Основные принципы разработки бюджета. Взаимосвязь операционных и финансовых бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки
1.1. Виды бюджетов туристского предприятия …………...…………..4
1.2. Структура и принципы составления бюджетов …………...………8
Глава 2. Методологические основы бюджетирования
2.1. Основные принципы и сущность бюджетирования ……...……..15
2.2. Организация бюджетирования на туристском предприятии …....19
Глава 3. Анализ системы бюджетирования туристского предприятия на
примере турфирмы «Глобус» г.Калининграда ……….…………….………25
Заключение . …………………………………………………….……………...32
Список литературы ...…………………..…………

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух.упр учет1.docx

— 70.86 Кб (Скачать)

    Московская  финансово – юридическая академия

    Калининградский филиал 
 
 

    Курсовая  работа

    по  дисциплине: «Бухгалтерский управленческий учет»

    на  тему:

    « Основные принципы разработки бюджета. Взаимосвязь операционных и финансовых бюджетов». 

       Выполнил: студент

    группы 22БУк2920  Лагун О.С.

    Проверил :  преподаватель

    __________ Голоднова О.В. 
 
 
 
 
 
 

    г. Калининград

    2011г.

    Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...2

    Глава 1. Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки

             1.1. Виды бюджетов туристского предприятия …………...…………..4

             1.2. Структура и принципы составления бюджетов …………...………8

    Глава 2. Методологические основы бюджетирования

              2.1. Основные принципы и сущность бюджетирования ……...……..15

             2.2. Организация бюджетирования на туристском предприятии …....19

    Глава 3. Анализ системы бюджетирования туристского предприятия на    

    примере турфирмы «Глобус» г.Калининграда ……….…………….………25

    Заключение . …………………………………………………….……………...32

    Список  литературы ...…………………..……………………………..……….33

    Приложение 1…………………………………………………………...………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Данная  курсовая работа имеет целью изучить  и проанализировать бюджет туристского  предприятия, его структуру и принципы составления.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - определить основные принципы  составления бюджета на туристском  предприятии;

    - изучить основные виды бюджетов  организации;

    - рассмотреть организацию процесса  бюджетирования;

    - исследовать технологию бюджетирования  на туристском предприятии

    Предметом исследования является туристское предприятие  ООО «Туристская фирма Глобус», объектом процесс бюджетирования в турфирме в целом.

    Актуальной  задачей любого предприятия на современном  этапе является повышение его  конкурентоспособности. Это связано  с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

    Бюджетирование  является первым этапом разработки системы  регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить  их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность  предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее  звено между стратегическим и  оперативным управлением всеми  хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом, аргументирована необходимость бюджетирования для различных структур, составляющих финансово-экономическую систему государства, этим и определяется актуальность выбранной темы.

    Произошедшие  в последние годы структурные, имущественные  и правовые изменения в отечественной  промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные  программы развития промышленных предприятий  дополнять бюджетированием. Представляя  собой, специфический подход к организации  управления хозяйственно-финансовой деятельностью  предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия  в процессах становления комплексных  планов на основе своевременной и  достоверной информации о состоянии  разработки и внедрения бюджетных  систем планирования и отчетности. В современной литературе приводятся разнообразные определения понятия бюджета предприятия. По Быстрову С.А бюджет туристского предприятия - это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определённый период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения планом целей. По Гагариной Е.Н бюджет - это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий в виде прогноза будущих финансовых операций. В своей работе С.В. Ильдеменов с коллективом авторов считает, что понятия «план» и «бюджет» являются по смыслу очень близкими. В английском языке используется слово «бюджет», от него вся процедура называется «бюджетированием».

    В любом туристском предприятии существует необходимость внедрения механизма  бюджетного планирования, как универсального инструмента управления. Так как бюджетирование способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность предприятия за счет поддержания функции лидера в снижении затрат, в принятии оптимальных управленческих решений, повышении качества предоставляемых услуг, и достижении стратегических целей исходя из ограниченного набора средств и ресурсов. 

    Глава 1. Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки 

    1.1 Виды бюджетов  предприятия

    Бюджет (смета, план) - это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий в виде прогноза будущих финансовых операций. Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. Бюджет является составной частью контроля, создаёт объективную основу оценки результатов деятельности организации. Работа по составлению бюджета на туристском предприятии возлагается на финансового менеджера и осуществляется в несколько этапов. В зависимости от поставленных задач различают бюджеты:

    - генеральный и частный

    -гибкий  и статический.

    Бюджет, охватывающий общую деятельность туристского  предприятия, называется генеральным. Планы отдельных подразделений организации называют частными бюджетами.

    Таким образом, генеральный (общий) бюджет туристского предприятия - это скоординированный по всем подразделениям (например, по службам гостиничного комплекса - служба портье, служба горничных и т.д.), департаментам и функциям план работы туристского предприятия в целом. Он объединяет блоки отдельных бюджетов и характеризует информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. Генеральный бюджет является обобщением используемых ресурсов. С помощью данного бюджета можно определить потенциальные прибыли и убытки предприятия на плановый период.

    В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры  находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в  то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.

    Хорошим примером гибкого бюджета может  послужить бюджет какого-либо турагенства, когда все статьи бюджета, поставлены в зависимость от количества проданных туров.

    Гибкий  бюджет хорош тем, что позволяет  более адекватно оценить эффективность  работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению  к ним поддерживающую роль.

    Процесс составления гибкого бюджета:

    изначально  он разрабатывается для ожидаемого уровня производства;

    в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему реализации услуг, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат.

    В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения  ожиданий, бюджеты бывают:

    1) периодические (periodioc budgets);

    2) скользящие (rolling budgets).

    Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют..

    Скользящий  бюджет - это бюджет, который постоянно  обновляется путем добавления к  нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной  финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и  всегда предоставлять максимально  точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.

    В зависимости от идеологического  типа бюджеты можно классифицировать на построенные по принципу:

    - "снизу вверх"

    -"сверху  вниз".

    Первый  вариант предусматривает сбор и  фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего  уровня и далее к руководству  организации. При таком подходе  много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных  структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные "снизу" показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения  или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию  подчиненных. В дальнейшем такая  ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего  уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

    Этот  вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием - к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином.

    Второй  подход требует от руководства организации  четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый  период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

    В целом бюджетирование "сверху вниз" является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.

    Есть  еще несколько вариантов классификации  бюджетов:

     -Долгосрочные и краткосрочные  бюджеты

    В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года. Зачастую в долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы "прокатывается" вперед еще на один период.

    Причем  если краткосрочный бюджет как правило несет гораздо больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей планирования.

      -Постатейные бюджеты (line-item budgets)

    Постатейный бюджет предусматривает жесткое  ограничение суммы по каждой отдельной  статье расходов без возможности  переноса в другую статью.

     -Бюджеты с временным периодом

    Этот  термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период.

    Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет  более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов , пресекая "накопительские" тенденции.

Информация о работе Основные принципы разработки бюджета. Взаимосвязь операционных и финансовых бюджетов