Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Аудиторская деятельность представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

Курсовая аудит.docx

— 46.99 Кб (Скачать)

Таким образом, планирование аудита состоит в разработке плана аудита, аудиторской программы и вопросника, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения аудитора.

2 Методика проведения аудита расчетов  с покупателями и заказчиками

 

2.1 Сбор аудиторских доказательств аудита расчетов с покупателями и заказчиками

 

Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Единые требования к количеству и качеству доказательств, которые ему необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств определяет федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства». Количество информации, необходимой для аудиторских оценок, стандартом жестко не регламентируется.

Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной). Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской организации представляют внешние доказательства, затем по степени и достоверности следуют смешанные доказательства и внутренние доказательства.

В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В качестве методов получения аудиторских доказательств при проверке расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать проверку арифметических расчетов клиента, инспектирование, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение.

Проверку арифметических расчетов клиента проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов. Используется для подтверждения достоверности сумм полученных доходов, произведенных расходов, правильности налоговых расчетов, а так же показателей отчетности.

Инспектирование позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Для этого аудитору рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтвердить реальность и целесообразность выполнения данной операции. Может использоваться так же для подтверждения правильности и своевременности отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с покупателями и заказчиками.

Инвентаризация заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Представляет собой проверку соответствия произведенных операций рабочему плану счетов, типовым корреспонденциям.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Так, аудитор может запросить у покупателей и заказчиков необходимые документы для подтверждения сумм, числящихся на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан квалифицированно спланировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных исходя из особенностей деятельности проверяемого предприятия.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

  • договоры с покупателями и заказчиками;
  • первичные документы по учету операций с покупателями и заказчиками;
  • регистры бухгалтерского учета;
  • устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
  • результаты инвентаризации сумм, числящихся на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками;
  • письменные запросы покупателям и заказчикам о реальности кредиторской и дебиторской задолженности;
  • бухгалтерская отчетность.

Основными контрольными процедурами при проведении проверки расчетов с покупателями и заказчиками являются:

1. Процедуры на стадии подготовки и планирования:

  • проверка начальных остатков;
  • проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности;
  • оценка применимости выбранной учетной политики организации и анализ правильности и последовательности ее применения;
  • тестирование системы внутреннего контроля;
  • выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации.

2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу;

3. Заключительные процедуры:

  • анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности;
  • формирование мнения аудитора о достоверности расчетов с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности.

Таким образом, в ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. В качестве методов получения аудиторских доказательств при проверке расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать проверку арифметических расчетов клиента, инспектирование, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение. Также аудитор использует источники получения аудиторских доказательств, с помощью которых осуществляет основные контрольные процедуры при проведении проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

 

2.2 Типичные ошибки аудита расчетов  с покупателями и заказчиками

 

Итоговым этапом аудита расчетов с покупателями и заказчиками является обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита. При организации учета расчетов с покупателями и заказчиками могут возникать различные ошибки и упущения.

Классификатор возможных нарушений представляет собой список наиболее часто встречающихся нарушений при осуществлении расчетов с покупателями и заказчиками.

Таблица 2.1 – Типичные ошибки при осуществлении расчетов с покупателями и заказчиками

№ п/п.

Типичные ошибки

1.

Отсутствие договора

2

Арифметические ошибки

3

Отсутствие первичных документов по операциям в рамках договора поставки

4

Несоответствие данных журнала-ордера данным главной книги и бухгалтерского баланса

5

Нарушение методологии бухгалтерского учета


Продолжение таблицы 2.1

6

Несвоевременное либо неполное отражение в учете выручки и соответствующей ей дебиторской задолженности

7

Отсутствие лицензии в случае начисления выручки по лицензируемым видам деятельности

8

Нарушения в оформлении первичных документов (применение неунифицированной формы, отсутствие предусмотренных реквизитов и т.д.)

9

Некорректное отражение в учете курсовых и суммовых разниц, неправильное применение курса иностранной валюты

10

Некорректное отражение в учете операций с полученными векселями

11

Необоснованное формирование резерва по сомнительным долгам

12

Нарушение учетной политики и законодательства, касающиеся инвентаризации расчетов

13

Отсутствие утвержденного графика документооборота по организации

14

Списание задолженности одного покупателя с дебиторской задолженностью другого покупателя без проведения трехстороннего взаимозачета

15

Несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности

16

Неправомерное признание задолженности безнадежной с последующим списанием

17

Некорректное отражение операций по коммерческим кредитам

18

Некорректное отражение в учете авансов полученных и НДС с суммы полученного аванса

19

Нарушение сроков хранения документации в архиве


По окончании аудита расчетов с покупателями и заказчиками обобщение результатов проверки осуществляется в рабочих документах аудитора, которые могут быть представлены также и в табличной форме. В этой таблице указываются выявленные нарушения, какой нормативный документ нарушен и возможны рекомендации аудитора. Пример представлен таблицей 2.2.

Таблица 2.2 – Аудиторские замечания

№ п/п

Содержание замечания

Нормативный документ, требования которого нарушены

Оценка нарушения, руб

Исполнитель

Примечание

1

         

2

         

Ошибки, допущенные в бухгалтерских записях, представляются в таблице, в которой указываются нарушенные записи, указание правильного варианта и обоснование нарушения. Также указывается влияние на достоверность бухгалтерской отчетности допущенного нарушения. Таким примером служит таблица 2.3.

Таблица 2.3 – Ошибки и нарушения в бухгалтерских записях

Бухгалтерские записи

Обоснование выявленного нарушения

Влияние на достоверность бухгалтерской отчетности

Организации

Действующая методология

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

           
           

Замечания по учетной политике собираются в таблице 2.4, представленной ниже, в которой указывается утвержденный вариант учетной политики и нормативный документ по данному объекту учета.

Таблица 2.4 – Замечания по учетной политике

Объект учета

Утвержденный вариант учетной политики

Нормативный документ

Примечания

       
       

Аудитор должен проверить правильность обоснования списания дебиторской задолженности и сформировать полученные результаты в таблицу представленную таблицей 2.5.

Таблица 2.5 – Проверка правильности списания дебиторской задолженности

Должник

Предмет договора

Условия возникновения обязательства по оплате

Период возникновения

и объемы задолженности

Корреспонденция,

отраженная

в бухгалтерском учете

Причина списания

Дата

Сумма

Д

К

Предполагаемая

корреспонденция

Подтверждающий документ

Дата

Сумма

Д

К

                 

Также аудитору необходимо указать код нарушения и примечание.

Аудитор должен проверить правильности выявления причин непогашения дебиторской задолженности и результаты занести в таблицу 2.6.

Таблица 2.6 – Проверка правильности выявления причин непогашения дебиторской задолженности

Должник

Номер договора

Дата договора

Предмет договора

Сумма

задолженности

Причина

непогашения

Мнение

юриста

предприятия

о погашении

Предпринимаемые

действия

для погашения

Период

Характер


Аудитор обязан довести информацию, полученную по результатам аудита, до сведения руководства и собственников аудируемого лица. К такой информации могут быть отнесены любые сведения, факторы и т.п., привлекшие внимание аудитора и способные повлиять на учет и отчетность.

Все выявленные в процессе аудита ошибки представляются в сводной таблице представленной таблицей 2.7.

Таблица 2.7 – Отчетный документ аудитора

Характер выявленного нарушения

Основание

Вероятность финансовых санкций

Влияние на достоверность финансовой отчетности

Оценка существенности

Рекомендации по устранению

           
           

Информация о работе Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками