Основные принципы разработки бюджета. Взаимосвязь операционных и финансовых бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки
1.1. Виды бюджетов туристского предприятия …………...…………..4
1.2. Структура и принципы составления бюджетов …………...………8
Глава 2. Методологические основы бюджетирования
2.1. Основные принципы и сущность бюджетирования ……...……..15
2.2. Организация бюджетирования на туристском предприятии …....19
Глава 3. Анализ системы бюджетирования туристского предприятия на
примере турфирмы «Глобус» г.Калининграда ……….…………….………25
Заключение . …………………………………………………….……………...32
Список литературы ...…………………..…………

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух.упр учет1.docx

— 70.86 Кб (Скачать)

    К недостаткам такого метода следует  отнести неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце  периода менеджеры начинают в  срочном порядке тратить остаток  средств на зачастую ненужные расходы  или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае "недорасхода" бюджет на следующий период будет  урезан на соответствующую сумму. Кроме  того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.

     -Преемственные бюджеты и бюджеты  с нулевым уровнем 

    Бюджет  с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность  ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который  при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.

    Существуют  и другие виды бюджетов предприятия (Прил.1)

    1.2 Структура и принципы  составления бюджетов.

    С точки зрения последовательности подготовки документов для составления общего бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

    1. Подготовка операционного(текущего) бюджета;

    2. Подготовка финансового бюджета.

    Операционный (текущий) бюджет представляет собой совокупность бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции туристского предприятия. В структуре общего бюджета туристского предприятия операционный бюджет является доминирующим.В ходе его составления формируются бюджеты различных расходов : на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т.д.

    Общая структура операционного бюджета  включает в себя ниже перечисленные  составляющие. 

    1. БЮДЖЕТ ПРОДАЖ

    Объединяет  информацию об объёмах реализации туристской продукции, ценах, и соответственно, о выручке от реализации. Цель данного бюджета- рассчитать прогноз объёма продаж в целом. Исходя из стратегии развития туристского предприятия, его производственных мощностей, главное, прогнозов в отношении ёмкости туристского рынка сбыта, определяется количество потенциально реализуемой туристской продукции (в натуральных единицах).Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Сложность окончательного расчета бюджета продаж связана с тем, что объём реализации определяется не только производственными возможностями туристского предприятия, но и факторами рыночной коньюктуры. К таким факторам относят:

    -деятельность  конкурентов;

    -общее  положение на национальном и  мировом туристских рынках;

    -политика  ценообразования в сфере туризма  и на конкретном туристском  предприятии;

    -сезонные  колебания туристского спроса;

    -эффективность  рекламной политики;

    -качество  туристской продукции и т.д.

    Расчёт  объёма реализации туристской продукции  на предприятиях туризма, как правило, осуществляется на основе статистических методов с использованием ретроспективного анализа, а также на основе экспертных оценок. Причём ретроспективный анализ не должен охватывать временной период более 2 лет, поскольку развитие туристического рынка крайне динамично, и результаты анализа в данном случае могут не соответствовать тенденциям будущего.

    Для сферы туризма особое значение имеют  предстоящие мероприятия в рамках будущего бюджетирования, как национального, так и мирового значения, оказывающие на развитие туризма стимулирующее действие. К числу таких мероприятий могут быть отнесены:

    -карнавалы ( например, карнавал в Рио-де-Жанейро)

    -чемпионаты  мира (чемпионат мира по футболу  привлекает значительные массы  любителей спортивного пассивного  туризма)

    -олимпийские  игры и т.п.

    Бюджет  продаж обычно строится дифференцированно  и содержит информацию о прогнозируемых объемах продаж по каждому туристскому  продукту, а также ожидаемую цену единицы каждого туристского  продукта. Для туристской фирмы, занимающейся, например, тремя различными туристскими  направлениями, - это расчет объема продаж по каждому направлению (например, по Италии, по Голландии и по Чехии). 

    2.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ, ИЛИ БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА

    Бюджет  производства показывает, сколько единиц туристской продукции или туристских услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов. При этом необходимо отметить, что туризм - это специфическая сфера деятельности, в которой отсутствуют запасы (за исключением предприятий ресторанного рынка), и туристский продукт относится к числу неосязаемых и поэтому не может быть складирован. Потери от непроданных турпакетов относятся к невосполнимым. 

    3.БЮДЖЕТ  ПРЯМЫХ ЗАТРАТ

    Данные  об объемах туристского производства, содержащиеся в бюджете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Так как туристский продукт является «скоропортящимся» товаром, его производство и предоставление должны быть хорошо спланированы. В противном случае каждый невостребованный тур принесет потери фирме в размере совокупной стоимости элементов туристского пакета. 

    4.БЮДЖЕТ  НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

    Представляет  собой совокупность всех общих расходов, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Сюда относятся амортизационные отчисления, арендные платежи, налог на имущество и т.д. 

     5.БЮДЖЕТ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ

    Данный  бюджет отражает ожидаемые расходы  по реализации, а также общие и  административные расходы. Он включает в себя все остальные расходы, которые не были включены ни в один другой бюджет, например, такие как: расходы по страхованию, юридические расходы, расходы на аудит, на оплату директоров, бумагу для печатающих устройств, почтовые расходы и телефонные счета и т.д.

    В содержательную часть бюджета текущих затрат включены затраты, понесенные в процессе реализации туристской продукции и организации туристического бизнеса. 

    6.БЮДЖЕТ  КАДРОВЫХ ЗАТРАТ ТУРИСТСКОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

    При составлении этого вида бюджета определяют требуемое количество персонала (кадровый ресурс), необходимого для производства туристской продукции по объему, представленному в бюджете продаж. Выбранный алгоритм расчета здесь зависит от многих факторов, в том числе и от системы нормирования труда и оплаты работников.

    В любом случае величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии кадровыми ресурсами для обеспечения достаточного использования труда в туристском производстве.

    Эффективная организация производственного  процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов, а также может  способствовать высвобождению персонала в случаях необходимости (что очень характерно на сегодняшний день для туристской сферы, особенно в периоды снижения туристской активности). Например, многие гостиницы в период спада туристских потоков, вызванных сезонностью, высвобождают часть персонала или же снижают заработную плату работникам. Именно из-за учета фактора сезонности в сфере туризма необходимо формировать бюджет продаж не только на год, но и дифференцированно по месяцам, в целях более эффективного бюджетирования. 

    7.БЮДЖЕТ  СТОИМОСТИ ТУРИСТСКОЙ ПРОДУКЦИИ

    Данный  бюджет составляется на основе сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из бюджетов прямых затрат, затрат по оплате труда, текущих и накладных расходов. Таким образом, операционный бюджет туристского предприятия составляется на базе бюджета продаж, который является базой формирования бюджетов, характеризующих затраты на:

    туристское  производство и реализацию туристской продукции

    (туристских  услуг);

    внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки

    сырья и материалов для ресторанного бизнеса);

    бюджет  текущих затрат, бюджет по труду  и т.д.[4, С.167]

    Финансовый  бюджет туристского предприятия.

    Финансовый  бюджет туристского предприятия - это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников денежных средств и планируемые направления их использования. Состоит финансовый бюджет из 4-х основных бюджетов. 

    1. БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

    Данный  бюджет отражает количество денежных средств, которые туристское предприятие  намеревается тратить на приобретение дополнительных основных фондов в течение планового периода. Таким образом, капитальный бюджет включает в себя приобретение активов, необходимых для выполнения оперативных планов.

    Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств (включая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов). Существенные капитальные затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа оборудования и других внеоборотных активов. Кроме того, увеличение производственных мощностей в связи с ростом потребительского спроса на продукцию туристского предприятия может потребовать дополнительного финансирования (капитальных затрат).

    Различные варианты финансирования, рассматриваемые  в бюджете капитальных затрат, должны приниматься в расчет при составлении элементов (бюджетов) операционного бюджета. Например, ожидаемая величина амортизации нового туристского оборудования, приобретенного туристским предприятием, например, гостиницей или рестораном, в текущем году, должна учитываться при составлении бюджета накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капитальных затрат отразится на смете денежных расходов.

    2. БЮДЖЕТ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И  УБЫТКАХ

    Данный  бюджет сводит воедино планируемые  оценки доходов и расходов на бюджетный  период. Необходимо рассчитать прогнозные значения таких показателей, как:

    объем туристской реализации;

    - себестоимость реализованной туристской продукции (туристских услуг);

    - себестоимость коммерческих и управленческих расходов;

    - себестоимость расходов финансового характера (проценты квыплате по    

    ссудам  и займам);

    - величина налогов к уплате и т.д.

    Большая часть исходных данных формируется  в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту. Таким образом, бюджет отчета о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех операций туристского предприятия и тем самым позволяет финансовому менеджеру проследить за влиянием индивидуальных бюджетов на годовой бюджет прибылей. 

    3.БЮДЖЕТ  ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

    Данный  бюджет представляет собой план денежных поступлений и платежей, рассчитанный на будущий временной период. При  расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться. Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств.

    Бюджет  движения денежных средств показывает ожидаемое конечное сальдо по денежным средствам и финансовое положение туристского предприятия на каждый анализируемый период. Таким образом, могут быть запланированы и учтены периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств, проанализированы эффективность использования средств и перспективный уровень платежеспособности туристского предприятия. 

    4. БЮДЖЕТНЫЙ БАЛАНС (БЮДЖЕТНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ  БАЛАНС) Этот бюджет - завершающий  шаг в процессе подготовки  не только финансового, но и  общего бюджетов. Он характеризует изменения в финансовом и имущественном положении туристского предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.

Информация о работе Основные принципы разработки бюджета. Взаимосвязь операционных и финансовых бюджетов