Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

w рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

w проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Восток»;

w рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

w предложить возможные пути совершенствования бухгалтерского учета и аудита на предприятии.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Введение

     В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной  базы, бухгалтерам приходится отслеживать  большое количество изменений в  уже существующих и появляющихся новых документах.

     Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты.

     Операции  расчетов с покупателями и заказчиками  многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична.

     Субъект хозяйствования вправе параллельно  применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты  по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с покупателями и заказчиками способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д.

     Вопросам  правового регулирования расчетов с покупателями и заказчиками в России посвящена достаточно обширная и динамичная (как и все новейшее законодательство) нормативная база. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

     Актуальность  темы курсовой заключается в том, что расчетные операции являются одним из важнейших объектов бухгалтерского учета на предприятии. Они ведутся каждой организацией независимо от формы собственности, наличия основных средств и т.д.

     Целью курсовой работы является определение  содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     w рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

     w проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Восток»;

     w рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

     w предложить возможные пути совершенствования бухгалтерского учета и аудита на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками

     1.1 Правовые основы аудиторской деятельности

     В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится  в стадии становления. Это связано  с формированием новой организационно - правовой структуры аудиторской  деятельности в Российской Федерации  в соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001года (в соответствии с рисунком 1). 

     

     Рисунок 1 - Организационно-правовое регулирование аудиторской

     деятельности  в России 

     В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита (таблица №1).

     Таблица № 1 - Пятиуровневая система нормативного регулирования аудита

     Уровень      Документы      Органы, принимающие документы
1 уровень Федеральные законы, кодексы, указы Федеральное собрание, Правительство, Государственная дума, Президент РФ
2 уровень Постановления, приказы Президент РФ, Правительство  РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования  государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности
3 уровень Федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности Президент РФ, Правительство  РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования  государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности      
4 уровень Внутренние  стандарты Профессиональные  аудиторские объединения
5 уровень Внутрифирменные стандарты Аудиторские организации
 

     Первый  уровень - Закон об аудиторской деятельности, принятый Государственной Думой 24 декабря 2008 г. №307-ФЗ. На протяжении последних лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 22бз. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила действуют на всей территории Российской Федерации до принятия закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап в развитии аудита. Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

     Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - это основной законодательный акт  прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Он определил место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента.[4].

     К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности:

     w Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

     w Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»;

     w Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;

     w Приказ Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.

     Третий  уровень системы нормативного регулирования  аудиторской деятельности представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего арбитражным судом. Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

     Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны.

     Пятый уровень - документы, необходимые для  реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководителем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходимость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте или в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и администрации фирмы. Также оговариваются права, и обязанности аудитора в части применения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы контроля качества работы аудиторов. Главными принципами, которые должны быть положены в основу любых внутрифирменных стандартов, являются независимость, профессионализм, соблюдение этики поведения, обоснованность мнения, точность предоставления информации и доброжелательность по отношению к клиенту. Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на следующие: стандарты в области этики поведения аудитора, стандарты по внутрифирменному документообороту и стандарты в области методологии проведения проверок по направлениям аудита: общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.[23].

     1.2 Нормативные акты и положения, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками

     Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки. Стандарты носят обязательный характер. Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности:

     1) Цель и основные принципы аудита  финансовой (бухгалтерской) отчетности; [5]

     2) Документирование аудита; [6]

     3) Планирование аудита; [7]

     4) Существенность в аудите; [8]

     5) Аудиторские доказательства; [9]

     6) Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности;[10]

     7) Контроль качества выполнения задания по аудиту;

     8) Понимание деятельности аудируемого  лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой бухгалтерской отчетности ;

     9) Связанные стороны;

     10) События после отчетной даты;

     11) Применимость допущения непрерывности  деятельности аудируемого лица;

     12) Согласование условий проведения  аудита;

     13) Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;

     14) Учет требований нормативных  правовых актов Российской Федерации  в ходе аудита;

     15) Аудиторская выборка. 

     В Российской Федерации бухгалтерский  учет регламентируется правовыми и  нормативными документами. Государство в лице Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня:

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками