Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:06, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере конкретного предприятия, нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
•изучить суть понятия себестоимость продукции;
•осуществить анализ структуры производства и результатов калькулирования продукции для принятия управленческий решений;
•составить нормативную калькуляцию на каждое изделие и определить финансовый результат от реализации каждого вида продукции
•оценить влияние цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации.
Введение 3
1. Теоретические основы нормативного учета затрат и калькулирования себестоимости. 5
1.1.Понятие калькуляция. Нормативный метод учета затрат 5
1.2. Общая схема учета затрат и калькулирования себестоимости продукции(работ, услуг). 9
2.Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (на примере ООО «Нальчикхлеб»). 13
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Нальчикхлеб» 13
2.2.Учетная политика в части учета затрат в ООО «Нальчикхлеб» 15
2.3. Анализ калькулирования себестоимости продукции в ООО «Нальчикхлеб» 19
2.4.Оценка влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации. 23
3.Нормативная калькуляция в ООО «Нальчикхлеб» и определение финансового результата. 29
Заключение. 43
Список использованной литературы 46
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Нальчикхлеб»
Если мы проанализируем показатели деятельности предприятия за 2008-2009гг, то увидим следующее:
1.Объем
производства за 2009г. вырос по
сравнению с объемом
2.Выручка от реализации увеличилась на то же значение;
3.Себестоимость увеличилась на 9,567%, это могло быть связано с ростом цен на сырье;
4.В
2009г. предприятие продолжила
5.Количество рабочих за 2009г. уменьшилось по сравнению с 2008г. на 21 человек;
6. Выручка на 1 рабочего увеличилось на 85,6 тыс.руб. в год;
7.Затраты
на рубль объема реализации уменьшились
на 29,591%.
Совокупность экономических показателей,
характеризующих деятельность ООО «Нальчикхлеб»
за 2008-2009гг можно представить в виде
следующей таблицы 2:
Таблица 2:Основные экономические показатели ООО «Нальчикхлеб»
Показатели | Ед.изм. | 2008г. | 2009г. | Абсолют отклон. | Темп роста, % | Темп прироста,% |
1. Объем реализации | тыс.руб | 34091,2 | 52897,9 | 18806,7 | 155,1658493 | 55,16584925 |
2. Выручка (без НДС) | тыс.руб | 30992 | 48089 | 17097 | 155,1658493 | 55,16584925 |
3.
Себестоимость (расходы по |
тыс.руб | 66820 | 73213 | 6393 | 109,5674948 | 9,567494762 |
4. Прибыль от реализации (стр.2 – стр.3) | тыс.руб | -35828 | -25124 | 10704 | 70,12392542 | -29,87607458 |
5. Налог на прибыль (стр.4*24%) | тыс.руб | - | - | - | - | - |
6. Прибыль после налогообложения (чистая прибыль) (стр.4 – стр.5) | тыс.руб | -35828 | -25124 | 10704 | 70,12392542 | -29,87607458 |
7. Численность рабочих | чел. | 251 | 230 | -21 | 91,63346614 | -8,366533865 |
8. Выручка на 1 рабочего | тыс.руб. | 123,5 | 209,1 | 85,6 | 169,3117409 | 69,31174089 |
9.
Затраты на рубль обьема |
руб. | 1,96 | 1,38 | -0,58 | 70,40816327 | -29,59183673 |
10. Рентабельность | % | -115,6 | -52,2 | 63,4 | 45,15570934 | -54,84429066 |
2.2.Учетная
политика в части
учета затрат в
ООО «Нальчикхлеб»
При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции ООО «Нальчикхлеб» руководствуется отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.
Данной организацией на основе типового Плана счетов был составлен рабочий план счетов.
На
счете 01 «Основные средства»
Выбывшие основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списывается в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.
Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в ООО «Нальчикхлеб» учитываются на счете 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включается в себестоимость продукции по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.). Аренда помещения с кредита 76 счета и отпущенные канцтовары с кредита 71счета относятся в дебет 25 «Общепроизводственные расходы». Оплата за пользование телефонной линией с кредита 76 счета списывается в дебет 26 счета. Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно – заборными картами, требованиями и накладными. Все возвратные отходы оформляют следующей бухгалтерской проводкой: дебет 10 «Материалы» в кредит счета 20 «Основное производство». Затраты на оплату труда отражают на счете 70 «Расчеты по оплате труда» по кредиту.
Таблица 3. Рабочий план счетов ООО «Нальчикхлеб»
Раздел | Наименование счета | Номер счета |
1 | 2 | 3 |
Внеоборотные активы | Основные средства | 0 1 |
Амортизация основных средств | 0 2 | |
Вложения во Внеоборотные активы | 0 8 | |
Производственные запасы | Материалы | 10 |
НДС по приобретенным ценностям | 19 | |
Затраты на производство | Основное производство | 20 |
Общепроизводственные расходы | 25 | |
Общехозяйственные расходы | 26 | |
Готовая продукция и товары | Товары | 43,45 |
Расчеты | Расчетные счета | 51 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 60 | |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам | 66, 67 | |
Расчеты по налогам и сборам | 68, 69 | |
Расчеты по оплате труда | 70 | |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 76 | |
Капитал | Уставный капитал | 80 |
Добавочный капитал | 82 | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 84 | |
Финансовые результаты | Продажи | 90 |
Прочие доходы и расходы | 91 | |
Прибыли и убытки | 99 |
2.3
Анализ калькулирования
себестоимости продукции
в ООО «Нальчикхлеб»
Таблица 4: Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции.
