Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 23:11, дипломная работа
Цель данного диплома является изучение особенностей организации бухгалтерского учета и финансового анализа страховой компании на примере ЗАО «Поволжский страховой альянс». В дипломе отражены данные бухгалтерской отчетности за период с 2004 по 2006гг.
Страховая медицинская организация, осуществляющая обязательное медицинское страхование, также использует счет 95 для обобщения информации о состоянии и движении резервов по обязательному медицинскому страхованию (резерва оплаты медицинских услуг и запасного резерва).
По окончании отчетного периода дебетовое или кредитовое сальдо, образовавшиеся на субсчетах по учету результатов изменений резервов по обязательному медицинскому страхованию, списываются соответственно в дебет или кредит счета 99 «Прибыли и убытки».
Аналитический учет по счету 95 «Страховые резервы» ведется по каждому виду страхования и другим направлениям, необходимым для управления страховой организацией и составления отчетности.
Счет 95 «Страховые резервы» корреспондирует со счетами:
По дебету |
По кредиту |
95 Страховые резервы 99 Прибыли и убытки |
95 Страховые резервы 99 Прибыли и убытки |
На счете 96 «Резервы предстоящих расходов» страховыми организациями также отражаются суммы отчислений от страховых премий (взносов), предназначенные для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.
Суммы отчислений от страховых премий (взносов) на предупредительные мероприятия отражаются по кредиту счета 96 субсчет «Резерв предупредительных мероприятий» в корреспонденции с дебетом счета 99 «Прибыли и убытки».
Использование средств на предупредительные мероприятия отражается по дебету субсчета счета 96 субсчет "Резерв предупредительных мероприятий» в корреспонденции со счетами учета расчетов.
Аналитический учет по субсчету «Резерв предупредительных мероприятий» ведется по направлениям, необходимым для управления страховой организацией и составления отчетности.
На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года страховыми организациями отражаются:
сальдо страховых премий (взносов) за отчетный период – в корреспонденции со счетом 92 «Страховые премии (взносы)»;
сальдо страховых выплат за отчетный период – в корреспонденции со счетом 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования»;
сальдо изменения страховых резервов и доли перестраховщиков в страховых резервах – в корреспонденции со счетом 95 «Страховые резервы»;
отчисления на предупредительные мероприятия от страховых премий (взносов) – в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв предупредительных мероприятий»;
расходы страховой организации, связанные с заключением договоров страхования, сострахования и перестрахования, прочие расходы, связанные с осуществлением операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию, а также по управлению страховой организацией – в корреспонденции со счетом 26 «Общехозяйственные расходы»;
сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц – в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.) – в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.;
начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При применении схемы корреспонденции счета 99 «Прибыли и убытки» следует иметь в виду, что в колонку «по дебету» добавляются счета: 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования», 92 «Страховые премии (взносы)», 95 «Страховые резервы», 96 «Резервы предстоящих расходов», в колонку «по кредиту» добавляются счета: 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования», 92 «Страховые премии (взносы)», 95 «Страховые резервы».
Еще одна особенность ведения бухгалтерского учета страховыми организациями заключается в том, что они не применяют ПБУ 18/02. Однако страховые организации должны вести аналитический учет по видам страхования, страхователям, договорам страхования, договорам с медицинскими учреждениями, территориальным фондам обязательного медицинского страхования, страховым случаям и др. Страховые организации представляют годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность в налоговые органы и Федеральную службу страхового надзора, и ее территориальные органы. Страховые организации должны раздельно учитывать доходы и расходы по договорам страхования, сострахования и перестрахования.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы бухгалтерского учета страховых организаций, особенности плана счетов, а также изучены нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет в страховых организациях.
Организация бухгалтерского учета в страховой организации на примере ЗАО «Поволжский страховой альянс»
2.1 Технико-экономическая
характеристика предприятия на
примере ЗАО «Поволжский
Закрытое акционерное общество «Поволжский страховой альянс» учреждено в соответствии с ГК РФ и Законом РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ (с изменениями на 07.08.2002г.) и является юридическим лицом с момента его регистрации и создается на неопределенный срок. Общество зарегистрировано 16.04.2001г.
Общество является собственником, принадлежащего ему имущества, включая имущество, переданное ему учредителем в качестве вклада в уставной капитал либо на иной безвозмездной основе, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество осуществляет согласно законодательству РФ владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Цели ЗАО «Поволжский страховой альянс» :
• основной целью создания общества является оказание физическим и юридическим лицам страховых услуг по защите их имущественных интересов;
• получение прибыли акционерами от хозяйственной деятельности Общества.
