Основы организации бухгалтерского учета в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:58, лекция

Краткое описание

Торговля представляет собой отрасль народного хозяйства и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. Существует два вида торговли: оптовая и розничная. От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону и т.д. Оптовая торговля – это продажа-торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, приобретающим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу.

Оглавление

1.1 Общие понятия торговой деятельности
1.2 Правила лицензирования и регулирования торговой деятельности
1.3 Задачи бухгалтерского учета в торговле

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 722.00 Кб (Скачать)

3.3 Отчетность материально ответственных  лиц 

о наличии и движении товаров

 

Для усиления контроля за сохранностью и своевременностью отражения в учете товаров и управления ими, материально ответственные лица составляют на основании приходных и расходных документов отчетность о наличии и движении товаров и тары. Сроки и порядок составления отчетности устанавливает администрация торговой организации, которые зависят от ее специализации, документооборота, объема товарных операций и других факторов. В любом случае торговая организация должна устанавливать единую форму и сроки представления отчетности для всех материально ответственных лиц. На практике они составляют отчетность о наличии и движении товаров и тары за 3, 5, 7, 10 дней в виде товарного отчета или сопроводительного реестра. В розничной торговле используется товарный отчет (составляемый по пятидневкам), а в оптовой – товарный отчет или сопроводительный реестр.

Товарный отчет состоит из нескольких частей (ф. № ТОРГ-29). В адресной части указывается наименование организации, вид ее деятельности, название «ТОВАНЫЙ ОТЧЕТ», дата составления, за какой период составлен отчет, должность, Ф.И.О. материально ответственного лица и его табельный номер.

В предметной части отражаются:

  • остаток товаров и тары на начало отчетного периода;
  • приход товаров и тары с указанием наименования поставщиков, даты и номера документа;
  • итого прихода товаров и тары;
  • итого прихода их с остатком;
  • расход товаров и тары с указанием вида расхода, номер и дата документа, подтверждающего расход;
  • итого расхода товаров и тары;
  • остатки товаров и тары на конец отчетного периода.

Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце товарного отчета. Товарный отчет составляется в двух экземплярах. Первый вместе с приложенными к нему документами передается в бухгалтерию, а второй – остается у материально ответственного лица. Документы прикладываются к товарному отчету в порядке последовательности записей.

Кроме товарного отчета материально ответственные лица составляют отчет о таре (ф. № ТОРГ-30), в котором, как и в товарном отчете, заполняется адресная и предметная часть. В предметной части указывается:

  • наименование тары;
  • цена;
  • остаток на начало отчетного периода, приход, расход, остаток тары на конец отчетного периода с указанием количества и суммы.

Итоги остатка на начало отчетного периода, прихода, расхода  и остатка на конец отчетного периода тары, указанные в отчете по таре, должны быть равны аналогичным итогам сумм, отраженным в товарном отчете по гр. № 5 «Стоимость тары». В отчете по таре указывается количество приложенных документов. Он подписывается материально ответственным лицом и бухгалтером, принявшим отчет на проверку.

Формы товарных отчетов, применяемых в оптовых организациях, могут быть различны. Так, на базах и складах, имеющих небольшую номенклатуру товаров, аналитический учет их может осуществляться непосредственно в товарных отчетах, где указываются остатки, приход и расход не только в целом по каждому документу, но и по каждому наименованию товара (по количеству и сумме).

При большом документообороте материально ответственные лица по решению администрации организации могут составлять сопроводительный реестр сдачи документов (ф. № ТОРГ-31), в котором в предметной части отражают приходные и расходные документы с указанием их даты и номера, наименования поставщика и получателя, количество листов документов по каждому поставщику или покупателю и в целом по реестру.

Сопроводительный реестр составляется в двух экземплярах на приходные и расходные документы по операциям за отчетный период. Первый экземпляр с приложенными к нему документами под расписку передается в бухгалтерию. Второй экземпляр остается у материально ответственного лица. Обнаруженные при проверке в реестре ошибки исправляют с обязательным подтверждением исправлений материально ответственного лица. Поскольку в сопроводительном реестре остатки, приход и расход товаров не указывают, то это ослабляет контроль за сохранностью и усложняет управление товарными запасами.

