Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:29, курсовая работа
Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки
1.1. Виды бюджетов туристского предприятия …………...…………..4
1.2. Структура и принципы составления бюджетов …………...………8
Глава 2. Методологические основы бюджетирования
2.1. Основные принципы и сущность бюджетирования ……...……..15
2.2. Организация бюджетирования на туристском предприятии …....19
Глава 3. Анализ системы бюджетирования туристского предприятия на
примере турфирмы «Глобус» г.Калининграда ……….…………….………25
Заключение . …………………………………………………….……………...32
Список литературы ...…………………..…………
К
недостаткам такого метода следует
отнести неравномерность
-Преемственные бюджеты и
Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.
Существуют и другие виды бюджетов предприятия (Прил.1)
1.2 Структура и принципы составления бюджетов.
С точки зрения последовательности подготовки документов для составления общего бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:
1.
Подготовка операционного(
2.
Подготовка финансового
Операционный (текущий) бюджет представляет собой совокупность бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции туристского предприятия. В структуре общего бюджета туристского предприятия операционный бюджет является доминирующим.В ходе его составления формируются бюджеты различных расходов : на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т.д.
Общая
структура операционного
1. БЮДЖЕТ ПРОДАЖ
Объединяет информацию об объёмах реализации туристской продукции, ценах, и соответственно, о выручке от реализации. Цель данного бюджета- рассчитать прогноз объёма продаж в целом. Исходя из стратегии развития туристского предприятия, его производственных мощностей, главное, прогнозов в отношении ёмкости туристского рынка сбыта, определяется количество потенциально реализуемой туристской продукции (в натуральных единицах).Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Сложность окончательного расчета бюджета продаж связана с тем, что объём реализации определяется не только производственными возможностями туристского предприятия, но и факторами рыночной коньюктуры. К таким факторам относят:
-деятельность конкурентов;
-общее положение на национальном и мировом туристских рынках;
-политика
ценообразования в сфере
-сезонные колебания туристского спроса;
-эффективность рекламной политики;
-качество туристской продукции и т.д.
Расчёт объёма реализации туристской продукции на предприятиях туризма, как правило, осуществляется на основе статистических методов с использованием ретроспективного анализа, а также на основе экспертных оценок. Причём ретроспективный анализ не должен охватывать временной период более 2 лет, поскольку развитие туристического рынка крайне динамично, и результаты анализа в данном случае могут не соответствовать тенденциям будущего.
Для
сферы туризма особое значение имеют
предстоящие мероприятия в
-карнавалы ( например, карнавал в Рио-де-Жанейро)
-чемпионаты
мира (чемпионат мира по футболу
привлекает значительные массы
любителей спортивного
-олимпийские игры и т.п.
Бюджет
продаж обычно строится дифференцированно
и содержит информацию о прогнозируемых
объемах продаж по каждому туристскому
продукту, а также ожидаемую цену
единицы каждого туристского
продукта. Для туристской фирмы, занимающейся,
например, тремя различными туристскими
направлениями, - это расчет объема
продаж по каждому направлению (например,
по Италии, по Голландии и по Чехии).
2.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ИЛИ БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА
Бюджет
производства показывает, сколько единиц
туристской продукции или туристских
услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить
запланированные продажи и требуемый
уровень запасов. При этом необходимо
отметить, что туризм - это специфическая
сфера деятельности, в которой отсутствуют
запасы (за исключением предприятий ресторанного
рынка), и туристский продукт относится
к числу неосязаемых и поэтому не может
быть складирован. Потери от непроданных
турпакетов относятся к невосполнимым.
3.БЮДЖЕТ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ
Данные
об объемах туристского
4.БЮДЖЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
Представляет
собой совокупность всех общих расходов,
за исключением прямых затрат на материалы
и оплату труда. Сюда относятся амортизационные
отчисления, арендные платежи, налог на
имущество и т.д.
5.БЮДЖЕТ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ
Данный бюджет отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Он включает в себя все остальные расходы, которые не были включены ни в один другой бюджет, например, такие как: расходы по страхованию, юридические расходы, расходы на аудит, на оплату директоров, бумагу для печатающих устройств, почтовые расходы и телефонные счета и т.д.
В
содержательную часть бюджета текущих
затрат включены затраты, понесенные в
процессе реализации туристской продукции
и организации туристического бизнеса.
