Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:08, доклад
Переход к рыночным отношениям в экономике нашей страны обусловил появление независимого аудиторского контроля и за деятельностью страховых организаций. Помимо контроля со стороны соответствующих государственных органов, все страховые организации в обязательном порядке должны подвергаться проверке по итогам года независимым аудитором /независимой аудиторской фирмой/. Ст. 29 Закона РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г. гласит "Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений".
Особенности аудита страховых компаний
Переход к рыночным отношениям в экономике нашей страны обусловил появление независимого аудиторского контроля и за деятельностью страховых организаций. Помимо контроля со стороны соответствующих государственных органов, все страховые организации в обязательном порядке должны подвергаться проверке по итогам года независимым аудитором /независимой аудиторской фирмой/. Ст. 29 Закона РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г. гласит "Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений". /Приложение 1/ Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 утверждены " Основные критерии /системы показателей/ деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская /финансовая/ отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке". В отношении страховых организаций было установлено, что они по виду деятельности подлежат ежегодной аудиторской проверке, начиная с отчета 1994 года.
Кроме аудита аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать страховым компаниям услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, по составлению бухгалтерской / иной финансовой/ отчетности и налоговых расчетов /деклараций/ в бюджет и во внебюджетные фонды, статистической отчетности /форм ведомственного государственного статистического наблюдения за деятельностью страховых организаций/, по трансформации финансовой отчетности в соответствии с иными, чем приняты в РФ, нормативными документами бухгалтерского учета, по анализу финансово-хозяйственной деятельности, по оценке активов и пассивов баланса, консультированию в области налогового и иного законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний в РФ, по расчету страховых резервов, разработке рекомендаций по направлению размещения средств страховых резервов и собственных средств страховой компании, по оценке инвестиционной деятельности, разработке правил страхования и т. п.
Аудиторы /аудиторские фирмы/ могут заниматься аудитом страховых организаций только после получения соответствующей лицензии в Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 " Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ" Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Росстрахнадзора по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 сентября 1994 г. утверждены " Программа проведения квалификационных экзаменов на получения аттестата аудитора в страховании" и "Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности". Первые квалификационные экзамены проведены в ноябре 1994 г., а 4 января 1995г. были выданы первые лицензии на право осуществления аудиторской деятельности в области страхования юридическим и физическим лицам.
C учетом специфики проведения
финансовых и хозяйственных
Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный, за счет страховых взносов /премий/ сбор средств со значительного количества страхователей, чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий /страховых случаев/ произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. От того, как страховые организации распоряжаются данными средствами /правильно ли осуществляют страховые операции, формируют страховые резервы и размещают их т.д./, зависит их способность своевременно выполнить свои обязательства перед страхователями. На решение задачи определения финансовой устойчивости страховой организации, соответствия совершенных ею финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству, на подтверждение правильности отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности и направлен независимый страховой аудит.
В настоящее время учет операций в страховых организаций ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Инструкцией по его применению. Этими документами предусмотрена специфика учета операций по прямому страхованию, операций по перестрахованию, формирования страховых резервов, учета расходов на ведения дела, прочих расходов и доходов и т.д. Бухгалтерскую /финансовую/ отчетность страховые организации представляют также в соответствии со специальными требованиями.
Страхование - наиболее важная форма солидарной защиты общества - граждан, предпринимателей от комплекса неблагоприятных событий, которые могут произойти в их жизни и деятельности. Общество заинтересовано в финансовой надежности данного института, гарантирующего защиту широким слоям населения. Поэтому требование независимого аудиторского контроля - непременная составляющая контрольного механизма практически во всех странах мира.
Учетная политика страховых организаций
В теории и практике бухгалтерского учета страховых организаций утвердилось понятие "учетная политика". Согласно положению по бухгалтерскому учету учетная политика - это "выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной /уставной и иной/ деятельности". К способам ведения бухгалтерского учета относятся:
Учетная политика предприятия, таким образом, должна охватывать все стороны организации бухгалтерского учета - техническую, организационную, методическую.
При формировании учетной политики по конкретному вопросу ведения и организации бухгалтерского учета выбирается один из способов, предусмотренных Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. N 170. Согласно п. 6 названного Положения "учетная политика организации должна отвечать требованиям":
Кроме того, п.6 этого Положения "при формировании учетной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности".
Соответствующая организационно - распорядительная документация, оформляющая учетную политику в страховой организации, может содержать следующие разделы.
1 раздел. Организация работы бухгалтерии. Организация документооборота. Система учетных регистров.
П.3 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ гласит:"Организация, осуществляющая постановку бухгалтерского учета, самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования". Организация бухгалтерской службы включает в себя права и обязанности главного бухгалтера, порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами, организационное построение бухгалтерии и т.д.
Согласно п.7 того же Положения "Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота". В каждой конкретной организации должна быть разработана система внутреннего контроля /внутреннего аудита/, в том числе за соблюдением графика организации документооборота. Соблюдение или некачественное соблюдение вышеназванного существенно влияет на своевременность и полноту отражения в учете финансовых и хозяйственных операций.
Система выбора учетных регистров включает в себя перечень учетных регистров, их построение, последовательность, технику записей в них и т.п. Правильная организация работы бухгалтерии, внутреннего контроля и организации системы учетных регистров в целом влияют на эффективную и рациональную организации учета компании. Несоблюдение перечисленных организационных аспектов дестабилизирует работу бухгалтерии.
2 раздел. Система ведения бухгалтерского учета и способы обработки учетной информации.
В органах государственного страхования ранее применялась мемориально-ордерная система бухгалтерского учета, записи из которых в сгруппированном виде переносились в книгу "Журнал-Главная". На сегодняшний день наиболее распространена журнально-ордерная форма при механическом /ручном/ ведении учета, а также система ведения бухгалтерского учета программными средствами с использованием журнала хозяйственных операций со сплошной нумерацией последних. Желательно, чтобы бухгалтерская программа была совместима с программой расчета страховых резервов, и чтобы данный программный продукт был ориентирован и на статистический учет в страховой организации, учет договоров страхования, полисов и т.п. по видам страхования и прочих разрезах.
Несовершенство той или иной применяемой бухгалтерской программы может привести к непоправимым последствиям в учетной деятельности компании, например, к искажениям данных учета, увеличению трудоемкости обработки учетных данных, снижению эффективности учета в компании.
3 раздел. Организация инвентаризации имущества и денежных обязательств.
Инвентаризация - это подсчет в натуре имущества компании и выверка ее обязательств. Согласно п.16 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ " количество инвентаризации в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно". Инвентаризация проводится обязательно:
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет.
4 раздел. Способы применения счетов бухгалтерского учета.
При ведении бухгалтерского учета страховые организации руководствуются Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Госстрахнадзора РФ от 27 ноября 1992 г. N02-02/5(с последующими изменениями и дополнениями).
План счетов является типовым. Страховые организации могут уточнять содержание отдельных субъектов (счетов второго порядка), исключать или объединять их, вводить дополнительные субсчета.
Для каждого вида страхования целесообразно ввести код учета (например, если для вида страхования - страхование жизни – присвоить код 01, то субсчета соответствующих балансовых счетов, связанных с учетом операций по страхованию жизни, будут иметь следующий вид: 38/01, 74-2/01 и так далее ). При необходимости в План счетов могут вноситься изменения. Например, для учета операций страхования целесообразно к балансовому счету 74 открыть субсчет "Расчеты по страхованию".