Формы бухгалтерского учета на предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение форм ведения бухгалтерского учета на предприятии и осознание необходимости ведения именно той или иной формы. Для осуществления поставленной цели возникают определенные задачи как:
• детальное рассмотрение наиболее широко используемых форм бухгалтерского учета;
• изучение конкретной формы бухгалтерского учета на конкретном предприятии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.2. РАЗНОВИДНОСТЬ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.2.1. Общие положения 5
1.2.2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета 7
1.2.3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета 8
1.2.4. Упрощенная форма бухгалтерского учета 9
II. ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СТРОЙПОЛИМЕРКЕРАМИКА» 13
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «СТРОЙПОЛИМЕРКЕРАМИКА» 13
2.2. ОПИСАНИЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ПРИНЯТОЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СТРОЙПОЛИМЕРКЕРАМИКА» 13
2.2.1. Характеристика журнально-ордерной формы учета 13
2.2.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» 19
III. АНАЛИЗ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СТРОЙПОЛИМЕРКЕРАМИКА» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Северо-Западная академия государственной службы.

Филиал  в г. Калуге. 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по предмету: Бухгалтерский учет. 
 

на тему:

Формы бухгалтерского учета  на предприятиях. 
 
 

 

Оглавление

 

Введение

      Мы  считаем, что тема: «Формы бухгалтерского учета на предприятиях» была и остается актуальной и по сегодняшний день, осмелимся даже сказать, что выбор формы учета для предприятия является, может быть, одним из самых важнейших элементов ведения бухгалтерского учета в целом. Актуальность темы заключается в неспособности ответственного лица, порой, правильно выбрать форму учета для предприятия. При невладении достаточными знаниями о различных типах бухгалтерского учета можно легко допустить ошибку и выбрать для предприятия не совсем подходящую форму учета, ошибку, которая в дальнейшем не позволит экономическим отделам предприятия полностью прослеживать изменения цифровых данных, например таких важнейших, как: доходы и расходы предприятия; дебиторская и кредиторская задолженности на различных этапах становления и развития вообще. Более того, установив ту или иную форму учета на предприятии, необходимо полностью владеть информацией о выбранной форме учета, уметь использовать ее согласно всем нормам бухгалтерского учета, установленным Законодательством РФ (см. Закон Российской Федерации о Бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ) — это также учитывается, говоря об актуальности данной темы.

      Целью данной работы является изучение форм ведения бухгалтерского учета на предприятии и осознание необходимости ведения именно той или иной формы. Для осуществления поставленной цели возникают определенные задачи как:

  • детальное рассмотрение наиболее широко используемых форм бухгалтерского учета;
  • изучение конкретной формы бухгалтерского учета на конкретном предприятии;
  • анализ реальных бухгалтерских документов и их соответствие правилам ведения выбранной формы бухгалтерского учета на конкретном предприятии;
  • анализ изученного материала и соответствующие выводы.

      Объектом  исследования данной работы является журнально-ордерная форма бухгалтерского учета на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» и другие широко используемые формы вообще. В качестве субъекта исследования выступает само предприятие ОАО «СтройПолимерКерамика».

      Замена  «старого» Плана Счетов на «новый», который был утвержден приказом Министерства финансов РФ относительно недавно (от 31 октября 2000 г.), и различные нововведения в общую структуру бухгалтерского учета, невольно заставляют бухгалтера обращаться к учебным пособиям нового издания и искать, как и что конкретно изменилось в структуре форм учета на предприятии и изменилось ли вообще. В этой работе мы постараемся использовать самые свежие данные и на их основе полностью раскрыть выбранную тему.

 

I. Формы ведения  бухгалтерского учета на предприятии

1.1. Понятие формы бухгалтерского учета

     Начнем  с того, что бухгалтерский учет выполняет информационную и контрольную функции. Он обеспечивает информацию о наличии и состоянии хозяйственных средств, необходимых для осуществления торговой, заготовительной, производственной деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации; о величине издержек обращения и производства; о выполнении заданий по объекту товарооборота, производству продукции, услуг и работ. Контрольная функция бухгалтерского учета проявляется в осуществлении предварительного и текущего контроля над эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, над сохранностью кооперативной собственности. Таким образом, для ведения учета нужны определенные, закрепленные Законодательством, формы.

     Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видов учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а так же между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

1.2. Разновидность форм бухгалтерского учета

1.2.1. Общие положения

     Одной из наиболее используемых форм ведения  бухгалтерского учета на предприятии  является журнально-ордерная форма. Ее характеристика: преимущества и недостатки изложены в главе II в разделе 2.2.1. данной работы. Помимо журнально-ордерной формы учета существует и ряд других, не менее известных и широко используемых на предприятиях. В чем преимущество той или иной формы бухгалтерского учета, и каковы их недостатки мы и попытаемся разобраться.

     Ведение той или иной формы бухгалтерского учета закреплено Законодательством Российской Федерации. Основные пункты, непосредственно касающиеся выбора формы учета для предприятия и правила его ведения изложены ниже:

     Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета.

3. Организации,  руководствуясь законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

     Статья 6. Организация бухгалтерского учета  в организациях.

3. Принятая  организацией учетная политика  утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

     При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Принятая  организацией учетная политика  применяется последовательно из  года в год. Изменение учетной  политики может производиться  в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

 

1.2.2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

     Состав  учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рис. 1.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой.

     Мемориально-ордерная форма учета  отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

     Недостатками  мемориально-ордерной формы учета  являются:

  • трудоемкость учета, вызываемая, прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);
  • отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета (он часто отстает от синтетического учета);
  • формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

     В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а  для составления отчетности приходится производить выборку и группировку данных текущего учета. В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях.

1.2.3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета

     В общем виде данной форме учета  свойственна такая последовательность обработки информации: машинный носитель информации — ЭВМ — машинограммы выходной информации.

     Один  из вариантов автоматизированной формы  бухгалтерского учета представлен на рис 2.

     

 

       В настоящее время организации интенсивно оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ — компьютерами. Они позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, дискете, барабане, перфоленте, магнитной ленте и др.).

     Компьютеры  относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера.

     Применение  машинно-ориентированных форм учета обеспечивает:

  • механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса;
  • высокую точность учетных данных; оперативность данных учета;
  • повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности;
  • увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации.

1.2.4. Упрощенная форма бухгалтерского учета

     В последнее время предприятиям малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров — Книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.

     Книга учета хозяйственных операций заполняется  либо непосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей (при значительном количестве хозяйственных операций). Данные указанной Книги и ведомостей, если они ведутся, используются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

     Запись  в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных  бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества совершаемых ежедневно хозяйственных операций.

     Если  количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета хозяйственных операций, а уже затем – в соответствующие ведомости. Например, операция о поступлении денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма» по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» Книги учета хозяйственных операций, а затем в ведомостях по учету операции по кассе и расчетному счету (форма № В-4).

Информация о работе Формы бухгалтерского учета на предприятиях