Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:58, лекция
Торговля представляет собой отрасль народного хозяйства и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. Существует два вида торговли: оптовая и розничная. От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону и т.д. Оптовая торговля – это продажа-торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, приобретающим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу.
1.1 Общие понятия торговой деятельности
1.2 Правила лицензирования и регулирования торговой деятельности
1.3 Задачи бухгалтерского учета в торговле
дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
кредит счета 41 «Товары».
Поступление денег от покупателя за реализованные товары (например, на расчетный счет) уменьшает задолженность покупателя:
дебет счета 51 «Расчетные счета»
кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При этом после оплаты, если согласно учетной политике предприятие отражает выручку для целей налогообложения в момент оплаты, фиксируется задолженность перед бюджетом по НДС проводкой:
дебет счета 76, субсчет «Расчеты по НДС»
кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
В соответствии с заключенными договорами предприятие оптовой торговли может получать предварительную оплату за товары. Учет полученной предварительной оплаты от покупателей согласно новому Плану счетов ведется также на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на отдельном субсчете по учету полученных авансов. По кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается сумма полученной предварительной оплаты за товары в корреспонденции со счетами учета Денежных средств, по дебету – зачет предварительной оплаты в корреспонденции со счетами 90 «Продажи». Кредитовое сальдо по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отдельному субсчету по учету полученных авансов показывает задолженность по предварительной оплате на конец отчетного периода.
Предоплата, поступившая на расчетный счет, отражается проводкой:
дебет счета 51 «Расчетные счета»
кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
С суммы полученных авансов начисляется налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет. На его сумму уменьшается задолженность кредитору по предоплате (дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»).
При отгрузке товаров покупателям в счет полученной предварительной оплаты на сумму начисленного налога сначала делается восстановительная проводка:
дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
После этого отражаются операции, связанные с реализацией, в обычном порядке.
Результат от реализации товаров за отчетный месяц формируется сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-1 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС» и др. и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка». Этот результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки», что отражается в случае наличия прибыли проводкой:
дебет счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»
кредит счета 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Учет отгрузки и реализации ведется в Журнале-ордере № 11 по кредиту счета 90 «Продажи» и в ведомости по дебету счета 90 «Продажи». Аналитические данные к счетам 45 «Товары отгруженные» и 90 «Продажи» приводятся по учетным, продажным ценам, в суммах по предъявленным счетам или заменяющих их документам.
8.1.4 Учет товарообменных операций
Товарообменная операция – это операция движения товаров между хозяйствующими субъектами, возникающая на основании договоров мены, бартера, аренды (в случае ее оплаты в неденежной формы), при осуществлении встречной закупке, поставке когда расчеты производятся в натуральной форме.
Под бартерными сделками понимаются сделки предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
По договору мены каждая из сторон участвующих в сделке обязуется продать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Из приведенных определений следует, что понятия бартер и мена имеют различия.
Бартерная сделка предусматривает более широкий круг объектов, в отношении которых осуществляется обмен, а по договору мены объектами являются только товары (продукция), принадлежащая субъектам на правах собственности.
При заключении бартерных сделок и договоров мены следует помнить, что право собственности на обмениваемые товары приобретается сторонами, после того как они обе выполнили свои обязательства по передаче товаров.
При заключении этих сделок важно также точно определить цену, по которой обмениваемые товары будут считаться равноценными:
При неравноценном обмене может устанавливаться доплата до значения равноценных товаров по договору мены.
Пример: Организация А обменивает находящиеся на балансе основные средства на материалы, которые поставляет ей организация Б. Договором обусловлено, что затраты по транспортировке и наладке основных средств берет на себя организация Б. Право собственности к сторонам договора переходит в момент исполнения ими встречных обязательств.