Статья калькуляции | 2008 | 2009 | абсолютное отклонение2009 от | ||||
план | норма | факт | 2008 | плана | нормы | ||
Материалы | 227700 | 246300 | 250130 | 253000 | 25300 | 6700 | 2870 |
ТЗР | 6831 | 7389 | 7503,9 | 7590 | 759 | 201 | 86,1 |
Возвратные отходы | 1138,5 | 1231,5 | 1250,65 | 1265 | 126,5 | 33,5 | 14,35 |
Итого материалов | 233393 | 252458 | 256383,25 | 259325 | 25932,5 | 6867,5 | 2941,75 |
Оплата по труду | 252090 | 270000 | 286200 | 280100 | 28010 | 10100 | -6100 |
Отчисления: | |||||||
пенсионный фонд | 50418 | 54000 | 57240 | 56020 | 5602 | 2020 | -1220 |
ФСС | 7310,61 | 7830 | 8299,8 | 8122,9 | 812,29 | 292,9 | -176,9 |
МС | 7814,79 | 8370 | 8872,2 | 8683,1 | 868,31 | 313,1 | -189,1 |
Производственная с-сть | 551026 | 592658 | 616995,25 | 612251 | 61225,1 | 19593,5 | -4744,25 |
Общепроизв-е расходы | 105840 | 120000 | 120000 | 117600 | 11760 | -2400 | -2400 |
Общехозяйственные расходы | 1369678 | 1510000 | 1600000 | 1521864 | 152186,4 | 11864 | -78136 |
Производственная с-сть | 2026544 | 2222658 | 2336995,25 | 2251715 | 225171,5 | 29057,5 | -85280,3 |
Расходы по реализации 3% | 60796,3 | 66679,7 | 70109,8575 | 67551,45 | 6755,145 | 871,725 | -2558,41 |
Полная себестоимость | 2087340 | 2289337 | 2407105,108 | 2319266 | 231926,65 | 29929,225 | -87838,7 |
НДС 10% | 208734 | 228933,7 | 240710,5 | 231926,6 | 23192,7 | 2992,9 | -8783,9 |
Рентабельность 5% | 104367 | 114467 | 120355,2554 | 115963,3 | 11596,332 | 1496,46125 | -4391,93 |
Продажная цена | 2296074 | 2518270,7 | 2647815,6 | 2551192,6 | 255119,35 | 32922,125 | -96622,6 |
Для того чтобы определить за счет каких статей калькуляции произошло увеличение или снижение себестоимости продукции, необходимо проанализировать способом сравнения Таблицу № 4.
Из данных таблицы №4 видно, что в 2009 году наблюдается увеличение полной себестоимости, по сравнению с 2008 годом. Это в первую очередь связано с тем, что был увеличен объем выпуска продукции. Так в 2009 году фактический расход материалов составил 259325 тыс. руб., что на 2942 руб. больше, чем должно быть по норме и в 2 раза больше, чем было запланировано. Также были увеличены общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Соответственно их сумма в 2008 году составила 105840 рублей и 1369678 рублей, а в 2009 году – 117600 рублей и 1521864 рублей. Заработная плата в 2009 году составила 280100 тыс. руб., что на 28010 больше, чем в 2008. В динамики видно улучшение работы предприятия, т. к. план был перевыполнен.
Таблица № 5 . Структура производства продукции (тыс. руб.)
Вид продукции | 2008г | 2009г | Отклонение2009 от 2008 в % | ||
å | % | å | % | ||
1. Хлеб "Дарницкий" | 56213 | 30,55 | 36514 | 25,82 | -4,73 |
2. Батон «Нальчикский» | 52364 | 28,46 | 46169 | 32,64 | 4,18 |
3. Хлеб заводской формовой | 75423 | 40,99 | 58756 | 41,54 | 0,55 |
Итого | 184000 | 100 | 141439 | 100 | 0 |
Выше приведенная таблица №5 показывает, что за весь рассматриваемый период в 2008 году наибольший удельный вес приходится на производство «Хлеб заводской формовой» 40,99%, второе место занимает Хлеб "Дарницкий" 30,55%. В отчетном году на первом месте остается «Хлеб заводской формовой», что на 0,55% больше, по сравнению с 2008 годом. В динамике стабильное увеличение удельного веса можно увидеть по второму виду продукции. (Возможно, здесь повлиял спрос на данный вид продукции). В отчетном году уменьшение удельного веса на 4,73% произошло по первому виду продукции.
Для оптимизации структуры выпускаемой (реализуемой) продукции необходимо сделать расчет таких показателей, как:
При
оптимизации выпускаемой (реализуемой)
продукции ориентиром будет выступать
коэффициент маржинального дохода,
так как он является показателем рыночной
экономики.
Таблица № 6. Ассортиментный анализ и оптимизация структуры выпускаемой продукции.(тыс. руб.)
Год производства продукции | Постоянные расходы | Переменные расходы | Выручка от продаж | Прибыль от продаж | R | Маржинальный доход | Коэф-нт марж-го дохода | Точкабезубыточности |
Хлеб "Дарницкий" | ||||||||
2008 | 120000 | 902963 | 3068888 | 2045925 | 0,67 | 2165925 | 0,71 | 170027,4 |
2009 | 250000 | 886625 | 3409875 | 2273250 | 0,67 | 2523250 | 0,74 | 337845,5 |
Батон «Нальчикский» | ||||||||
2008 | 150000 | 3995040 | 7599240 | 3454200 | 0,45 | 3604200 | 0,47 | 316266 |
2009 | 130000 | 3708000 | 7676000 | 3838000 | 0,50 | 3968000 | 0,52 | 251481,9 |
Хлеб заводской формовой | ||||||||
2008 | 130000 | 3366140 | 17480700 | 13984560 | 0,80 | 14114560 | 0,81 | 161003,3 |
2009 | 115000 | 15423400 | 31076800 | 15538400 | 0,50 | 15653400 | 0,50 | 228310,3 |