Особенности аудита учета в общественном питании

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 20:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: из-за сложности и специфичности отрасли общественного питания выявить особенности учета и аудита предприятий общественного питания на примере МУП "Комбинат школьного питания".
В этой связи в данной дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности формирования учетной политики предприятия;
- изучить систему документооборота на предприятии;
- изучить учет сырья и товаров на предприятиях массового питания;
- изучить учет затрат включаемых в издержки обращения и производства;

Оглавление

Введение................................................................ 4
1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия....... 7
2. Организация бухгалтерского учета на предприятии общественного питания............. 11
2.1. Особенности формирования учетной политики предприятия.... 11
2.2. Учет сырья и товаров на предприятиях массового питания...... 16
2.3. Учет затрат включаемых в издержки обращения и производства.
2.4. Калькулирование себестоимости продукции общественного питания..... 33
2.5. Учет формирования финансового результата и распределения прибыли организации.. 39
3. Особенности аудита учета в общественном питании............... 50
3.1. Проверка документации по сертификации услуг и оценка внутреннего контроля......... 50
3.2. Проверка организации и правильности ведения синтетического
и аналитического учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ)................. 52
3.3. Проверка отражения операций по реализации покупных товаров и
продукции собственного производства и формирования
финансовых результатов для целей налогообложения.......... 56
3.4. Проверка правильности проведения инвентаризации
ТМЦ и отражения в учете потерь от недостачи и порчи товаров........ 58
Заключение...................................................... 61
Список используемых источников...........................

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 117.61 Кб (Скачать)

Четвертый шаг — определение  нераспределенной (чистой) прибыли или непокрытого убытка от обычной хозяйственно-финансовой деятельности с учетом чрезвычайных обстоятельств в деятельности предприятия путем алгебраического сложения предыдущего показателя с чрезвычайными доходами и расходами на основе информации, также содержащейся на счете 99 "Прибыли и убытки".

Взаимосвязи счетов для отражения  финансового результата отчетного года по новому Плану счетов представлены на схеме в приложении 3.

По окончании календарного года от суммы фактической бухгалтерской  прибыли, полученной предприятием за отчетный год. в первоочередном порядке производится окончательный расчет причитающейся бюджету суммы налога на прибыль по установленной ставке.

Постановлением Правительства  Российской федерации от 01.07.95 № 661 "О  внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ. услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (ред. от 22.11.96) в целях ограничения отдельных видов расходов реализационная прибыль по данным бухгалтерского учета для целей налогообложения должна увеличиваться на сумму перерасхода нормируемых Министерством финансов РФ статей затрат, включаемых в себестоимость продукции. В связи с этим к сумме прибыли, полученной в бухгалтерском учете, следует прибавить сверхнормативные расходы по обслуживанию банковских кредитов (проценты) и сверхнормативные расходы по командировкам, по добровольному страхованию, на подготовку кадров, на рекламу, представительские расходы, компенсации за использование личных автомобилей (информация об этих расходах в фактическом и нормативном размере должна накапливаться в аналитическом учете к счетам учета издержек производства и обращения).

Сформированный на счете 91 "Прочие доходы и расходы" прочий финансовый результат для налогообложения прибыли в соответствии с действующей инструкцией также подвергается корректировке, информация для которой должна накапливаться в бухгалтерском учете.

Отчетная прочая прибыль  для целей налогообложения увеличивается на сумму операционных убытков и потерь, которые связаны с выбытием и реализации основных средств, и прочих внереализационных расходов, таких, как потери от уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров, убытки от списания дебиторской задолженности (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.08.95 № 817); отрицательные суммовые разницы, возникающие при расчетах в рублях, и др.

Полный перечень всех корректировок  отчетной прибыли до уровня налогооблагаемой приведен в форме справки, прилагаемой к налоговой декларации по расчету налога от фактической прибыли.

Авансовое использование  прибыли текущего отчетного года на нужды предприятия новым Планом счетов 2001 г., кроме авансовых платежей налога на прибыль и уплату штрафных налоговых и приравненных к ним санкций за сокрытие налоговых платежей и нарушение правил налогообложения, не предусмотрено.

По мере сближения российской учетной практики с международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности понятие "чистой прибыли" как остающейся в распоряжении организации практически перестало существовать. Ее место заняло новое понятие - 'нераспределенная прибыль отчетного года'. Этой частью прибыли теперь и распоряжается предприятие после завершения процесса ее формирования. Из чистой прибыли предприятие (раньше и теперь) возмещает платежи по санкциям соответствующих органов за несоблюдение правил налогообложения и уплаты аналогичных обязательных платежей единого социального налога, в фонд социального страхования несчастных случаев и профзаболеваний.

Эти расходы отражаются в  бухгалтерском учете по мере их начисления записью:

Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки",

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам",

К-т сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Действующим российским законодательством все расходы предприятия разделены на три группы в зависимости от источников финансирования. В первую группу входят расходы, включаемые в себестоимость проданной продукции (работ, услуг) и покрываемые выручкой предприятия от их продажи, в сопоставлении с которой они формируют финансовый результат от продаж. Ко второй группе относятся операционные и внереализационные расходы, которые в сочетании с аналогичными доходами формируют прочий финансовый результат. Третью группу составляют расходы, источником покрытия которых выступает нераспределенная бухгалтерская прибыль организации.

Сумма бухгалтерской прибыли, полученная после вычета перечисленных  текущих расходов, представляет собой  нераспределенную, т.е. чистую прибыль, поступающую в распоряжение учредителей предприятия для ее использования после утверждения итогов производственно-финансовой деятельности за истекший отчетный год. В соответствии с п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации (утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 № 34н, с изменениями и дополнениями), действующего с 1 января 1999 г., в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т. е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В текущей бухгалтерской  отчетности этот результат определяется как остаток по счету 99 "Прибыли  и убытки". В годовой бухгалтерской  отчетности этот показатель отражается после производимой в декабре реформации баланса по данным об остатке по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет 1 "Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года". При этом соответствующий остаток счета 99 в виде прибыли или убытка переносится на счет 84, субсчет 1. Нераспределенная прибыль относится на кредит субсчета 84-1, а непокрытый убыток — на дебет этого же субсчета.

По измененной с 1997 г. методологии  Министерства финансов РФ, ориентированной на применение принципов международных стандартов финансовой отчетности, использование нераспределенной чистой прибыли отчетного года должно отражаться в году, следующем за отчетным, на основании утвержденных учредителями (участниками) итогов деятельности и распределения прибыли по годовому отчету за истекший год. В текущем бухгалтерском учете сумма нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) за истекший отчетный год переносится с субсчета 84-1 "Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года" на субсчет 84-2 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет".

В связи с изменившейся методологией произведенные предприятием в течение отчетного года расходы, источником покрытия которых (в соответствии с действующим Положением "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли) является нераспределенная прибыль, должны относиться на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет 2 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет". При отсутствии у предприятия нераспределенной прибыли прошлых лет и других аналогичных источников эти расходы должны отражаться на счете 84 по отдельному субсчету как расходы, не обеспеченные соответствующими источниками финансирования.

К их числу могут быть отнесены расходы, не содержащиеся в  установленном перечне внереализационных затрат и осуществляемые за счет чистой прибыли: производимые в текущем порядке расходы на уплату платежей по штрафным санкциям таможенных органов; платежи за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду; производимое в течение года материальное поощрение; выплата единовременных пособий персоналу предприятия; оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий; подписка на газеты и журналы; приобретение товаров для личного потребления работников; другие аналогичные выплаты. 

 

3. Особенности  аудита учета в общественном  питании 

 

3.1. Проверка документации  по сертификации услуг и оценка  внутреннего контроля 

 

Совместным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации № 230-7/431. Комитета Российской Федерации по торговле № 1-1177/32-7, Государственного комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора от 7.09.95 г. введена обязательная сертификация услуг общественного питания. В связи с этим разработаны и введены в действие основополагающие стандарты: ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий». ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению» и ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования».

В соответствии с п. 12 постановления № 1036 в подтверждение факта сертификации организация должна иметь либо подлинник сертификата, либо копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации услуг выдавшим сертификат.

Необходимо проверить  наличие и правильность оформления вышеназванных документов.

Для оценки внутреннего контроля необходимо проверить: наличие приказов о назначении лиц, ответственных  за сохранность товарно-материальных ценностей (ТМЦ); наличие договоров о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность ТМЦ; правильность отражения в учетной политике организации метода учета товаров в подразделениях общественного питания и розничной торговли; наличие графики документооборота, утвержденного приказом руководителя организации. Виды возможных нарушений при оценке внутреннего контроля предприятия представлены в приложении 4.

Объектами аудита являются оправдательные документы, которые  согласно п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ служат первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский учет.

Необходимо проверить  соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25.12.9S г. № 132 «Унифицированные формы учетной документации по учету операции в общественном питании» (ОП-1 «Калькуляционная карточка»; ОП-2 «План-меню»; ОП-3 «Требование в кладовую»; ОП-6 «Дневной заборный лист»; ОП-10 «Акт о реализации и отпуске изделий кухни»; ОП-15 «Акт о снятии остатков продуктов, полуфабрикатов и готовых изделий кухни»; ОП-17 «Контрольный расчет расхода продуктов по нормам рецептур на выпущенные изделия» и др.; наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми) или специализированными, обязательных реквизитов; наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов; правильность заполнения обязательных реквизитов в документах; правильность внесения исправлений в документы; наличие подчисток и помарок в документах; правильность таксировки документов; правильность отражения документов в учетных регистрах.

Документы, вызывающие сомнение у аудитора, должны быть проверены с особой тщательностью. Ксерокопии таких документов целесообразно прилагать к рабочей документации аудитора.

При проверке первичной документации необходимо обратить внимание на документальное оформление поступления продуктов и товаров. В организации общественного питания и розничной торговли продукты и товары могут поступать от поставщиков (юридических и физических лиц) по договорам поставки, комиссии, а также в порядке собственных закупок на рынках и в магазинах. Закупка продуктов у населения, т.е. у физических лиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, осуществляется по закупочному акту (унифицированная форма ОП-5), в котором должны быть указаны: наименование, количество, цена товара, место покупки, фамилии продавца и покупателя, паспортные данные продавца. Закупочный акт утверждается руководителем организации.

В соответствии с п.12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. № 55 (с изменениями и дополнениями), организации общественного питания и розничной торговли должны иметь сертификат или копию сертификата, заверенную нотариусом либо органом сертификации, которые подтверждают качество и безопасность продуктов и товаров для здоровья и жизни потребителей.

Проверка тождественности  показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета производится по каждой форме бухгалтерской отчетности путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме, с остатками и оборотами по счетам Главной книги. В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в формах отчетности, не могут быть проверены по данным Главной книги, необходимо использовать соответствующие регистры аналитического учета.

В ходе проверки производится сопоставление остатков и оборотов по счетам синтетического учета, счетам и субсчетам бухгалтерского учета. 

 

 

 

3.2. Проверка организации  и правильности ведения синтетического  и аналитического учета товарно-материальных  ценностей (ТМЦ) 

 

Необходимые учетные регистры: журнал поступления товаров; журналы-ордера № 5, 6, 8, 9 и ведомости к данным журналам-ордерам или компьютерные распечатки по счетам: 10 «Сырье и материалы», 41-1 «Товары на складе»; 41-2 «Товары в розничной торговле»: 41-3 «Тара под товаром и порожняя»; 41-4 «Покупные изделия»; 42 «Торговая наценка».

В бухгалтерском учете  организаций общественного питания  и розничной торговли ТМЦ могут приходоваться по покупным или продажным ценам, отличающимся на величину торговой наценки.

Информация о работе Особенности аудита учета в общественном питании