…….39
3.1Рекомендации по совершенствования планирования при проведении аудиторской проверки…………………………………………………………...39
3.2 Рекомендации по улучшению программы аудиторской проверки…....42
Заключение……………………………………………………………………....44
Список использованных источников и литературы………………….…….…45
В договоре необходимо учитывать некоторые особенности аудита Российской Федерации. Это обусловлено тем, что аудиторская деятельность специфична и руководство экономического субъекта зачастую не в полной мере понимает суть и содержание аудита.
После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов.
Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер.
В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.
Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.
Если договор не сопровождается письмом, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будущего сотрудничества, права и обязанности сторон.
Договор оформляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Текст договора должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:
• предмет договора на оказание аудиторских услуг;
• условия оказания аудиторских услуг;
• права и обязанности аудиторской организации;
• права и обязанности предприятия;
• ответственность сторон и порядок разрешения споров;
• стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты.
Наряду с этим текст договора может содержать и другие важные для сторон пункты.
В пункте «Условия оказания аудиторских услуг» должны быть указаны:
- цель оказания услуг и объект (в частности, при проведении аудита – порядок аудита филиалов и подразделений предприятия, а также его дочерних компаний в случае их наличия);
- сроки и этапы оказания аудиторских услуг;
- ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых оказаны аудиторские услуги.
Пункт «Права и обязанности аудиторской организации» предусматривает:
Пункт «Права и обязанности предприятия» предусматривает:
- получение информации о требованиях законодательства, касающегося проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для замечаний, сделанных аудитором;
- создание аудитору (аудиторской фирме) условий для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставление всей необходимой документации, доступ в систему компьютерной обработки информации, а также дача по запросу аудитора разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;
- оперативное устранение выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- отсутствие действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
- отсутствие давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия.
Пункт «Ответственность сторон и порядок разрешения споров» предусматривает:
возможность и необходимость разрешения возникших споров путем переговоров либо в судебном порядке.
В тексте договора на оказание аудиторских услуг, в соответствии с пожеланиями сторон по договору, могут быть включены:
- общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала;
- примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;
- общая характеристика применяемых методов проведения проверки;
- предложения об использовании услуг других аудиторов (аудиторских фирм), независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и предприятие сочтут необходимыми;
- уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;
- согласие предприятия на использование результатов, полученных предшествующей аудиторской организацией;
- описание важнейших ограничений ответственности аудиторской организации;
- рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;
предложения о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и предприятием;
- финансовые санкции за просрочку оплаты аудиторских услуг;
- условия оплаты дополнительных расходов, возникших в ходе проверки.
При составлении договора, предусматривающего оказание сопутствующих аудиту услуг, целесообразно предусмотреть раздел, уточняющий содержание аудиторского задания.
Изменения или дополнительные соглашения прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.
Также в тексте договора на оказание аудиторских услуг целесообразно предусмотреть:
Можно также указать сумму значимой ошибки в отчетности (существенность), значимость неточностей, которые необходимо исправить, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, порядок зачета времени, потраченного на аудит, размер ответственности аудиторской фирмы.
Важным моментом при заключении договора на аудиторскую проверку является оценка стоимости аудиторских услуг. Необходимо стремиться к тому, чтобы не занизить и не завысить стоимость услуг, так как и то, и другое зачастую оказывает негативное воздействие на предприятие, особенно если он впервые обращается в данную аудиторскую фирму.
Все имеющиеся в настоящее время в России формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг можно условно разделить на следующие группы:
• аккордная оплата;
• повременная оплата;
• сдельная оплата;
• комбинированная оплата.
При аккордной оплате сумма оплаты заранее определяется и фиксируется в договоре на проведение аудиторской проверки до ее начала. Некоторые аудиторские фирмы определяют ее произвольно, в зависимости от финансовых возможностей клиента, или, например, в размере годовой зарплаты главного бухгалтера клиента. Но многие отечественные фирмы при оценке стоимости работ поступают следующим образом: за определенную плату к клиенту перед заключением договора направляется аудитор, который знакомится с особенностями деятельности клиента, оценивает ориентировочный аудиторский риск и примерную трудоемкость работы. После этого аудиторская фирма определяет общую стоимость работ и заключает договор с клиентом.
К недостаткам этой формы оплаты относится невозможность обоснованно оценить реальную трудоемкость работы и предусмотреть непредвиденные обстоятельства. Если эти «непредвиденные обстоятельства» в ходе аудиторской проверки резко увеличивают ее трудоемкость, то это неблагоприятно отражается на финансовых результатах проверки для аудиторской фирмы; если же трудоемкость не увеличивается, аудиторская фирма даже выигрывает в финансовом отношении.
Повременная оплата наиболее широко распространена на рынке аудиторских услуг во всех странах. Появление непредвиденных обстоятельств лишь увеличивает трудоемкость и соответственно стоимость работ.
Повременная оплата базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора. Стоимость одного часа (дня) работы аудитора зависит и от его квалификации.
Сдельная оплата применяется, как правило, при восстановлении бухгалтерского учета. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполняемой аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности.
При оплате по результатам аудитор отказывается от заранее определенной суммы за предоставленную услугу и определяет оплату в виде доли от сэкономленных для клиента финансовых ресурсов. Обычно устанавливается определенный процент от экономии.
Комбинированная оплата – это различные комбинации из перечисленных форм и видов оплаты. Например, в договоре определяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный процент от экономии или резерв на непредвиденные обстоятельства и тому подобное.
При разработке общего плана и программы аудита определяется и стратегия аудиторской проверки.
На основании сведений, полученных в результате сбора информации, во время предварительного планирования определяются основные позиции для проведения системной проверки.
Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.
На следующем этапе необходимо определить, по каким участкам проводится системная проверка, по каким – проверка отдельных элементов. На это решение влияют результаты аналитических процедур и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Во время разработки общего плана проверки необходимо с учетом степени риска определить аудиторские процедуры и для тех позиций годовой бухгалтерской отчетности, которые не подлежат системной проверке.
После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки, т.е. объем информации для выборок. Объем выборки зависит от:
- степени риска, связанного с проведением проверки, по данной позиции проверки годовой бухгалтерской отчетности;
- уровня существенности;
- степени точности ожидаемых результатов;
- оценки надежности системы внутреннего контроля.
В общем плане аудита должна найти отражение стратегия проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности, предусматривающая сроки и график проведения аудита, состав аудиторской группы, включая в случае необходимости участие привлекаемых экспертов, все основные виды работ (от уточнения оценки системы внутреннего контроля до составления письменной информации и аудиторского заключения) с указанием периода проведения и исполнителя.
В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. На изменение общего плана могут повлиять:
а) уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;
б) результаты проверочных процедур позиций отчетности с высокой степенью риска, если:
- количество ошибок намного превышает планируемый объем, поэтому необходимо увеличить объем проверки;
Информация о работе Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки