Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:43, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.
Экономический контроль в РФ стал одним из важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.
Введение ……………………………………………………….………………….3
1.Теоретические основы проведения аудиторских проверок…….…..………..5
1.1 Этапы становления и развития аудита в России…………...……………..5
1.2 Определение, цели и принципы аудита…………………………...…..…..8
1.3 Классификация аудита………………………………………………...…..11
1.4 Правовые основы аудиторской деятельности……………..…………….15
2. Этапы аудиторской деятельности……………………………………………19
2.1 Предплановая (преддоговорная) деятельность…………………..……..19
2.2 Планирование аудита……………………………………………….…….24
2.3 Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности………………….…34
2.4 Завершение и оформление результатов аудита…………………….…36 3.Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки…….39
3.1Рекомендации по совершенствования планирования при проведении аудиторской проверки…………………………………………………………...39
3.2 Рекомендации по улучшению программы аудиторской проверки…....42
Заключение……………………………………………………………………....44
Список использованных источников и литературы………………….…….…45
Аудиторская организация не должна допускать предвзятости мнения и поддаваться давлению руководства аудируемого лица. Заключение о результатах проверки должно носить объективный характер.
Конфиденциальность один из главных принципов аудиторской деятельности. Аудитор обязан обеспечить сохранность информации аудируемого лица.
Аудитор не должен искать ошибки и злоупотребления, разоблачать мошеннические действия, его цель подтвердить достоверность отчетности , степень точности. Понятие «достаточная уверенность» имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для вывода аудитора о степени возможного искажения.
В Федеральных стандартах и в МСА различают несколько разновидностей уверенности:
Существуют присущие аудиту ограничения, которые не дают полной достоверности информации и приводят к искажению фактов:
Объем аудита - это совокупное число аудиторских процедур необходимых для достижения целей аудита, они определяются аудитором согласно требованиям и нормативным актам, с учетом договоренностей о проведении аудита.
В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.
1.3 Классификация аудита.
Аудит можно классифицировать по разным признакам и характеристикам. Такая классификация дана в книге Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. М: ИНФРА-М, 2006 (таблица 1 )
Критерии |
Виды аудита |
По отношению к пользователям информации |
1. Внешний 2. Внутренний |
По отношению к требованиям законодательства |
1. Обязательный 2. Инициативный |
По объектам аудита |
1. Банковский 2. Аудит страховых организаций 3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов 4. Общий 5. Государственный |
По назначению |
1. Аудит финансовой отчетности 2. Налоговый 3.Аудит на соответствие требованиям 4. Ценовой 5.Управленческий (производственный) аудит 6. Аудит хозяйственной деятельности 7. Специальный (экологический, операционный и др.) |
По времени осуществления |
1. Первоначальный 2. Согласованный (повторяющийся) 3. Оперативный |
По характеру проверки |
1. Подтверждающий 2. Системно-ориентированный 3. Аудит, базирующийся на риске |
Таблица 1- Классификация аудита.
Рассматривать классификацию аудита лучше с точки зрения отношения к организационной структуре аудиторской деятельности. (рис. 1)
Два основных вида аудита внешний и внутренний. Преимущество принадлежит внешнему аудиту. Его цель и основные задачи определены в законе от 30.12.08 №307-ФЗ и Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.02 №696 (ред. от 22.12.11).
Внутренний аудит - это независимая деятельность по проверке внутри организации в интересах ее руководителей. Цель такого аудита эффективность работы сотрудников организации. Аудитор может быть как штатным сотрудником так и нанятой аудиторской фирмой или ревизионной комиссией на договорной основе.
Внешний аудит - проводится на договорной основе аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами для получения объективной оценки ведения бухгалтерского учета субъекта. Субъектами могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.
Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведенья об аудируемом объекте.
По отношению к законодательству внешний аудит может быть инициативным и обязательным.
Инициативный аудит носит добровольный характер и масштабы такого аудита определяет заказчик. Основная его цель выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансовой и хозяйственной деятельности организации и помочь оптимизировать ее работу.
Обязательный аудит в России проводится в соответствии со ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Такой аудит проводится ежегодно.
Рис. 1 Общая классификация аудиторской деятельности в РФ1
Обязательный аудит осуществляется в случае:
- кредитной организацией, бюро кредитных историй;
- страховым обществом или обществом взаимного страхования;
- товарной или фондовой биржей;
- инвестиционным институтом или фондом;
- государственным внебюджетным
фондом, источником образования
средств которого является
3) по финансовым показателям деятельности;
- объем выручки организации
или индивидуального
- сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн. руб.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Так же обязательный аудит должны проводить ряд государственных корпораций и организации в уставном капитале которых присутствует 25% государственных средств.
По частоте проведения аудита выделяются первоначальный и повторяющийся. Первоначальным называется аудит финансовой отчетности, который данная аудиторская организация проводит у аудируемого лица впервые. Если аудит данного субъекта повторяются данной аудиторской организацией такой аудит называется повторяющимся (согласованным).
1.4 Правовые основы аудиторской деятельности
Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются документами различных уровней:
Согласно Федеральному закону аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" в ред. от 07.06.13 , другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Федеральным законом определено что такое аудит и кто им может заниматься, права и обязанности аудиторов и проверяемых ими экономических субъектов, установлены требования к аудиторским организациям и аудиторам, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности, какие меры могут быть приняты к аудиторам за нарушение действующего законодательства, отнесение на затраты стоимости аудиторских и сопутствующих услуг. Установлены требования к аудиторским организациям и аудиторам, права и обязанности сторон в ходе аудиторской проверки, определен статус аудиторского заключения и аудитора.
Аудиторские стандарты могут быть международными и национальными. В России разработаны национальные стандарты. Федеральные стандарты определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, они разрабатывались в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а так же саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов и их работников.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696 ( в ред. от 22.12.11) были утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД). Они определяют требования к порядку проведения аудита и оказанию сопутствующих услуг. Определения и виды стандартов приведены в Законе об аудиторской деятельности.
В стандартах ФПСАД правила есть близкие к стандартам МСА, имеющие отличия и не имеющие аналогов с Международными стандартами.
К августу 2008г. было разработано и принято 34 стандарта, на данный момент правило №5,6,13,14,15 утратили силу, т.е. на сегодняшний день действует 29 стандартов.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов РФ и ФСАД вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составление рабочей документации аудита, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с ФПСАД.
В настоящее время Советом по аудиторской деятельности Минфина России одобрены десять методических рекомендаций, в том числе:
1. Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации;
2. Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации;
3. Методические рекомендации по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности паевых инвестиционных фондов;
4. Методические рекомендации по внутреннему контролю качества аудита;
5. Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация) ;
6. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов ;
7. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности ;
8. Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг ;
9. Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг ;
10. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость .
а так же:
- Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики .
Информация о работе Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки