Основы организации бухгалтерского учета в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:58, лекция

Краткое описание

Торговля представляет собой отрасль народного хозяйства и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. Существует два вида торговли: оптовая и розничная. От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону и т.д. Оптовая торговля – это продажа-торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, приобретающим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу.

Оглавление

1.1 Общие понятия торговой деятельности
1.2 Правила лицензирования и регулирования торговой деятельности
1.3 Задачи бухгалтерского учета в торговле

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 722.00 Кб (Скачать)

Когда в организациях розничной торговли не ведется натурально-стоимостной учет реализации или невозможно определить точный ассортимент проданных товаров, возникает необходимость списания торговой наценки косвенным расчетным путем.

 

8.2.2 Расчет торговой наценки

 

При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Наиболее распространенными способами расчета валового торгового дохода являются:

  • исчисление по общему товарообороту;
  • исчисление по ассортименту товарооборота;
  • исчисление по ассортименту остатка товаров;
  • исчисление по среднему проценту.

При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяется по формуле:

ВД = Т ´ РН ÷ 100,

 

где Т – общий товарооборот;

РН – расчетная торговая надбавка.

В свою очередь, торговая надбавка рассчитывается по формуле:

 

РН = ТН ÷ (100 + ТН),

 

где ТН – торговая надбавка в процентах.

 

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные товарообороты по каждому периоду одинаковым процентам торговой надбавки.

В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле:

 

П = (ТНН + ТНП – ТНВ) ÷ (Т+ОК) ´ 100,

 

где ТНН – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНП – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНВ – торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период (возврат поставщику, списание);

ОК – остаток товаров на конец отчетного периода.

 

На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным ценам возможно определить валовой доход:

 

ВД = Т ´ П ÷ 100.

 

Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно проводкой:

дебет счета 90 «Продажи»

кредит счета 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)».

Это связано с тем, что по дебету и кредиту счета учета реализации отражаются реализованные товары по одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка оценки товаров по дебету счета 90 до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счете 90 «Продажи» образуется (как и при учете по покупным ценам) кредитовой сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

Приведенный способ расчета валового дохода прост, но неточен. Уточняют сумму торговой надбавки при проведении инвентаризации, проставляя против каждого наименования товара размер торговой надбавки в процентах. Умножив торговую надбавку, а вернее ее размер на суммы по каждому наименованию товаров и подсчитав общую сумму по инвентаризационной описи, сопоставляют ее с суммой, отраженной в учете на субсчете 42-1. При этом если фактическая скидка по описи меньше, чем отражено в учете, то разность корректируют сторнировочной записью:

дебет счета 90 «Продажи»

кредит  счета 42-1«Торговая наценка (скидка, накидка)».

Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой.

Валовой доход (ВД) при этом определяется по формуле:

ВД = (Т1´РН1 + Т2´РН2 + … + Тn´РНn) ÷ 100,

 

где Тn – товарооборот по группам товаров;

РНn – расчетная торговая надбавка по группам товаров.

 

Наиболее точным по сравнению с методом расчета по среднему проценту является метод расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчетного месяца проводит инвентаризацию. Следует отметить, что и в розничной торговле можно вести учет товаров и по наименованиям, но для этого при  продаже товаров населению в розницу необходимо составлять документы с указанием наименования и количества товаров, что на практике нецелесообразно. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле:

 

ВД = ТНН + ТНП – ТНВ – ТНК.

 

8.2.3 Учет продажи населению товаров  в кредит

 

Порядок продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (с рассрочкой платежа) в предприятиях розничной торговли независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности изложен в Правилах продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.09.93 № 895.

К товарам длительного пользования относятся непродовольственные товары, имеющие длительные сроки службы (годности): радиотовары; электробытовые товары; музыкальные инструменты; кинофотоаппаратура; мебель; садовые домики; стандартные дома с комплектами деталей к ним; ткани; одежда; обувь; ковровые, меховые и тюлегардинные изделия; изделия из хрусталя, фарфора, фаянса; транспортные средства; технические средства и оборудование, используемое в личных и фермерских (крестьянских) хозяйствах. При этом следует помнить, что конкретный перечень товаров длительного пользования, продаваемых гражданам в кредит, по наименованиям, стоимости, маркам и другим товарным признакам определяется и уточняется предприятиями торговли самостоятельно, после чего вывешивается в торговом зале как информация для покупателей.

В кредит продают товары гражданам, постоянно работающим (проживающим) или обучающимся (аспирантам) в населенном пункте, где находится торговое предприятие, независимо от места нахождения организации, начисляющей им заработную плату. Продажа товаров производится по ценам, действующим на день продажи; при этом последующее изменение цен на проданные товары не влечет за собой перерасчета.

Для покупки товаров в кредит покупатель должен предъявить справку с места работы (учебы) или из органа, назначившего пенсию. Такие справки выдают, как правило, только лицам, которые проработали на постоянной работе не менее 6 месяцев.

Граждане при покупке товаров в кредит заполняют поручение-обязательство (обязательство) в двух экземплярах. Первый экземпляр магазин пересылает на место работы (учебы) покупателя (пенсионеру выдается на руки), а второй остается в магазине. Передача покупателям приобретенных ими в кредит товаров производится при уплате не менее 20%, а товаров по цене, превышающей двенадцатикратный размер минимальной месячной оплаты труда, – не менее 40% их стоимости.

Остальная часть стоимости товаров оплачивается покупателями в срок от 6 месяцев до 3 лет, а товаров по цене, превышающей двенадцатикратный размер минимальной месячной оплаты труда, – в срок до 5 лет. 

Сумма предоставляемого гражданам кредита не должна превышать: при продаже товаров с рассрочкой платежа на 6 месяцев – двухмесячной заработной платы лица, приобретающего товар в кредит; на 12 месяцев – четырехмесячной заработной платы, на 24 месяца – восьмимесячной заработной платы; на 36 месяцев – двенадцатимесячной заработной платы; на 48 месяцев – 18-месячной заработной платы; на 60 месяцев – 24-месячной заработной платы. В случаях, когда стоимость товаров превышает предельную сумму кредита, соответствующая этому превышению разница должна быть оплачена покупателем при получении товара наличными деньгами или перечислением через банковские учреждения.

При продаже товаров в кредит с покупателей в пользу магазина взимаются проценты с суммы предоставляемого кредита, размер которых устанавливается магазином с учетом действующих процентных ставок за банковские кредиты. Последующее изменение процентных ставок за банковские кредиты не влечет за собой перерасчета по процентам, уплачиваемым в пользу магазина.

Взнос покупателями в кассу денег оформляется двумя кассовыми чеками: один – на сумму первоначального взноса, а другой – на сумму процентов за кредит.

После отпуска товаров продавцы записывают поручения-обязательства (обязательства) в опись, в которой по окончании дня подсчитывают итоги стоимости проданных в кредит товаров, сумм, внесенных в кассу наличными, и сумм предоставленного кредита.

Вышеуказанные описи вместе с поручениями-обязательствами (обязательствами) сдают в бухгалтерию. Такие описи являются основанием для отражения в учете реализации товаров в кредит. Поручения-обязательства (обязательства) фиксируют в книге регистрации.

Стоимость товара в сумме предоставленного кредита погашается покупателем равными частями один раз в месяц в сроки, предусмотренные поручением-обязательством (обязательством), путем удержания из его зарплаты (заработка, стипендии) по месту работы (учебы) или путем внесения наличных денег в кассу магазина либо перечисления ему денежных средств безналичным путем через банк.

За несвоевременное внесение очередных платежей за купленные товары покупателями с них в пользу предприятия торговли взимается пеня 0,5% с просроченной суммы за каждый день просрочки.

Расчеты с покупателями за товары, проданные в кредит, можно учитывать на специально вводимом субсчете 62-4 «Расчеты за товары, проданные в кредит». Бухгалтерский учет операций и расчетов по продаже товаров в кредит  ведется по моменту отпуска товаров, при этом в товарооборот включается вся стоимость списанных товаров.

Сумма первоначального взноса приходуется в кассу (так же как и последующие), а оставшаяся часть стоимости товара (задолженность) учитывается по счету 62, что отражается проводкой:

дебет счета 50 «Касса»

дебет счета 62-4 «Расчеты за товары, проданные в кредит»

кредит счета 90 «Продажи».

Уплаченные за рассрочку платежа покупателями проценты у торговой организации отражаются по-разному в зависимости от использования предприятием кредитов банка на эти цели. Так, когда организация торговли получает кредит в банке, то поступление денег от покупателя отражается проводкой:

дебет счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Когда торговое предприятие не использует кредиты для реализации товаров с рассрочкой платежа, тогда полученные от покупателя проценты зачисляются в доходы бухгалтерской записью:

дебет счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

кредит  счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Стоимость реализованных товаров списывается на счет реализации в обычном порядке проводкой:

дебет счета 90 «Продажи»

кредит счета 41-2 «Товары в розничной торговле».

При использовании в учете продажных цен составляется также корреспонденция красным сторно на сумму торговой наценки по товарам, проданным в кредит:

дебет счета 90 «Продажи»

кредит счета 42 «Торговая наценка».

При определении торговым предприятием выручки для целей налогообложения по моменту оплаты (в случае отражения этого в учетной политике), в объем реализации сначала включается только сумма первоначального взноса покупателей. Остальная часть стоимости товаров, реализованных в кредит, будет учитываться в выручке следующих периодов по мере погашения задолженности со стороны покупателей.

Продажа по кредитным картам является разновидностью продажи товаров в кредит. При этом покупатель заключает соответствующий договор на обслуживание с кредитной фирмой и получает от нее пластиковую карту, которую использует при покупках. Эмитенты кредитных карт (компании и банки) заключают с торговыми организациями договор о продаже товаров владельцам кредитных карт. В договоре, в частности, указываются порядок авторизации карт, обеспечение магазина необходимыми техническими средствами, условия расчетов за товары и др. К договору прилагается инструкция о порядке обслуживания владельцев кредитных карт. Авторизация карт, предъявленных в оплату товаров, заключается в проверке наличия обеспечения средств по карте. Одним из ее способов является установление связи (по телефону, компьютерным сетям) с эмитентом карт. Продажа товаров оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах. Слип заполняется с трех экземплярах под копирку: первый экземпляр вручается покупателю, второй сдается инкассатору, третий передается в бухгалтерию при кассовом отчете. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи поверяется работником магазина. В бухгалтерии составляются реестры, которых указываются число слипов и суммы. Реестры со слипами сдают в банк для зачисления на расчетный счет магазина денежных средств за проданные товары. Учет инкассированных кредитных карт можно вести на счете 57 «Переводы в пути».

 

8.2.4 Комиссионная продажа товаров

 

Одним из видов посреднических операций по договору комиссии является розничная торговля товарами, принятыми на комиссию у населения.

Содержание договора комиссии состоит в том, что одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Предметом договора могут быть договора комиссии на продажу или закупку товаров.

Особенностью договора комиссии является то, что комиссионер продает товар, собственником которого продолжает оставаться комитент до момента перехода права собственности за этот товар к покупателю. При продаже данного товара у комитента возникает оборот по реализации принадлежащего ему товара на всю сумму выручки получаемой от покупателя этого товара. У комиссионера – оборот по реализации посреднической услуги на сумму вознаграждения получаемого от комитента.

Информация о работе Основы организации бухгалтерского учета в торговле