Нормативный метод учета затрат и калькулирования: сущность, возможности, сфера применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере конкретного предприятия, нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

•изучить суть понятия себестоимость продукции;
•осуществить анализ структуры производства и результатов калькулирования продукции для принятия управленческий решений;
•составить нормативную калькуляцию на каждое изделие и определить финансовый результат от реализации каждого вида продукции
•оценить влияние цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы нормативного учета затрат и калькулирования себестоимости. 5
1.1.Понятие калькуляция. Нормативный метод учета затрат 5
1.2. Общая схема учета затрат и калькулирования себестоимости продукции(работ, услуг). 9
2.Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (на примере ООО «Нальчикхлеб»). 13
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Нальчикхлеб» 13
2.2.Учетная политика в части учета затрат в ООО «Нальчикхлеб» 15
2.3. Анализ калькулирования себестоимости продукции в ООО «Нальчикхлеб» 19
2.4.Оценка влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации. 23
3.Нормативная калькуляция в ООО «Нальчикхлеб» и определение финансового результата. 29
Заключение. 43
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 567.00 Кб (Скачать)
 

     По  данным таблицы № 6 в 2008 году наибольшее значение коэффициента маржинального дохода  приходится на выпуск «Хлеб заводской формовой», в 2009 году – Хлеб "Дарницкий". Наименьшее значение коэффициента в 2008 году приходилось на выпуск Батон «Нальчикский», а в 2009 – на выпуск «Хлеб заводской формовой». Необходимо было увеличивать объем продаж тех видов продукции, у которых наименьшее значение коэффициента маржинального дохода и увеличить  объем продаж тех видов продукции, у которых коэффициент маржинального дохода принимает максимальное значение. В 2009 году на каждые 100 рублей реализации Хлеб "Дарницкий" маржинальный доход составил 74 рубля, Хлеб "Дарницкий"– 52 рубля и Хлеб заводской формовой – 50 рублей. Объем производства (продаж) достигает точки безубыточности, следовательно, делаем вывод, что производство на данном предприятии является безубыточным.

     2.4.Оценка влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации.

 

     Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловленности.

     Задачей анализа является изучение этих связей и их количественная оценка. При  этом одни показатели выступают в  качестве факторов, обуславливающих  изменение других показателей. Показатели первой группы (которые влияют на другие показатели) называются факторными. Показатели второй группы, на которые влияют факторы, называются результативными показателями.

     Понимание цели, содержание, знание процедур факторного анализа очень важно для управления предприятием, поскольку позволяет оценить долю влияния каждого фактора на конечный результат, спрогнозировать возможное изменение совокупного показателя при изменении факторов, т. е. найти на этой основе оптимальное в данной ситуации решение.

     Следовательно, овладение методикой его проведения является эффективным рычагом управления экономикой предприятия.

     В зависимости от характера связи  между факторными и результативными  показателями различают:

  • детерминированный факторный анализ – это если между факторными и результативными показателями существует функциональная связь, т. е. когда одному значению факторного показателя соответствует одно и вполне определенное значение результативного показателя.
  • стохастический факторный анализ – это если между факторным и результативным показателями существует стохастическая связь, т. е. когда одному значению факторного показателя  может соответствовать несколько значений результативного показателя.

     По  количеству факторных показателей, участвующих в анализе различают:

  • однофакторный анализ – если в анализе участвует один факторный и один результативный показатель
  • многофакторный анализ – если в анализе участвует два и более факторных показателей и один результативный показатель.

     Для того, чтобы дать количественную оценку влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль, используем метод цепных подстановок. Но для начала определим, как  в динамике изменялась прибыль.

     Таблица № 7. Оценка влияния показателей на прибыль (тыс. руб.)

ПОКАЗАТЕЛЬ условное  обозначение 2008 2009 2009 в % к
план факт 2008 плану
Объем продаж: q 37143 40500 41270 111,111 101,901
Батон «Нальчикский»   13817 15300 15352 111,110 100,340
Хлеб  заводской формовой   17481 19423 19423 111,109 100,000
Хлеб  «Дарницкий»   5846 5777 6495 111,102 112,429
Цена  реализации: P      
Батон «Нальчикский»   1350 1150 1500 111,111 130,435
Хлеб  заводской формовой   3420 3800 3800 111,111 100,000
Хлеб  «Дарницкий»   4140 4200 4600 111,111 109,524
Себестоимость: С      
Батон «Нальчикский»   1125 900 1250 111,111 138,889
Хлеб  заводской формовой   2700 2900 3000 111,111 103,448
Хлеб "Дарницкий»   3825 3850 4250 111,111 110,390
Прибыль: П 19484685 23327650 21649650 111,111 92,807
Батон «Нальчикский»   3454200 3825000 3838000 111,111 100,340
Хлеб  заводской формовой   13984560 17480700 15538400 111,111 88,889
Хлеб "Дарницкий»   2045925 2021950 2273250 111,111 112,429
 

     По  данным таблицы № 7 можно сказать, что в динамике в отчетном  2009 году к 2008 году и к плану прибыль от реализации Батон «Нальчикский» увеличилась. Также наблюдается  увеличение прибыли от продажи Хлеб "Дарницкий». В 2009  году к плану заметно снижение прибыли по «Хлеб заводской формовой», план был не довыполнен на 11,111%. Это было связано с увеличением себестоимости. В целом предприятие в 2009 году к 2008 году план перевыполнила, а в отчетном году очевидно недовыполнение плана на 7,193 %.

     Для дальнейшего анализа необходимо построить факторную модель, которая  является смешанной, на первом месте стоит количественный показатель, на последующем – качественный. Расчеты выполняются за 2009 год по каждому виду продукции.

     П = q * (P – C) – факторная модель прибыли

     1. Батон «Нальчикский»

     П0 =15300*(1150-900)=3825000

     П1=15352*(1500-1250)=3838000

     1 расчет = П0 =q0 *(p0 – c0)=3825000

     2 расчет = П =q1 *p0 – c0)=15352(1150-900)=3838000

     3 расчет = П =q1*(p1– c0)=15300(1500-900)=9180000

     4 расчет = П =q1*(p1– c1)=3838000

       Пq = 2 расчет – 1 расчет = 3838000-3825000 = 13000

       Пр = 3-2= 9180000-3838000 = 5342000

       Пс = 4-3=3838000-9180000 = -5342000

       П = П1 - П0 =3838000-3825000=13000

       П =    Пq +    Пр  +     Пс = 13000+5342000-5342000=13000

     13000=13000 

     Факторы      Абсолютное  изменение      Удельный  вес влияния
     q      13000      100
     P      5342000      41092
     C      -5342000      -41092
     П      13000      100
 

     За  счет перевыполнения плана по объему продаж, план по прибыли составил 13000 рублей. За счет перевыполнения плана  по цене реализации, план по прибыли  составил 5342000. Эти два фактора  оказали положительное влияние  на прибыль организации. План по себестоимости был недовыполнен и составил 5342000, что на прибыль организации оказало отрицательное влияние. Наибольшее влияние было оказано со стороны таких факторов как цена и себестоимость продукции. 

     2. Хлеб заводской формовой

     П0 =19423*(3800-2900)=17480700

     П1=19423*(3800-3000)=15538400

     1 расчет = П0 =q0 *(p0 – c0)=17480700

     2 расчет = П =q1 *p0 – c0)=19423(3800-2900)=17480700

     3 расчет = П =q1*(p1– c0)=19423(3800-2900)=17480700

     4 расчет = П =q1*(p1– c1)=15538400

       Пq = 2 расчет – 1 расчет = 0

       Пр = 3-2= 0

       Пс = 4-3=-1942300

       П = П1 - П0 =15538400-17480700=-1942300

       П =    Пq +    Пр  +     Пс = -1942300

     -1942300=-1942300 

     Факторы      Абсолютное  изменение      Удельный  вес влияния
     q      0      0
     P      0      0
     C      -1942300      100
     П      -1942300      100
 

     Из- за того, что фактически выросла себестоимость продукции, план по прибыли снизился на 1942300 рублей, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия. 

     3. Хлеб "Дарницкий"

     П0 =5777*(4200-3850)=2021950

     П1=6495*(4600-4250)=2273250

     1 расчет = П0 =q0 *(p0 – c0)=2021950

     2 расчет = П =q1 *p0 – c0)=15352(1150-900)=2273250

     3 расчет = П =q1*(p1– c0)=15300(1500-900)=4871250

     4 расчет = П =q1*(p1– c1)=2273250

       Пq = 2 расчет – 1 расчет = 2273250-2021950 = 251300

       Пр = 3-2= 4871250-2273250 = 2598000

       Пс = 4-3=2273250-4871250 = -2598000

       П = П1 - П0 =2273250-2021950=251300

       П =    Пq +    Пр  +     Пс = 251300

     251300=251300 

     Факторы      Абсолютное  изменение      Удельный  вес влияния
     q      251300      100
     P      2598000      1034
     C      -2598000      -1034
     П      251300      100
 

     Положительное влияние на прибыль оказали объем продаж и цена реализации. За счет превышения плана по объему продаж, план по прибыли составил 251300 рублей. А за счет перевыполнения плана по цене реализации, план по прибыли составил 2598000 рублей.

 

      3.Нормативная калькуляция в ООО «Нальчикхлеб» и определение финансового результата.

 

     По  карте расходов материалов, представляемой производственным отделом, бухгалтерией была сформирована следующая информация о затратах основных материалов: 

     Таблица № 8.    Батон «Нальчикский»

Позиция Ед. измерения Количество Цена за ед., руб.
Дрожжи  «Браво» кг. 3,50 71,28
Соль кг. 5,00 16,50
Сахар кг. 2,40 22,00
Аромотизатор кг. 0,20 33,00
Улучшитель 7000 кг. 2,00 6,00
Мука  в.с. кг. 16,00 5,50
Растительное  масло в тесто и на смазку форм кг. 2,00 12,50
Вода  очищенная кг. 2,00 8,00

Информация о работе Нормативный метод учета затрат и калькулирования: сущность, возможности, сфера применения