Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Аудиторская деятельность представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

Курсовая аудит.docx

— 46.99 Кб (Скачать)

          1 Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками 

 

    1. Цели и задачи анализа расчетов с покупателями и заказчиками и информационное обеспечение

 

Аудиторская деятельность представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов покупателями и заказчиками.

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Исходя из общей цели аудита, целью аудита расчетов является формирование мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности, о составе дебиторской задолженности, а также оценка соответствия отражения произведенных за отчетный период расчетов требованиям нормативных актов.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

    • проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, работ, услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
    • подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
    • оценка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности.

Чтобы анализировать расчеты с покупателями и заказчиками в соответствии с поставленными задачами, определим источники информации – документы, необходимые для проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками. Источники информации для аудита расчетов с покупателями и заказчиками представлены на рисунке 1.1.




   


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Информационное обеспечение анализа расчетов с покупателями и заказчиками

В книге продаж регистрируются счета-фактуры для учета НДС по начисленной реализации. Аудитор может проверить правильности оформления первичных документов по реализации продукции, работ, услуг.

По бухгалтерскому балансу устанавливается состояние задолженности по данным раздела «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность» и раздела «Краткосрочные обязательства» по статьям «Кредиторская задолженность». По приложению к бухгалтерскому выясняется состояние  (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», устанавливается перечень организаций – дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность. Все это позволит аудитору оценить своевременности погашения дебиторской задолженности.

В приказе об учетной политике прописаны основные методы бухгалтерского учета, что позволит аудитору оценить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности.

  Аналитические карточки, оборотные ведомости, журналы-ордера по счету 62 (при автоматизированном учете), отражают полную информацию по каждому покупателю по каждой произведенной операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счету 62 что позволяет оценить правильности оформления и отражения учета задолженности покупателей.

Аудитором проверяются договоры выполнения работ и оказания услуг, которые являются одним из основных документов, регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности.

Счета-фактуры, акты выполненных работ, на основании которых производится реализация товаров (работ, услуг) служат для проверки правильности отражения первичных учетных документов.

Информационной базой также служат журналы-ордера, другие документы, где все произведенные операции по предъявлению или оплате счетов-фактур покупателей накапливаются в регистре бухгалтерского учета, который является основанием для заполнения.

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.

 

Итак, целью аудита расчетов является формирование мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности, о составе дебиторской задолженности, а также оценка соответствия отражения произведенных за отчетный период расчетов требованиям нормативных актов. В соответствии с данной целью выделяют задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками, которые помогают проверить состояния расчетов различным субъектами. Для аудита расчетов с покупателями и заказчиками используются носители необходимой информации, позволяющие решить поставленные задачи.

 

    1. Программа и план аудита расчетов с покупателями и заказчиками

 

Для принятия обоснованного решения необходимо целенаправленно и, по возможности, оперативно ознакомиться с вероятным клиентом. Прежде всего, необходимо ознакомиться с учредительными документами, в которых оговорены виды деятельности предприятия, причем очень часто предусматривается достаточно широкий спектр разнородных видов хозяйственной и коммерческой деятельности. Можно предположить, что в этом случае персонал бухгалтерии клиента, будучи недостаточно подготовленным в области учета разнородной деятельности, допустит значительное количество ошибок и нарушений.

При аудиторской проверке расчетов используются различные методы получения аудиторских доказательств:

  • наблюдение или участие в инвентаризации;
  • наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;
  • устный опрос;
  • получение письменных подтверждений;
  • проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
  • проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
  • проверка арифметических расчетов.

Расчеты с покупателями и заказчиками начинают с проверки правильности своевременного заключения договоров на реализацию продукции, товаров и услуг.

При проверке договорной дисциплины необходимо обратить внимание на порядок оплаты реализации продукции и проанализировать размер реализации продукции в кредит, размер предоплаты по договорам, порядок оплаты налогов.

Особое внимание уделяется соответствию налоговых начислений и учётной политике предприятия. При этом проверяются расчеты начисления НДС, правильность исчисления НДС по авансам и начисление налогов на прибыль по реализации продукции ниже себестоимости по данным бухгалтерского учета.

При обнаружении расхождений в размере начислений налогов делается правильный расчёт и, соответственно, определяется повлияло ли это на показатели отчётности. Кроме того, определяется момент, с которого предприятие неправильно ведет расчеты с налоговыми органами.

Следующий этап – это проверка правильности отражения данных первичного учета в регистрах синтетического и аналитического учета. Для этого проверяются реестры реализации продукции по её видам, сортности, отпускным ценам и ценам реализации. При этом особое внимание уделяется правильности составления бухгалтерских записей.

Следующим этапом проверяются аналитические группировки по данным аналитического учёта по реализации продукции, по каналам реализации, по структуре подразделений, по качеству реализованной продукции и выручке от реализации продукции, а также оплата реализованной продукции.

При проверке оплаты проверяется соответствие поступления выручки по договорам на поставку продукции и особое внимание уделяется тем договорам, которые просрочены и по которым есть большой размер задолженности или, которые подписаны с нарушениями сроков и других условий договора.

При проверке расчетов с покупателями определяется правильность списания на реализацию продукции себестоимости реализованной продукции, части накладных расходов, размера коммерческих расходов в целом по предприятию и по структурным подразделениям, а также видам продукции. С этой целью проверяются бухгалтерские справки по закрытию счетов: 25, 26, 44, 45 и бухгалтерские справки по закрытию счетов: 08, 20, 23, 90, 91, 97.

При проверке уделяется внимание внешнему соответствию корреспонденции счёта 62 по счетам 50, 51, 52. Особое внимание при этом уделяется операциям, которые осуществляется за налоговый расчёт.

Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками необходимо установить качество состояния внутреннего контроля и учета таких расчетов. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу, что позволяет в достаточно короткий срок составить первое впечатление о данном объекте, а так же оценить общее состояние учета операций, наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. 

Таблица 1.1 - Оценка системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками

Факторы

Возможная оценка

Критерии

Баллы

1.Утвержденными внутренними нормами  установлена схема проведения  и отражения в бухгалтерском  учете операций по реализации  продукции с указанием участвующих  подразделений, связей и подчиненности  между ними

Да

1

Нет

0

2.На предприятии разработана договорная политика

Да

1

Нет

0

3.Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг)

Да

1

Нет

0


Продолжение таблицы 1.1

Факторы

Возможная оценка

Критерии

Баллы

4.Правильно ли оформлены договоры  на поставку продукции

Да

1

Нет

0

5.Установлены ли дата и причина  возникновения дебиторской задолженности

Да

1

Нет

0

6. Имеется ли задолженность с  истекшим сроком исковой давности

Да

0

Нет

1

7.Проводилась ли инвентаризация  расчетов с покупателями и  заказчиками

Да

1

Нет

0

8. Принимались меры к взысканию  дебиторской задолженности

Да

1

Нет

0

9. Разработан и утвержден график  документооборота с указанием  сроков обработки и контроля  документов

Да

1

Нет

0


Представленный вопросник позволяет аудитору сделать целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он может сделать основной вывод, как ведется порядок расчетов с покупателями и заказчиками. Также составляется программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Таблица 1.2 - Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками

№ п\п

Содержание

Источники информации

Приемы проверки

1.

Наличие и правильность оформления договоров на реализацию

Договора, письма, счета-фактуры и расходные ордера

Наблюдение

подтверждение

2.

Соответствие занесения данных счетов покупателей в учетные регистры

Счета-фактуры, регистры бухучета

Наблюдение

3.

Проверка реальности дебиторской  задолженности

Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам

Проверка и подтверждение

4.

Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов

Аналитические данные по счету 62

Проверка

5.

Проверка правильности составленных корреспонденций счетов

Регистры бухучета, счета, платежные поручения

Проверка, наблюдение

6.

При проверке операций по реализации продукции

Книга продаж

Проверка

7.

Проверка правильности оформления счетов-фактур

Счета фактур

Проверка, наблюдение

Информация о работе Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками