Организационные формы бухгалтерского учета на предприятии и их совершенствование в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать организационные формы бухгалтерского учета на предприятиях и их совершенствование в условиях рынка.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы. Ими являются:
- изучить теоретические основы организационных форм бухгалтерского учета;
- рассмотреть действующую практику организации бухгалтерского учета на предприятии;
- изучить основные направления совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы организационных форм бухгалтерского учета на предприятиях
1.1 Роль и задачи бухгалтерского учета
1.2 Организация работы бухгалтерской службы, учетный процесс и Рабочий план счетов
1.3 Документация операций и организация документооборота на предприятии
2. Действующая практика организации бухгалтерского учета на предприятии ТОО «Малинка»
2.1 Виды, формы, режимы деятельности предприятия
2.2 Организационное построение бухгалтерского учета на предприятии
2.3 Финансовая и налоговая отчетность как результат бухгалтерской деятельности
3. Основные направления совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики
3.1 Этапы трансформации учетной политики и организационных форм учета в соответствии с требованиями МСФО
3.2 Автоматизация бухгалтерского учета
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух учету.docx

— 106.80 Кб (Скачать)

Метод трансформации представляет собой корректировку показателей  предшествующих отчетных периодов. Организация  отражает в учете операции и события  по национальным стандартам, а затем  производятся корректировки показателей  финансовой отчетности так, чтобы они  соответствовали МСФО.

Конверсия, или метод параллельного  учета, заключается в том, что  учетные данные формируются в  двух системах финансовой отчетности, в результате имеется отчет в  формате нацио-нальных стандартов и формате МСФО.

Зарубежные специалисты  различают несколько вариантов  трансформации и конверсии и  ими даются следующие реко-мендации.

Виды трансформации:

— полная трансформация  заключается в корректировочных проводках, устраняющих различия между  МСФО и действующей системой бухгалтерского учета. При этом информация предоставляется  в соответствии с МСФО, корректировка  финансовой отчетности с учетом гиперинфляции  не произво-дится, показатели отчетности выражены в национальной валюте;

— полная трансформация  с учетом гиперинфляции осуществ-ляется с полной трансформацией, финансовая отчетность пред-ставлена по МСФО в  национальной валюте, но с корректировками, отражающими результаты колебаний  покупательной способности денег;

— полная трансформация  с пересчетом в стабильную иностранную  валюту требуется для сопоставимости при наличии иностранной материнской  компании, а также для сравнения  с фи-нансовой отчетностью таких  же иностранных компаний.

Виды конверсии:

—полная конверсия —  метод параллельного ведения  учета, при котором финансовая отчетность в полном объеме предоставляется  как по национальным стандартам, так  и по МСФО на основе использования  бухгалтерского программного обеспечения;

— поэтапная конверсия  предусматривается для компаний, учет которых осуществляется немеханизированным способом. В таких случаях предполагается поэтапный переход на МСФО с одновременным  переходом на компьютерную систему  учета. Поэтапная конверсия предполагает постепенный по объектам учета переход, при этом переход на следующий  этап осуществляется только после того, как учет по предыдущим объектам соответствует  МСФО. Например, первый этап — учет основных средств, второй этап — нематериальные активы. Объекты учета, по которым  переход еще не осуществлен, корректируются в финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Перевод финансовой отчетности в формат Международных стандартов финансовой отчетности должен начинаться с начального баланса. Компания обязана  подготовить начальный баланс по МСФО, он является отправным пунктом  для ведения учета в соответствии с МСФО. Это означает, что если компания переходит на МСФО с 1 января 2006 года, то начальный баланс должен быть подготовлен на 1 января этого  года. При этом начальный баланс может не представляться в первой финансовой отчетности по МСФО. То есть начальное сальдо начального бухгалтерского баланса должно иметь такие показатели, как если бы предприятие до этого  вело учет по МСФО. Таким образом, начальный  бухгалтерский баланс представляет собой, пользуясь устоявшейся терминологией, «входящие остатки», а баланс за отчетный год, составлен-ный с учетом начального сальдо, — первой финансовой отчетностью, составленной по МСФО. При  этом начальное сальдо по ряду показателей  пересчитывается так, как если бы учет велся до этого по МСФО. Компания обязана использовать одну и ту же учетную политику в начальном  балансе и во всех периодах, представленных в первой финансовой отчетности.

Возникающие разницы, требующие  корректировки, в силу отличий применяемой  от ранее применявшейся учетной  политики признаются непосредственно  в нераспределенной прибыли на момент перехода на МСФО.

Например, при составлении  или расчете начального бухгалтерского баланса используется учетная политика, составлен-ная по МСФО, но события  и операции отражены в соответствии с прежней учетной политикой. В этом случае вычисляется результат  от таких событий и операций по правилам МСФО, а разница отражается в виде корректировки счета по учету не-распределенной прибыли.

Стандарт устанавливает  два вида исключений о соответствии начального баланса компании по МСФО каждому стандарту. Некоторыми из них  запрещается ретроспективное применение некоторых аспектов МСФО. Например, в части прекращения признания  финансовых активов и финансовых обязательств, учету хеджирования, оценочным расчетам.

Для проверки статей баланса  может быть необходима также корректировка  отчетов о доходах и расходах, движении денег, собственного капитала. Для этого необходимо:

— провести инвентаризацию запасов на отчетную дату, в ходе которой определяется возможная  чистая стоимость реализации (продаж) ТМЗ (запасов), себестоимость которых  может быть невозмещаемой по причине  их повреждения, полного или частичного устаревания, снижения их продажной  стоимости (уценка таких запасов  производится за счет прибыли в начальном  балансе);

— переоценить запасы, если в учетной политике предусмотрен иной метод оценки (ФИФО, ЛИФО и т.д.), имея в виду, что метод ЛИФО отменен;

— провести инвентаризацию дебиторской задолженности с  целью выявления безнадежных  или сомнительных долгов и создания резерва (СБУ предусмотрено создание такого резерва, но на практике он создается  редко);

— произвести, по необходимости, расчеты по начислению резерва обесценения  краткосрочных финансовых вложений;

— провести инвентаризацию основных средств, в ходе кото-рой  определить уровень обесценения, вызванного моральным или физическим износом (необходимо участие оценщика);

— произвести пересчет амортизации  основных средств, установить ликвидационную стоимость (СБУ предусматривает  определение этой стоимости, но на практике применяется редко), пересмотреть срок полезной службы, произвести, по необходи-мости, корректировку сумм амортизации (согласно МСФО 36 «Обесценение активов», такую  корректировку можно сделать  самостоятельно или с помощью  оценщика);

— оценить долгосрочные финансовые инвестиции и инвестиционную собственность с последующим  созданием резерва по переоценке этих активов;

— произвести проверку расчетов по начислению дисконти-рованного дохода по активам, сданным в долгосрочную финан-совую аренду;

— произвести классификацию  активов и обязательств на краткосрочные  и долгосрочные.

Таким образом, в процессе трансформации бухгалтерского учета  при переходе на МСФО, предприятию  необходимо пересмотреть учетную политику и график документооборота, отражающий движение первичных документов, поскольку  информация о фактах финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, которые  могли иметь существенное влияние  на мнение пользователей финансовой отчетности, в соответствие с МСФО должна быть надежной, нейтральной, осмотрительной, полной и отражать экономическое  содержание событий и операций.

3.2 Автоматизация  бухгалтерского учета

Использование компьютеров  для автоматизации бухгалтерского учета является важной составной  частью системы информационного  обеспечения всей деятельности предприятия. Сам по себе бухгалтерский учет состоит  из множества рутинных операций, связанных  с многократным выполнением одних  и тех же арифметических действий, подготовкой разнообразных по форме  отчетных и платежных документов и переносом данных из одних документов в другие.

В неавтоматизированной системе  ведения бухгалтерского учета обработка  первичных данных и хозяйственных  операций предприятия по производственным затратам легко прослеживается и  обычно сопровождается документами  на бумажном носителе информации распоряжениями, счетами, журналами-ордерами.

Компьютерная обработка  предполагает использование одних  и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появление  случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке.

Кроме того, компьютерные системы  дают в руки администрации широкий  выбор аналитических средств, позволяющих  оценивать и контролировать деятельность предприятия. Наличие дополнительных инструментов обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в  целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставления  фактических затрат с плановыми, а также сверки счетов поступают  к администрации более регулярно  при компьютерной обработке информации.

Безусловно, компьютерная программа  не может заменить грамотного бухгалтера, но она позволит сэкономить его время  и силы за счет автоматизации рутинных, операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить  текущее финансовое положение предприятия  и его перспективы. Кроме того, бухгалтерский учет на базе ЭВМ осуществляет функции подготовки и хранения в  электронном виде первичных и  отчетных документов, а также бланков  часто повторяющихся форм (платежные  поручения, счета-фактуры, приходные  и расходные ордера, авансовые  отчеты и др.) с уже сформированными  реквизитами предприятия.

Поскольку деятельность предприятия  ТОО «Малинка» характеризуются  множеством хозяйственных операций, различных в своей функциональности, то в процессе совершенствования  бухгалтерского учета необходимо выбрать  такую компьютерную бухгалтерскую  систему, которая бы обеспечивала ведение  всех основных учетных функций и  разделов предприятия. К таким программам, объединяющим и поддерживающим все  функции и разделы предприятия, относятся интегрированные бухгалтерские  системы. Реализуются они обычно в рамках одной программы, состоящей  из отдельных модулей. Каждый модуль предназначен для обработки отдельных  участков учета, где ведется аналитический  учет. Также характерной чертой их является расширение традиционного  состава за счет таких дополнительных модулей, как финансовый анализ, учет инвестиций, производство, складской  учет и др.

Директором предприятия  было принято решение для автоматизации  бухгалтерского учета установить на компьютерах предприятия программынй  комплекс 1С: Бухгалтерия.

«1С: Бухгалтерия 7.7» - это  универсальная бухгалтерская программа, которая не требует предварительного освоения. Программа предназначена  для комплексной автоматизации  бухгалтерского учета на предприятиях различных отраслей и поддерживает оформление всего необходимого множества  хозяйственных операций. Алгоритмы  работы типизированы и соответствуют  текущему законодательству Республики Казахстан для небюджетной сферы. Типизированы также распределение  прав и обязанностей по категориям персонала, участвующего в учетной  работе. Все категории персонала  используют совместно одну общую  информационную базу, благодаря чему достигается высокая эффективность  коллективной работы.

Все модули программы могут  быть установлены на одном или, при  работе в сети с выделенным сервером, на разных компьютерах в соответствии с распределением обязанностей между  сотрудниками предприятия.

В данной программе  имеются гибкие возможности учета:

-          использование нескольких планов счетов одновременно

-          многоуровневые планы счетов

-          многомерный аналитический учет

-          многоуровневый аналитический учет

-          количественный учет

-          многовалютный учет по неограниченному числу валют

-          ведение на одном компьютере учета для нескольких предприятий

-          сложные проводки.

Директором ТОО «Малинка»  был заключен договор с ТОО  фирма «Пласт» о купле-продажи  программных продуктов «1С: Предприятие, версии 7.7», а также об оказании услуг  по установке и сопровождению  данного программного продукта.

Данный программный продукт  был выбран потому, что он может  быть адаптирован к любым особенностям учета на конкретном предприятии  при помощи модуля "1С:Конфигуратор", позволяющего настраивать все основные элементы программной среды, генерировать и редактировать документы с  любой структурой, изменять их экранные и печатные формы, формировать журналы  для работы с документами с  возможностью их произвольного распределения  по журналам. Кроме того, "1С:Конфигуратор" может редактировать существующие и образовывать новые справочники  произвольной структуры, создавать  регистры для учета средств в  необходимых разрезах, задавать любые  алгоритмы обработки информации, описывать поведение элементов  системы на встроенном языке и  т. д. Важно отметить, что для настройки  продукта не требуется глубоких знаний в области программирования. При  проверке настроенной конфигурации задействуется функция "Отладчик"; она же используется для выявления  возможных сбоев при работе системы  в целом.

"1С: Предприятие"  позволяет автоматизировать подготовку  любых первичных документов: платежные  поручения и другие банковские  документы, счета на оплату, накладные,  счета-фактуры, приходные и расходные  кассовые ордера, авансовые отчеты, доверенности, другие документы.

Исходной информацией  в "1С: Предприятие" является операция, которая отражает реальную хозяйственную  операцию, произошедшую на предприятии. Операция содержит одну или несколько  бухгалтерских проводок для отражения  совершённой хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Операции могут быть введены вручную или  сформированы введенными документами  автоматически.

Кроме того, в "1С: Предприятие" могут использоваться типовые операции, дающие возможность пользователю автоматизировать рутинный ввод часто повторяющихся  операций.

"1С: Предприятие"  включает набор стандартных отчетов,  позволяющих бухгалтеру получить  информацию за произвольный период, в различных разрезах и с  необходимой степенью детализации.  Все создаваемые отчеты могут  быть выведены на печать.

Отчеты по синтетическому учету: оборотно-сальдовая ведомость, шахматная ведомость, главная книга, журнал-ордер и ведомость по счету, анализ счета - за период и по датам, карточка счета.

Отчеты по аналитическому учету: оборотно-сальдовая ведомость  по счету в разрезе объектов аналитического учета, анализ счета в разрезе  объектов аналитики, анализ объекта  аналитики по счетам, журнал-ордер  счета по объекту аналитики, карточка операций по объекту аналитики.

Информация о работе Организационные формы бухгалтерского учета на предприятии и их совершенствование в условиях рынка