Общество имеет гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Основными видами деятельности ЗАО «»Поволжский страховой альянс» являются:
• личное страхование в добровольной и обязательной формах, включающее: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней;
• имущественное страхование в добровольной и обязательной формах, включающее: страхование наземного транспорта, страхование грузов, страхование имущества частных и юридических лиц, страхование особо опасных объектов;
• страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц;
• и другие виды страхования.
Общество приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации в установленном порядке и для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать любые сделки, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Общество вправе совершать все действия, не запрещенные действующим законодательством. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие закону, признаются действительными.
Общество осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации. Финансовый год совпадает с календарным годом.
Организация бухгалтерского учета в компании
В страховой компании ЗАО «Поволжский страховой альянс» ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет главный бухгалтер.
Бухгалтерская служба ЗАО «Поволжский страховой альянс» представляет собой структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
Главный бухгалтер страховой компании, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом "О бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Он подчиняется руководителю страховой компании и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, ведение налогового учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности,
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению отдельных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. В соответствии со статьей 18 закона №129- ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996г. (с изменениями и дополнениями на 03.11.2006г.) руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в установленном законодательством и нормативными документами порядке, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Главный бухгалтер ЗАО «Поволжский страховой альянс» был назначен на должность руководителем. Освобождение от должности может быть произведено также руководителем.
Главный бухгалтер организации имеет высшее специальное образование и стаж по специальности более трех лет.
Деятельность организации в соответствия с установленными критериями подлежит обязательному аудиту, поэтому назначение специалиста на соответствующую должность было произведено при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера. Порядок аттестации был произведен в соответствии с Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров, утвержденным институтом профессиональных бухгалтеров 29 сентября 1998г.
Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляется актом проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в компании.
На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности и денежные средства, он не может сам получать по чекам денежные средства и товарно-материальные ценности для страховой компании. При смене бухгалтера должен оформляться двусторонний акт сдачи - приемки дел, который подписывается главными бухгалтерами страховой компании - увольняемым и назначаемым. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к заместителю или другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по страховой компании.
Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными.
Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Основные функции, выполняемые бухгалтерией:
учет расчетов по оплате труда;
учет материально-технических ценностей;
учет страховых операций;
учет расходов на ведение дела, прочих доходов и расходов;
учет результатов финансовой деятельности;
учет движения денежных средств;
ведение налогового учета;
составление бухгалтерской отчетности.
Система бухгалтерского учета организации базируется на следующих общепринятых в мировой практике принципах: сплошное документирование; инвентаризация; обобщение информации на счетах; двойная запись; составление баланса и отчетности.
Страховая компания, осуществляя организацию бухгалтерского учета, самостоятельноустановила:
• учетную политику;
• организационную форму бухгалтерской работы;
• форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, основываясь на действующих в Российской Федерации формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов;
• систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля.
В страховой организации выделены на отдельный баланс хозяйства, филиалы, представительства, отделения.
В основе бухгалтерского отчета лежат текущие бухгалтерские записи. Для их ведения в ЗАО «Поволжский страховой альянс» применяется система двойной записи. Для регистрации всех хозяйственных операций применяются счета. Механизм ведения счетов в страховой организации аналогичен их применению в любой другой организации.
Различие состоит в использовании специальных отраслевых счетов. С 01.01.2002г. вступил в действие План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 04.09.2001г. В Инструкции по применению Плана счетов раскрывается экономическое содержание и назначение каждого счета, определяется порядок ведения учета по каждому счету, приводится типовая схема корреспонденции того или иного счета с другими синтетическими счетами. Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Поволжский страховой альянс» представлен в таблице А1 [см.Error: Reference source not found].
В зависимости от характера отражаемых на счетах операций счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные. Активные счета показывают движение средств страховой компании, включая основные средства, материальные ценности, денежные средства, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения и пр. Пассивные счета отражают движение источников средств страховой компании. Это счета капитала и резервов, займов и финансирования и т.д. Активно-пассивные счета могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо.
К таким счетам относятся расчеты с разными дебиторами и кредиторами, расчеты с бюджетом, расчеты по социальному страхованию и обеспечению, прибыль и убытки.
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета и анализа страховых организаций