 

ТЕМА 4. УЧЕТ ТОВАРОВ В БУХГАЛТЕРИИ

 

Учет товаров ведется на активном счете 41 «Товары», кредитовые обороты которого отражаются в соответствующем журнале-ордере, а дебетовые – в ведомости. Записи в журнале ордере и ведомости ведут на основании сводных учетных документов (товарных отчетов). Аналитический учет товаров в бухгалтерии ведется раздельно по материально ответственным лицам, наименованиям сортам. При этом могут быть применены различные методы натурально-стоимостного учета товаров.

Сортовой способ бухгалтерского учета.

При сортовом способе  учет ведется в карточках количественного учета (ф. № ТОРГ-28), в которых записывается приход, расход и остаток товаров (тары) в количественном и стоимостном выражении на основании первичных документов, представляемых в бухгалтерию материально ответственными лицами: актов приемки, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и др. документов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги оборотов за месяц, определяют остатки  и составляют оборотную ведомость, при этом переносятся месячные итоги по приходу, расходу товара и остатки на конец месяца из карточек. Итоговая строка оборотной ведомости (по сумме) должна быть тождественна оборотам и сальдо синтетического счета 41 «Товары» (по каждому складу в отдельности).

С помощью оборотной ведомости сверяют данные бухгалтерского и складского учета, что подтверждается актом сверки или подписями бухгалтера и материально ответственного лица на оборотной ведомости.

Сальдовый способ бухгалтерского учета.

При сальдовом (оперативно-бухгалтерском) способе учета материально ответственные лица заносят в базу данных записи  или ведут карточки количественно-сортового учета. Бухгалтерия же аналитический учет товаров ведет только в суммовом выражении по материально ответственным лицам или по товарным группам. Не реже одного раза в неделю бухгалтер на складе проводит сплошную проверку записей в карточках складского учета. При этом сопоставляются записи, сделанные материально ответственными лицами в карточках складского учета, с данными приходно-расходных документов, представленных в бухгалтерию в качестве приложения к реестру или товарному отчету. Правильность определения остатка товара на день проверки бухгалтер подтверждает проставлением даты проверки и своей подписью в карточках.

На первое число месяца и на день инвентаризации на основании проверенных карточек складского учета составляют сальдовые ведомости по складам и материально ответственным лицам с подсчетом в них промежуточных итогов по товарным группам (для удобства сверки с суммовыми карточками бухгалтерии).

В сальдовой книге записывают остатки по каждому товару в количественном выражении по наименованиям на основе регистров складского учета с указанием цены. Затем определяют общую стоимость товаров. Общий итог по сальдовой ведомости сверяют с товарным отчетом склада и с сальдо счета 41 «Товары».

Партионный способ бухгалтерского учета.

Партионный учет товаров в бухгалтерии применяется в том случае, если товар на складе хранится по партиям. Учет ведется на компьютере или в партионных картах. Порядок занесения записей в базу данных или в партионные карты такой же, как на складах, только учет ведется не в количественном, а в количественно-суммовом выражении.

В бухгалтерии на каждую партию открывается отдельная карточка. Данные бухгалтерского учета сверяются с товарными отчетами и с партионными картами склада. Расхождения, выявленные при сверке, фиксируются в акте. На начало месяца итоговые данные из партионных карт заносят в оборотную ведомость, которые целесообразно составлять не по отдельным наименованиям  и сортам товара, а по отдельной партии  в целом с указанием ее номера и суммы. Итог ведомости должен совпадать с данными синтетического счета 41 «Товары».

