Организационные формы бухгалтерского учета на предприятии и их совершенствование в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать организационные формы бухгалтерского учета на предприятиях и их совершенствование в условиях рынка.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы. Ими являются:
- изучить теоретические основы организационных форм бухгалтерского учета;
- рассмотреть действующую практику организации бухгалтерского учета на предприятии;
- изучить основные направления совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы организационных форм бухгалтерского учета на предприятиях
1.1 Роль и задачи бухгалтерского учета
1.2 Организация работы бухгалтерской службы, учетный процесс и Рабочий план счетов
1.3 Документация операций и организация документооборота на предприятии
2. Действующая практика организации бухгалтерского учета на предприятии ТОО «Малинка»
2.1 Виды, формы, режимы деятельности предприятия
2.2 Организационное построение бухгалтерского учета на предприятии
2.3 Финансовая и налоговая отчетность как результат бухгалтерской деятельности
3. Основные направления совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики
3.1 Этапы трансформации учетной политики и организационных форм учета в соответствии с требованиями МСФО
3.2 Автоматизация бухгалтерского учета
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух учету.docx

— 106.80 Кб (Скачать)

Учетная политика - это совокупность способов, принимаемых руководителем  субъекта для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии с их принципами и основами.

Учетная и налоговая политика ТОО «Малинка» построена в  соответствие с предъявляемыми требованиями к ведению бухгалтерского и налогового учета в Республике Казахстан.

Предприятие при реализации учетной политики руководствуется  принципами, заложенными в основу национальных стандартов бухгалтерского учета:

1.         Начисление

2.         Непрерывной деятельности

3.         Понятности

4.         Значимости

5.         Существенность

6.         Достоверность

7.         Нейтральность

8.         Осмотрительность

9.         Завершенность

10.      Сопоставимость

11.      Последовательность

12.      Правдивое и беспристрастное представление

Учетная политика ТОО «Малинка»  оформлена письменно и утверждена приказам директора, в ней определены правила и принципы учета на 2006-2008 года. Изменение и уточнение учетной  политики оформляется отдельными приказами, где приводятся обоснования, расчеты  и пересчеты показателей при  переходе из одного метода учета в  другой.

Раскроем основные разделы  учетной политики ТОО «Малинка»:

1. Целью организации бухгалтерского  учета ТОО «Малинка» является  создание и поддержание информационной  системы, позволяющей проводить  оценку финансового состояния  в любой период деятельности  для оперативного и эффективного  управления, а также своевременных  и аккуратных налоговых исчислений.

2. На предприятии разработан  Рабочий план счетов с учетом  требований МСФО, обоснована необходимость  ведения субсчетов и статей  к основным счетам с учетом  специфики предприятия.

3. Учет собственных средств,  имущества, обязательств и проводимых  сделок предприятие ведет методом  двойной записи в соответствии  с Рабочим планом счетов бухгалтерского  учета, разработанным в соответствии  с МСФО.

4. Финансовая отчетность  ТОО «Малинка» включает следующие  формы: баланс, отчет о доходах  и расходах, отчет о движении  денежных средств (прямой метод), отчет об изменениях в собственном  капитале и предоставляется с  разбивкой по отчетным кварталам  (отчетный интервал - квартал) и  на последнюю отчетную дату.

5. Рациональная организация  учета ТОО «Малинка» обеспечена  путем разработки специального  плана его ведения, который  состоит из следующих элементов:  графика документооборота, инвентаризации, отчетности, технического оформления  и т.д.

6. Для начисления износа  основных средств используется  равномерный метод начисления  износа.

7. Оценка себестоимости  топлива производится методом  средневзвешенной стоимости.

8. При учете товарно-материальных  запасов используется непрерывная  система.

9. Инвентаризация денежных  средств, товарно-материальных запасов  осуществляется ежеквартально, не  позднее 10-го числа первого  месяца квартала.

10. Учет производственной  себестоимости не ведется. Фактические  расходы на осуществление коммерческой  деятельности собираются на счетах  раздела 7 Расходы Рабочего плана  счетов.

11. В соответствии с  МСФО 18 «Выручка», доходы предприятия  признаются по стадии завершенности  сделки на отчетную дату. Доход  оценивается по стоимости реализации, полученной или причитающейся  к получению и признается при  уверенности его получения, расход - при возможности его возникновения.

12. Резервы по сомнительным  требованиям предприятие не создает  ввиду отсутствия разработанного  метода инвентаризации дебиторской  задолженности.

В соответствии со ст. 6-1 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности», бухгалтерские записи на предприятии  производятся на основании первичных  документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции [12].

Основанием для записей  в регистрах бухгалтерского учета  являются первичные документы, фиксирующие  факт совершения операции и события. Формы или требования к первичным  документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Первичные документы составляются бухгалтерами ТОО «Малинка» в  момент совершения операции, а если это не представляется возможным  — непосредственно по окончании  операции.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка, передача в архив — документооборот) регламентируется графиком, утверждаемым главным бухгалтером  ТОО «Малинка».

Ответственность за соблюдением  графика документооборота, а также  ответственность за своевременное  и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения  в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в  документах данных несут лица, создавшие  и подписавшие эти документы.

Каждым бухгалтером ТОО  «Малинка» составлен свой график документооборота. Например, бухгалтер  – материалист описал перечень своих  операций и документов, поступающих  со склада, материально ответственных  лиц, поставщиков и покупателей. Затем составил перечень документов в виде расходных и приходных  накладных, лимитно-заборных карт, требований и т.д. Далее составил перечень ответственных  за предоставление документов лиц. В  завершении указал необходимый срок для сдачи этих документов ответственными лицами в бухгалтерию предприятия.

Далее главным бухгалтером  были сопоставлены полученные графики  между собой с целью проверки их корреспонденции с разными  участками бухгалтерии. Например, движение расходного ордера по расчету за товар  от кассы, через расчетную группу, материальную группу до заместителя  главного бухгалтера. В результате могут быть обнаружены какие-то неописанные  участки либо дублирование контроля, либо излишнее прохождение документа  по другим участкам учета. Конечный итог этой работы — сводный график документооборота. Форма графика документооборота произвольная (Приложение 3).

Составление документов бухгалтерской  службой ТОО «Малинка» производится на бланках установленного образца  и сводится к заполнению их реквизитов данными, характеризующими хозяйственную  операцию. Количество выписываемых экземпляров  составляемого документа определяется характером хозяйственной операции, особенностями организационного построения предприятия и назначением документа.

Таким образом, документооборот  на предприятии ТОО «Малинка»  осуществляется по заранее продуманному графику и без задержек. Своевременное  движение документов обеспечивает своевременные  записи в текущем учете, следовательно, и своевременное составление  бухгалтерской отчетности.

2.3 Финансовая  и налоговая отчетность как  результат бухгалтерской деятельности

Составление отчетности –  завершающий этап учета, информация по результатам которого должна быть представлена за конкретный промежуток времени. Финансовая отчётность представляет систему итоговых показателей, характеризующих  финансово-хозяйственную деятельность предприятия за отчётный период. По данным финансовой отчётности подводятся итоги деятельности предприятия, она  также служит основанием для перспективного планирования производства и анализа.

Основой для представления  финансовой отчетности является МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», который регламентирует содержание и периодичность составления  отчетных форм [9].

В целях обеспечения достоверности  данных отчетности проводится инвентаризация имущества, целью которой является выявление фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность предоставляется  с разбивкой по отчетным кварталам (отчетный интервал - квартал) и на последнюю  отчетную дату.

Финансовая отчетность ТОО  «Малинка» составляется в валюте Республики Казахстан, единица измерения  – тысяч тенге. Отчетность подписывается  руководителем предприятия, который  несет персональную ответственность  за достоверность представляемого  отчета.

Финансовая отчетность ТОО  «Малинка» включает следующие формы: баланс, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств (прямой метод), отчет об изменениях в собственном капитале, пояснительная  записка.

Бухгалтерский баланс заполняется  на основании остатков по счетам Главной  книги, где отражаются показатели в  целом по всем счетам Рабочего плана  счетов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский  баланс содержит информацию об активах, обязательствах и собственном капитале предприятия.

Активы - имущество, имущественные  и личные неимущественные блага  и права субъекта, имеющие стоимостную  оценку. В активе воплощена будущая  экономическая выгода. Актив является результатом прошлых сделок или  других событий; последние, ожидаемые  в будущем, не приводят сами по себе к появлению активов.

