Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:22, курс лекций
По мнению американских ученых по бухгалтерскому учету Э.С Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда, теория бухгалтерского учета была определена как взаимосвязанный набор логических принципов, которые:
-обеспечивают лучшее понимание соответствующей практики специалистами;
- дают концептуальную основу для оценки, существующей учетной практики;
- направляют развитие новых практических методов и процедур.
Все мемориальные ордера ежемесячно записываются в регистр синтетического учета , называемый «журнал-Главная», в хронологическом порядке. Предварительно по каждому счету указываются начальные остатки, затем все операции по документам в разрезе дебета и кредита корреспондирующих счетов, после чего определяются обороты и остатки на конец отчетного периода. При мемориально-ордерной форме учета на основе первичных документов или группировочных ведомостей составляются мемориальные ордера. Мемориальный ордер представляет собой документ бухгалтерского оформления , в котором указываются корреспонденция счетов, порядковый номер регистрации мемориального ордера в хронологическом журнале, дата, краткое содержание хозяйственной операции со ссылкой на документ, которым она оформлена, стоимостные показатели и подпись лица, составившего мемориальный ордер. Мемориальный ордер может быть оформлен в виде отдельного листка, прикрепляемого к документу, или в виде штампа, накладываемого на документ. Все мемориальные ордера регистрируются в регистрационном журнале в хронологическом порядке. На основе мемориальных ордеров делают записи в Главную книгу. Мемориально-ордерная форма учета сейчас применяется редко, в основном в бюджетных организациях.
Мемориальный ордер №___
Первичные документы по бухгалтерскому учету за ____200__г
По счету №____ количество документов
№ документа, содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма | |
Д |
К | ||
Регистрационный журнал
за ____200__г
Дата составления |
Сумма по мемориальному ордеру | |
Главная книга
Счет №___
Дата |
№ мемориального ордера |
С кредита счетов |
Итого по дебету |
Дата |
В дебет счетов |
Итого по кредиту | ||||
Журнально-ордерная форма
учета является более прогрессивной
формой бухгалтерского учета. Она создавалась
на базе совершенствования мемориально-
Главная книга представляет собой систематический регистр, который ведется по синтетическим счетам. Она предназначена для обобщения данных текущего учета и проверки записей по отдельным счетам. Для каждого синтетического счета в Главной книге отводится отдельная страница. Кредитовые обороты переносятся в Главную книгу одной суммой из соответствующего журнала-ордера. Дебетовые обороты записываются отдельными суммами из разных журналов-ордеров в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Таким образом, Главная книга отражает суммы как кредитовых так и дебетовых оборотов по каждому синтетическому счету. На конец месяца по каждому синтетическому счету выводится остаток , который записывается в отдельную графу соответствующей страницы Главной книги. Главная книга открывается на год. После сверки итогов и подсчета сальдо по счетам непосредственно на основании Главной книги составляется баланс. Правильность записей в Главной книге проверяется путем подсчетов сумм оборотов и остатков по всем счетам. Суммы кредитовых и дебетовых оборотов должны быть соответственно равны.
Журнал-ордер №1
По кредиту счета «Денежные средства в кассе»
В дебет счетов
Дата (или за какие числа) |
Счет № |
Счет № |
Счет № |
И т.д. |
Итого |
Итого |
С целью рационализации бухгалтерского учета применяются средства автоматизации. Автоматизированная форма учета представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса, начиная от документирования хозяйственных операций до составления финансовой отчетности.
В настоящее время используется утвержденный пакет учетных регистров, который включает 14 журналов-ордеров и 12 ведомостей к ним, а также Главную книгу и разработочные таблицы. Для организаций малого и среднего бизнеса используется упрощенная форма учета, рекомендованная НСФО 1,2.
4.5 Способы исправления ошибочных бухгалтерских записей.
Записи в первичные и учетные регистры производятся вручную или на машинах в зависимости от формы и системы записей. Они должны быть сделаны аккуратно, четко, без подчисток и зачеркивания. Все обнаруженные ошибки подлежат исправлению специальными способами. Существуют три способы исправления ошибок: корректурный метод, дополнительная и сторнировочная запись.
Корректурный метод применяют в тех случаях, когда ошибка замечена в течение учетного периода (месяца, квартал) до составления баланса, носит частный характер. При этом исправления в документах или учетных регистрах производятся путем зачеркивания или оговорок. Ошибочная запись суммы или текста зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочитать ошибочно написанное. Затем вписывается правильная сумма или текст с указанием даты исправления и подписью должностного лица, сделавшего исправление. В зависимости от исправления существуют три вида оговорок: «исправленному верить», «вписанному верить», «зачеркнутое исправление».
Дополнительная запись применяется, когда корреспонденция счетов указана правильно, а сумма занижена.