Тогда записи в организации А будут сделаны в следующем порядке:
дебет счета 01-2 «Выбытие основных средств»
кредит счета 01-1 «Основные средства в эксплуатации
дебет счета 02 «Амортизация основных средств»
кредит счета 01-2 «Выбытие основных средств»
дебет счета 10 «Материалы»
кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»
кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
кредит счет 01-2 «Выбытие основных средств»
дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»
дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»
В организации Б будут сделаны следующие записи:
1) Учтены за балансом основные средства, полученные по товарообменной операции – 88 500 руб.
дебет счета 001 «Арендованные основные средства»
2) Сняты основные средства с забалансового учета в момент отгрузки материалов – 88 500 руб.
кредит счета 001 «Арендованные основные средства»
3) Приняты к учету основные средства, полученные по договору мены – 75 000 руб.
дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
4) Отражен НДС по поступившим основным средствам – 13 500 руб.
дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»
кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
5) Отражены затраты на
транспортировку и наладку
дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
6) Отражен НДС по
дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»
кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
7) Приняты на баланс основные средства – 90 000 руб.
дебет счета 01 «Основные средства»
дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
7) Списана себестоимость
материалов отгруженных по
дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
кредит счета 10 «Материалы»
8) Предъявлены покупателю документы на отгруженные материалы – 88 500 руб.
дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»
9) Учтен НДС по отгруженным материалам – 13 500 руб.
дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
10) Отражено выполнение обязательств сторон – 88 500 руб.
дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
11) Зачтен НДС по товарообменной операции – 13 500 руб.
дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»
12) Зачтен НДС по транспортировке и наладке оборудования – 2 700 руб.
дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»
8.2 Учет реализации товаров в розничной торговле
8.2.1 Синтетический и аналитический учет реализации товаров в розницу
Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.
Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста (как разница между показаниями счетчиков на конец и на начало дня). При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращенным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчетах.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 30.07.93 № 745 (с измен. от 02.02.00 № 917) в ряде случаев (мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн, с лотков и т.д.) при осуществлении торговых операций денежные расчеты с населением могут производиться без применения ККМ. В этом случае объем реализованных товаров измеряют обычно суммой выручки, сданной продавцам в кассу организации, инкассатору банка или на почту.
Сдача выручки в кассу отражается в учете следующей записью:
дебет счета 50 «Касса»
кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Торговая выручка может быть сдана в банк представителем предприятия по объявлению на взнос наличными или инкассаторам. Операция передачи инкассаторам оформляется препроводительной ведомостью. Выручка, переданная инкассатору или на почту (которая будет зачислена на расчетный счет по истечении определенного времени), учитывается следующей бухгалтерской записью:
дебет счета 57 «Переводы в пути»
кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Одной из форм реализации за наличный расчет является оплата покупателями товаров расчетными чеками банков. Полученные чеки магазины сдают в банк, который и зачисляет соответствующую сумму на счет торговой организации. При расчете чеками делается следующая запись:
дебет счета 50, субсчет 3 «Денежные документы»
кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
При учете товаров по покупным ценам после отражения выручки по счету учета реализации списываются реализованные товары, что фиксируется записью:
дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»
кредит счета 41-2 «Товары в розничной торговле».
На сумму начисленного НДС составляется проводка:
дебет счета 90-3 «НДС»
кредит счета 68-2 «Расчеты по НДС».
Если в учете используются продажные цены, то реализованные товары списываются в дебет счета 90 на основании товарных отчетов, в которых указывается общая сумма реализованных товаров по розничным ценам. Суммы по кредиту (на основании отчетов кассира) и по дебету (на основании товарных отчетов) счета 90 «Продажи» должны быть одинаковыми.
Когда в организации используется натурально-стоимостной метод учета товаров, имеется возможность списывать конкретные реализованные товары по конкретным учетным ценам. При учете товаров по продажным ценам целесообразно по каждой партии товаров составлять ведомость с указанием по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки, это позволяет списывать конкретную сумму торговой наценки по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки, это позволит списывать конкретную сумму торговой наценки по каждому наименованию реализованного товара.
Информация о работе Основы организации бухгалтерского учета в торговле