6.БЮДЖЕТ КАДРОВЫХ ЗАТРАТ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
При составлении этого вида бюджета определяют требуемое количество персонала (кадровый ресурс), необходимого для производства туристской продукции по объему, представленному в бюджете продаж. Выбранный алгоритм расчета здесь зависит от многих факторов, в том числе и от системы нормирования труда и оплаты работников.
В любом случае величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии кадровыми ресурсами для обеспечения достаточного использования труда в туристском производстве.
Эффективная
организация производственного
процесса позволяет минимизировать
простои и устранить нехватку
трудовых ресурсов, а также может
способствовать высвобождению персонала
в случаях необходимости (что очень характерно
на сегодняшний день для туристской сферы,
особенно в периоды снижения туристской
активности). Например, многие гостиницы
в период спада туристских потоков, вызванных
сезонностью, высвобождают часть персонала
или же снижают заработную плату работникам.
Именно из-за учета фактора сезонности
в сфере туризма необходимо формировать
бюджет продаж не только на год, но и дифференцированно
по месяцам, в целях более эффективного
бюджетирования.
7.БЮДЖЕТ СТОИМОСТИ ТУРИСТСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Данный бюджет составляется на основе сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из бюджетов прямых затрат, затрат по оплате труда, текущих и накладных расходов. Таким образом, операционный бюджет туристского предприятия составляется на базе бюджета продаж, который является базой формирования бюджетов, характеризующих затраты на:
туристское производство и реализацию туристской продукции
(туристских услуг);
внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки
сырья и материалов для ресторанного бизнеса);
бюджет текущих затрат, бюджет по труду и т.д.[4, С.167]
Финансовый бюджет туристского предприятия.
Финансовый
бюджет туристского предприятия - это
план, в котором отражаются объем и структура
предполагаемых источников денежных средств
и планируемые направления их использования.
Состоит финансовый бюджет из 4-х основных
бюджетов.
1. БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Данный бюджет отражает количество денежных средств, которые туристское предприятие намеревается тратить на приобретение дополнительных основных фондов в течение планового периода. Таким образом, капитальный бюджет включает в себя приобретение активов, необходимых для выполнения оперативных планов.
Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств (включая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов). Существенные капитальные затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа оборудования и других внеоборотных активов. Кроме того, увеличение производственных мощностей в связи с ростом потребительского спроса на продукцию туристского предприятия может потребовать дополнительного финансирования (капитальных затрат).
Различные варианты финансирования, рассматриваемые в бюджете капитальных затрат, должны приниматься в расчет при составлении элементов (бюджетов) операционного бюджета. Например, ожидаемая величина амортизации нового туристского оборудования, приобретенного туристским предприятием, например, гостиницей или рестораном, в текущем году, должна учитываться при составлении бюджета накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капитальных затрат отразится на смете денежных расходов.
2. БЮДЖЕТ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Данный бюджет сводит воедино планируемые оценки доходов и расходов на бюджетный период. Необходимо рассчитать прогнозные значения таких показателей, как:
объем туристской реализации;
- себестоимость реализованной туристской продукции (туристских услуг);
- себестоимость коммерческих и управленческих расходов;
- себестоимость расходов финансового характера (проценты квыплате по
ссудам и займам);
- величина налогов к уплате и т.д.
Большая
часть исходных данных формируется
в ходе построения операционных бюджетов.
Величину налоговых и прочих обязательных
платежей можно рассчитать по среднему
проценту. Таким образом, бюджет отчета
о прибылях и убытках содержит в сжатой
форме прогноз всех операций туристского
предприятия и тем самым позволяет финансовому
менеджеру проследить за влиянием индивидуальных
бюджетов на годовой бюджет прибылей.
3.БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Данный бюджет представляет собой план денежных поступлений и платежей, рассчитанный на будущий временной период. При расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться. Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств.
Бюджет
движения денежных средств показывает
ожидаемое конечное сальдо по денежным
средствам и финансовое положение туристского
предприятия на каждый анализируемый
период. Таким образом, могут быть запланированы
и учтены периоды наибольшего и наименьшего
наличия денежных средств, проанализированы
эффективность использования средств
и перспективный уровень платежеспособности
туристского предприятия.
4. БЮДЖЕТНЫЙ БАЛАНС (БЮДЖЕТНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС) Этот бюджет - завершающий шаг в процессе подготовки не только финансового, но и общего бюджетов. Он характеризует изменения в финансовом и имущественном положении туристского предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.