По мере реализации партий товара бухгалтер без проведения инвентаризации выявляет результаты по партиям (недостачи или излишки товаров). По недостающим товарам рассчитывают и списывают естественную убыль по нормам (при их наличии), засчитывают пересортицы товаров, обнаруженные внутри партии, выявляют окончательные результаты и отражают их на счетах. Недостачи, превышающие установленные нормативы подлежат взысканию с виновных лиц. Излишки приходуются в доход предприятия.

Аналитический учет товаров в розничной торговле ведется в суммовом выражении по каждому материально ответственному лицу, а тары – еще и по ее наименованиям, количеству и сумме.

Аналитический учет товаров в оптовой торговле ведется по материально ответственным лицам и наименованиям товаров. Аналитический учет по наименованию зависит от степени автоматизации учета, способа хранения. При партионном способе каждая вновь поступающая партия товаров храниться отдельно, не допускается смешение товаров из разных партий. При сортовом способе хранения каждый вновь поступивший товар определенного сорта присоединяется к имеющимся товарам того же наименования и сорта, т.е. товары хранятся по сортам.

 

ТЕМА 5. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ И ТАРЫ

 

План лекции

5.1 Учет поступления товаров  в оптовой торговле

5.2 Учет поступления товаров в розничной торговле

5.3 Учет тары

5.4 Учет стеклянной тары 

 

5.1 Учет поступления товаров  в оптовой торговле

 

Поступление товаров и тары в оптовой торговле отражается по дебету счета 41 «Товары», по субсчетам 41-1 «Товары на складах» и 41-3 «Тара под товаром и порожняя». Тару, отвечающую признакам основных средств, учитывают на счете 01 «Основные средства», а служащую для хозяйственных нужд и не относящуюся к основным средствам – на счете 10 «Материалы».

Товары на балансе в оптовой организации учитываются по покупным ценам. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом могут собираться на счете 44 «Расходы на продажу», а также, когда они осуществляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара. Конкретный способ учета данных расходов должен предусматриваться учетной политикой организации.

Для учета товаров, принятых на хранение (если, например, возникли вопросы, связанные с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты), используется забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Учет товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями от организаций-комиссионеров в соответствии с заключенными договорами, ведется на счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

Доставка неоплаченного товара от поставщика на оптовый склад покупателя отражается в учете на основании счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС. Товар приходуется по стоимости приобретения за вычетом НДС, содержащегося в покупной цене, что фиксируется проводкой:

дебет счета 41 «Товары» - на стоимость оприходованного товара;

дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» – на сумму НДС, указанному в счете-фактуре;

кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В последствии, после того как товар будет оплачен поставщику, покупатель засчитывает НДС при расчетах с бюджетом независимо от факта реализации данных товаров, что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товарам:

дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

кредит  счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Следует отметить, что когда в первичных документах не выделена сумма НДС отдельной строкой, исчисление расчетным путем налога не производиться. При этом стоимость приобретенного товара, включая НДС, приходуется по счету 41 с последующим списание на счет реализации.

Покупка товаров у предпринимателей без образования юридического лица осуществляется предприятиями торговли на основе договоров купли-продажи при наличии патента и документа, удостоверяющего личность предпринимателя. Операции по закупке товаров у данной категории продавцов отражаются в учете через счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Закупка  товаров у населения (физического лица) производится с оформлением акта закупки, утвержденного руководителем предприятия, в котором в обязательном порядке указываются паспортные данные физического лица-продавца. При этом  НДС не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается.

Такие операции могут быть проведены через подотчетных лиц, что отражается бухгалтерской записью:

дебет счета 41 «Товары»

кредит  счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Следует отметить, что поступление товаров и тары  также в бухгалтерском учете можно отражать через счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», при этом отклонение учетной стоимости от фактической фиксируется на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относится покупная стоимость товаров, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60, 71, 76 и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке товаров на предприятие.

В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 41 «Товары» относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных товаров. Сумма разницы в стоимости приобретенных ТМЦ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16. Накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов учета издержек обращения или других счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений). Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.

Информация о работе Основы организации бухгалтерского учета в торговле