Обязательства - это результат  прошлых сделок, осуществление которых  ведет к появлению обязанности  должника совершить и пользу кредитора  определенное действие: оплатить задолженность, произвести работы или услуги, передать имущество и др., либо воздержаться от определенного действия.

Собственный капитал - это  активы субъекта за минусом обязательств субъекта. Собственный капитал в  бухгалтерском учете разделяется  на подклассы: уставный (выпущенный) капитал, резервы, нераспределенный доход, эмиссионный  доход. Такое деление необходимо для пользователей финансовой отчетностью, при анализе хозяйственной деятельности. Более высокий удельный вес собственного капитала в структуре пассива  баланса говорит об устойчивом финансовом положении субъекта.

МСФО предусматривает  разделение активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные как отдельные разделы бухгалтерского баланса.

Если бухгалтерский баланс только фиксирует конечный результат (сальдо) по счетам баланса, то отчет  о финансовых результатах показывает формирование дохода или убытка, а  анализ его показателей может  дать пользователю дополнительную информацию об особенностях финансовой деятельности предприятия за весь отчетный год.

Отчет о движении денежных средств представляет информацию о  поступлении и выбытии денежных средств в течение отчетного  периода и дает представление  об операционной, инвестиционной и  финансовой деятельности предприятия.

Отчет об изменениях в собственном  капитале представляет значительный интерес  для таких пользователей финансовой отчетности, как акционеров или участников организации. В балансе собственный капитал представлен отдельным разделом, включающим в себя группы статей в виде дополнительного неоплаченного капитала и нераспределенного дохода (непокрытого дохода). В балансе приводятся сальдо соответствующих счетов, формирующих собственный капитал, что не дает полного представления о состоянии и порядке его формирования за отчетный период. Отчет об изменениях собственного капитала раскрывает эту информацию в разрезе структурных и количественных изменений.

В пояснительной записке  приводятся основные факторы, оказавшие  влияние на формирование доходов  и расходов. Пояснительная записка  раскрывает информацию, которая не представлена в самой финансовой отчетности, а также предоставляет  дополнительную информацию, таблицы  с данными, имеющимися в форме  годовой и квартальной бухгалтерской  отчётности.

Данные статей баланса  сопоставимы с данными других форм отчетности. Все финансовые отчеты взаимосвязаны, так как они отражают различные факты одних и тех  же хозяйственных операций. И в  то же время, каждый отчет представляет различную информацию, которая, так  или иначе, используется хозяйствующим  субъектом и внешними пользователями.

Действующим Налоговым законодательством  Республики Казахстан предусмотрено  исполнение налогового обязательства  по составлению и представлению  налоговой отчетности налогоплательщиками  самостоятельно в установленном  порядке и сроки.

Налоговая отчетность составляется налогоплательщиком, налоговым агентом, либо их представителями в порядке  и по формам, установленным уполномоченным государственным органом в соответствии с Налоговым кодексом. Налоговая  отчетность составляется на бумажном и (или) электронных носителях на государственном или русском  языке.

Налогоплательщики вправе представлять налоговую отчетность по выбору:

-          в явочном порядке;

-          по почте заказным письмом с уведомлением;

-          в электронном виде.

ТОО «Малинка» представляет налоговую отчетность в электронном  виде, для этого ТОО должен предварительно зарегистрировалось в Налоговом  комитете по месту регистрации, как  плательщик, сдающий налоговую отчетность в электронном виде. Процесс регистрации  налогоплательщика включает в себя:

1) Подачу Заявления об  обмене электронными документами  с налоговым органом (форма  009.00);

2) Заключение типового  соглашения об использовании  и признании электронной цифровой  подписи в электронных документах;

3) Выпуск Налоговым комитетом  криптографических ключей для  налогоплательщика и запись их  на магнитный носитель (дискету).

Электронные формы налоговой  отчетности передаются в Налоговый  комитет с помощью программ, разработанных  налоговым комитетом: ИСИД, НДС, ЭФНО.

Налоговая отчетность предприятия  ТОО «Малинка» составляется в  порядке, утвержденном Правилами составления  форм налоговой отчетности от 8 декабря 2004 года приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан за № 625 и Кодексом Республики Казахстан от 31 декабря 2006 года “О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет” [8].

Информация о работе Организационные формы бухгалтерского учета на предприятии и их совершенствование в условиях рынка