Нормативный метод учета затрат и калькулирования: сущность, возможности, сфера применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере конкретного предприятия, нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

•изучить суть понятия себестоимость продукции;
•осуществить анализ структуры производства и результатов калькулирования продукции для принятия управленческий решений;
•составить нормативную калькуляцию на каждое изделие и определить финансовый результат от реализации каждого вида продукции
•оценить влияние цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы нормативного учета затрат и калькулирования себестоимости. 5
1.1.Понятие калькуляция. Нормативный метод учета затрат 5
1.2. Общая схема учета затрат и калькулирования себестоимости продукции(работ, услуг). 9
2.Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (на примере ООО «Нальчикхлеб»). 13
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Нальчикхлеб» 13
2.2.Учетная политика в части учета затрат в ООО «Нальчикхлеб» 15
2.3. Анализ калькулирования себестоимости продукции в ООО «Нальчикхлеб» 19
2.4.Оценка влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации. 23
3.Нормативная калькуляция в ООО «Нальчикхлеб» и определение финансового результата. 29
Заключение. 43
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 567.00 Кб (Скачать)

     Основные  технико-экономические  показатели деятельности ООО «Нальчикхлеб»

     Если  мы проанализируем показатели деятельности предприятия за 2008-2009гг, то увидим следующее:

     1.Объем  производства за 2009г. вырос по  сравнению с объемом производства 2008г. на 55,162%;

     2.Выручка  от реализации увеличилась на  то же значение;

     3.Себестоимость  увеличилась на 9,567%, это могло быть связано с ростом цен на сырье;

     4.В  2009г. предприятие продолжила нести  убытки, но их значение уменьшилось  по сравнению с 2008г.на 29,876%;

     5.Количество  рабочих за 2009г. уменьшилось по  сравнению с 2008г. на 21 человек;

     6. Выручка на 1 рабочего увеличилось на 85,6 тыс.руб. в год;

     7.Затраты  на рубль объема реализации  уменьшились на 29,591%.  

         Совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность ООО «Нальчикхлеб» за 2008-2009гг  можно представить в виде следующей таблицы 2: 

     Таблица 2:Основные экономические показатели ООО «Нальчикхлеб»

Показатели Ед.изм. 2008г. 2009г. Абсолют отклон. Темп роста, % Темп прироста,%
1. Объем реализации тыс.руб 34091,2 52897,9 18806,7 155,1658493 55,16584925
2. Выручка (без НДС) тыс.руб 30992 48089 17097 155,1658493 55,16584925
3. Себестоимость (расходы по приобретению  и реализации) тыс.руб 66820 73213 6393 109,5674948 9,567494762
4. Прибыль от реализации (стр.2 –  стр.3) тыс.руб -35828 -25124 10704 70,12392542 -29,87607458
5. Налог на прибыль (стр.4*24%) тыс.руб         -         -        -            -               -
6. Прибыль после налогообложения  (чистая прибыль) (стр.4 – стр.5) тыс.руб -35828 -25124 10704 70,12392542 -29,87607458
7. Численность рабочих чел. 251 230 -21 91,63346614 -8,366533865
8. Выручка на 1 рабочего тыс.руб. 123,5 209,1 85,6 169,3117409 69,31174089
9. Затраты на рубль обьема реализации руб. 1,96 1,38 -0,58 70,40816327 -29,59183673
10. Рентабельность % -115,6 -52,2 63,4 45,15570934 -54,84429066
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Учетная  политика в части  учета затрат в  ООО «Нальчикхлеб» 

        При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции ООО «Нальчикхлеб» руководствуется отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

     Данной  организацией на основе типового Плана  счетов был составлен рабочий план счетов.

     На  счете 01 «Основные средства» обособленно учитываются нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается,  обособлено на счете 02 «Амортизация основных средств».

     Выбывшие  основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет  счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списывается в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

     Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в ООО «Нальчикхлеб» учитываются на счете 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включается в себестоимость продукции по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.). Аренда помещения с кредита 76 счета и отпущенные канцтовары с кредита 71счета относятся в дебет 25 «Общепроизводственные расходы». Оплата за пользование телефонной линией с кредита 76 счета списывается в дебет 26 счета. Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно – заборными картами, требованиями и накладными. Все возвратные отходы оформляют следующей бухгалтерской проводкой: дебет 10 «Материалы» в кредит счета 20 «Основное производство». Затраты на оплату труда отражают на счете 70 «Расчеты по оплате труда» по кредиту.

Таблица 3. Рабочий план счетов ООО «Нальчикхлеб»

Раздел Наименование  счета Номер счета
1 2 3
Внеоборотные  активы Основные средства 0 1
  Амортизация основных средств 0 2
  Вложения во Внеоборотные активы 0 8
Производственные  запасы Материалы 10
  НДС по приобретенным  ценностям 19
Затраты на производство Основное производство 20
  Общепроизводственные  расходы 25
  Общехозяйственные расходы 26
Готовая продукция и товары Товары 43,45
Расчеты Расчетные счета 51
  Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60
  Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам 66, 67
  Расчеты по налогам  и сборам 68, 69
  Расчеты по оплате труда 70
  Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами 76
Капитал Уставный капитал 80
  Добавочный  капитал 82
  Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 84
Финансовые  результаты Продажи 90
  Прочие доходы и расходы 91
  Прибыли и убытки 99

2.3 Анализ калькулирования  себестоимости продукции  в ООО «Нальчикхлеб» 
 

Таблица 4: Анализ себестоимости  продукции по статьям  калькуляции.

Статья  калькуляции 2008 2009 абсолютное  отклонение2009 от
план норма факт 2008 плана нормы
Материалы 227700 246300 250130 253000 25300 6700 2870
ТЗР 6831 7389 7503,9 7590 759 201 86,1
Возвратные  отходы 1138,5 1231,5 1250,65 1265 126,5 33,5 14,35
Итого материалов 233393 252458 256383,25 259325 25932,5 6867,5 2941,75
Оплата  по труду 252090 270000 286200 280100 28010 10100 -6100
Отчисления:              
пенсионный  фонд 50418 54000 57240 56020 5602 2020 -1220
ФСС 7310,61 7830 8299,8 8122,9 812,29 292,9 -176,9
МС 7814,79 8370 8872,2 8683,1 868,31 313,1 -189,1
Производственная  с-сть 551026 592658 616995,25 612251 61225,1 19593,5 -4744,25
Общепроизв-е расходы 105840 120000 120000 117600 11760 -2400 -2400
Общехозяйственные расходы 1369678 1510000 1600000 1521864 152186,4 11864 -78136
Производственная с-сть 2026544 2222658 2336995,25 2251715 225171,5 29057,5 -85280,3
Расходы по реализации 3% 60796,3 66679,7 70109,8575 67551,45 6755,145 871,725 -2558,41
Полная  себестоимость 2087340 2289337 2407105,108 2319266 231926,65 29929,225 -87838,7
НДС 10% 208734 228933,7 240710,5 231926,6 23192,7 2992,9 -8783,9
Рентабельность 5% 104367 114467 120355,2554 115963,3 11596,332 1496,46125 -4391,93
Продажная цена 2296074 2518270,7 2647815,6 2551192,6 255119,35 32922,125 -96622,6
 
 
 
 

 

     

     Для того чтобы определить за счет каких статей калькуляции произошло увеличение или снижение себестоимости продукции, необходимо проанализировать способом сравнения Таблицу № 4.

     Из  данных таблицы №4 видно, что в 2009 году наблюдается увеличение  полной себестоимости, по сравнению с 2008 годом. Это в первую очередь связано с тем, что был увеличен объем выпуска продукции. Так в 2009 году фактический расход материалов составил 259325 тыс. руб., что на 2942 руб. больше, чем должно быть по норме и в 2 раза больше, чем было запланировано. Также были увеличены общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Соответственно их сумма в 2008 году составила 105840 рублей и 1369678 рублей, а в 2009 году – 117600 рублей  и 1521864 рублей. Заработная плата в 2009 году составила 280100 тыс. руб., что на 28010 больше, чем в 2008. В динамики видно улучшение работы предприятия, т. к. план был перевыполнен.

     Таблица № 5 . Структура производства продукции (тыс. руб.)

Вид продукции 2008г 2009г Отклонение2009 от 2008 в %
å % å %
1. Хлеб "Дарницкий" 56213 30,55 36514 25,82 -4,73
2. Батон «Нальчикский» 52364 28,46 46169 32,64 4,18
3. Хлеб заводской формовой 75423 40,99 58756 41,54 0,55
Итого 184000 100 141439 100 0
 

       Выше приведенная таблица №5 показывает, что за весь рассматриваемый период в 2008 году наибольший удельный вес приходится на производство «Хлеб заводской формовой» 40,99%, второе место занимает Хлеб "Дарницкий" 30,55%. В отчетном году на первом месте остается «Хлеб заводской формовой», что на 0,55% больше, по сравнению с 2008 годом. В динамике стабильное увеличение удельного веса можно увидеть по второму виду продукции. (Возможно, здесь повлиял спрос на данный вид продукции). В отчетном году уменьшение удельного веса на 4,73% произошло по первому виду продукции.

     Для оптимизации структуры выпускаемой (реализуемой) продукции необходимо сделать расчет таких показателей, как:

  • прибыль от продаж = Выручка от продаж – Переменные расходы – Постоянные расходы;
  • рентабельность продаж = (Прибыль от продаж /Выручку от продаж)* 100;
  • маржинальный доход = Выручка от продаж – Переменные расходы;
  • коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Выручку от продаж;
  • точка безубыточности = Постоянные расходы / коэффициент маржинального дохода.

     При оптимизации выпускаемой (реализуемой) продукции ориентиром будет выступать коэффициент маржинального  дохода, так как он является показателем рыночной экономики. 

     Таблица № 6. Ассортиментный анализ и оптимизация структуры выпускаемой продукции.(тыс. руб.)

     Год производства продукции      Постоянные  расходы      Переменные расходы      Выручка от продаж      Прибыль от продаж      R      Маржинальный  доход      Коэф-нт марж-го дохода      Точкабезубыточности
      
      Хлеб "Дарницкий"
     2008      120000      902963      3068888      2045925      0,67      2165925      0,71      170027,4
     2009      250000      886625      3409875      2273250      0,67      2523250      0,74      337845,5
     Батон «Нальчикский»
     2008      150000      3995040      7599240      3454200      0,45      3604200      0,47      316266
     2009      130000      3708000      7676000      3838000      0,50      3968000      0,52      251481,9
     Хлеб заводской  формовой
     2008      130000      3366140      17480700      13984560      0,80      14114560      0,81      161003,3
     2009      115000      15423400      31076800      15538400      0,50      15653400      0,50      228310,3

Информация о работе Нормативный метод учета затрат и калькулирования: сущность, возможности, сфера применения