Допустим, отпущены материалы со склада на сумму 45000 тенге на основания первичных документов, при обработке документов в бухгалтерии сделана запись только на сумму 30000 тенге.
Дебет 8110 « Основное производство»
Кредит 1310 « Сырье и материалы»
на сумму 30000 тенге.
При проверке обнаружена ошибка и сделана дополнительная запись.
Дебет 8110 «Основное производство»
Кредит 1310 «Сырье и материалы на сумму 15000 тенге.
Сторнировочная запись выполняется при необходимости аннулировать частично или полностью ошибочную запись. В первом варианте устраняется превышение ошибочного показателя при правильной корреспонденции счетов.
Пример. В бухгалтерии ошибочно начислена оплата труда рабочим основного производства в сумме 2400000 тенге. Вместо 2000000 тенге.
Рассмотрим записи на бухгалтерских счетах ошибочная запись :
Дебет счета 8113 «Оплата труда производственных рабочих»
Кредит счета 3350 «Краткосрочная кредиторская задолженность по оплате труда» на сумму 2400000 тенге.
Затем выявлена сумма превышения в размере 240000 тенге. Обнаруженная ошибка исправляется путем составления сторнировочной записи:
Дебет счета 8110 «Оплата труда производственных рабочих»
Кредит счета 3350«Краткосрочная кредиторская задолженность по оплате труда» на сумму 400000 тенге.
Во втором варианте, когда ошибка допущена не только в сумме, но и корреспонденции счетов, необходимо сторнировочной записью полностью аннулировать ошибочную и выполнить запись с верной корреспонденцией счетов на верную сумму.
Пример: При обработке в бухгалтерии первичных документов по приходу материалов сделана ошибочная запись в корреспонденции счетов:
Ошибочная запись:
Дебет счета 1310 «Топливо»
Кредит счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» на сумму 50000 тенге.
Обнаруженная ошибка исправляется путем составления сторнировочной записи:
Дебет счета 1310 «Топливо»
Кредит счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» на сумму 50000 тенге.
Затем оприходование запасных частей отражается правильной записью:
Дебет счета 1310 «Запасные части»
Кредит счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность по оплате труда» на сумму 50000 тенге.
Лекция №4.Вопросы или тесты для самоконтроля
1. Из каких этапов состоит учетный цикл?
2. Какова цель каждого из шагов учетного цикла?
3. Какие существуют формы бухгалтерского учета?
4. Первый способ исправления ошибок?
5. Что такое первичный бухгалтерский документ?
6. В чем различие первичных от сводных бухгалтерских документов?
Лекция №5. Учет денежных СРЕДСТВ И ИХ эквивалентов
1. Определение текущих активов и их классификация
2. Денежные средства и их эквиваленты
3. Учет денежных средств в кассе
4. Учет операций по банковскому счету
5.1 Определение текущих активов и их классификация
В соответствии с позицией FASB любой актив (как статья) имеет три существенные характеристики:
1. Он воплощает вероятную будущую выгоду, обеспечиваемую (или в комбинации с другими активами) способность прямо или косвенно создавать будущий прирост денежных средств;
2. Благодаря активам хозяйственная единица может получить выгоду или управлять ею другими способами;
3. Хозяйственные операции или другие события, обеспечивающие увеличение прав на выгоду или контроль над ней, уже имели место.
Вероятная будущая выгода. Прежде всего, права на будущую выгоду или потенциальные услуги должны иметь место. Будущая экономическая выгода, заключенная в активе – это потенциал, который войдет прямо или косвенно, в поток денежных средств или их эквивалентов организации. Потенциал может быть производительным, то есть быть частью операционной деятельности организации. Он также может принимать форму конвертируемости в денежные средства или их эквиваленты, способности сокращать отток денежных средств, как, например, альтернативный производственный процесс снижает производственные затраты. Организация обычно используют свои активы для производства товаров и услуг, способных удовлетворить желания или потребности покупателей; поскольку товары и услуги могут удовлетворять желания и потребности покупатели готовы платить за них и тем самым увеличить поток денежных средств организации. Сами денежные средства обслуживают организация, благодаря своей значимости по отношению к другим ресурсам организации.
Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, могут поступать организации разными путями. Например, актив может быть:
1. Использован отдельно или в сочетании с другими активами при производстве товаров и услуг, продаваемых организациям;
2. Обменен на другие активы;
3. Использован для погашения обязательства; или распределен среди собственников организации.
Управление. Управление наличностью заключается в управлении денежными средствами организации с целью получения наличных денег и дохода по процентам с “мертвых” денежных средств.Права на будущую выгоду распространяются на определенную организацию. Например, право на выгоду от использования общественных дорог не представляет собой актив. В некоторых случаях права могут быть разделены между несколькими организациими. Организация может трансформировать или утилизировать права на активы, при этом их, изменяя и, следовательно, получая иные оценки. Права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законны или иметь доказательство возможности их получения.