Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:22, курс лекций
По мнению американских ученых по бухгалтерскому учету Э.С Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда, теория бухгалтерского учета была определена как взаимосвязанный набор логических принципов, которые:
-обеспечивают лучшее понимание соответствующей практики специалистами;
- дают концептуальную основу для оценки, существующей учетной практики;
- направляют развитие новых практических методов и процедур.
А + 680000 = СК + 680000
Четвертый тип изменения в бухгалтерском балансе за счет хозяйственных операции, когда происходит уменьшение актива, собственного капитала или обязательств и выражается уравнением:
А - И = СК - И или О - И
Пример. Перечислено с денег с текущих и корреспондентских счетов национальной валюте организации задолженность банку по займу ( кредиту) банку в сумме 800000 тенге.
Статья «Деньги в текущих и корреспондентских счетах в национальной валюте» уменьшается на сумму 800000 тенге и статья «Счета к оплате« уменьшается на сумму 800000 тенге и выражается уравнением.
А+ 800000 = СК + 800000
Рассмотренные четыре типа
изменения хозяйственных
Лекция №2.Вопросы или тесты для самоконтроля
Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.
1. Назовите элементы финансовой отчетности.
2. Что такое бухгалтерский баланс?
3. Назовите элементы Отчета о прибылях и убытках
4. Первый тип изменения в бухгалтерском балансе?
5. Второй тип изменения в бухгалтерском балансе?
6. Третий тип изменения в бухгалтерском балансе?
7. Четвертый тип изменения в бухгалтерском балансе?
Лекция №3. СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
1. Понятие о бухгалтерских счетах
2. Виды счетов
2 Сущность двойной записи.
3.1 Понятие о бухгалтерских счетах и их классификация
Счет - основная единица хранения информации в системе бухгалтерского учета.
Бухгалтерский счет - является
важнейшим элементом
Бухгалтерские счета открываются на каждый вид актива, собственного капитала и обязательства. Совокупность всех счетов с соответствующими номерами (кодами) называется планом счетов. Приказом Министра финансов РК от 28.02.2007 г. был утвержден Типовой план счетов. На базе этого плана счетов каждая организация должна разработать рабочий план счетов в соответствии со спецификой деятельности организации, который утверждается руководителем организации. Рабочий план счетов представляет собой систему регистрации и группировки операций в бухгалтерском учете и содержит полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Для банковских организаций план счетов утверждается Национальным банком РК, для бюджетных - Министерством финансов РК.
Синтетические счета бухгалтерского
учета в рабочем плане счетов
открываются в порядке
1 раздел – «Краткосрочные активы»,
2 раздел – «Долгосрочные активы»,
3 раздел – «Краткосрочные обязательства»,
4 раздел – «Долгосрочные обязательства»,
5 раздел – «Капитал и резервы»,
6 раздел – «Доходы»,
7 раздел – «Расходы»,
8 раздел - «Счета производственного учета».
Счета, на которых
осуществляется учет активов и пассивов
и хозяйственных процессов
Синтетические счета еще называются счетами первого порядка.
Счет бухгалтерского учета – способ группировки и учета однородных по экономическому содержанию объектов бухгалтерского учета.
Счета бухгалтерского учета бывают синтетическими и аналитическими. Синтетические счета дают обобщенные показатели об экономических ресурсах и операциях. Они ведутся только в денежном выражении. Аналитические счета служат для подробной характеристики объектов учета. Аналитические счета, отражающие материальные запасы и расчеты по заработной плате, содержат не только денежные, но и натуральные показатели.
Бухгалтерские счета предназначены для отражения на них результатов воздействия фактов хозяйственной жизни. Природа экономического воздействия на бухгалтерские счета могут иметь два направление: увеличение (=) или уменьшение (-). В этой связи счет разбивается на две информационные зоны, каждая из которых (в зависимости от отражаемого на счета объекта наблюдения) предназначена для учета изменений, направленных на увеличение или уменьшение величины показатели, характеризующегося объекта наблюдения на начало отчетного периода (такой показатель называется начальное сальдо). Исторически сложилось, что левая часть счета называется дебет, а правая - кредит.
Простейшей формой счета является так называемый Т-счет. В таких счетах все увеличения записываются на одной стороне (левой), а уменьшения - на другой (правой). Обычно вместо того, чтобы говорить или писать «поместить в левую часть Т-счета», применяют слово «дебетовать». Дебет означает левую сторону Т-счета, кредит - правую. Дебет и кредит обычно пишутся сокращенно Д-т и К-т. Основные элементы бухгалтерского учета: название, левая часть – дебет, правая - кредит.
М
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ
Название счета
Левая часть - Дебет |
Правая часть - Кредит |
Рис.1 . Модель бухгалтерского счета
Расположение начального сальдо (в дебете или кредите счета) для счетов актива, капитала и обязательства зависит от местонахождения объекта учета в бухгалтерском балансе.
Зависимости от вида сальдо счета подразделяются на активные, пассивные.
Активный счет (А) – счет
бухгалтерского учета, увеличение которого
отражается по дебету, а уменьшение
– по кредиту. Сальдо по активному
счету может быть только дебетовое.
СЧЕТА АКТИВОВ
Начальное сальдо (НС) |
Хозяйственные операции, учитывающие уменьшение, списание или выбытие активов (-) |
Хозяйственные операции, отражающие увеличение активов |
|
Дебетовый оборот (ДО) |
Кредитовый оборот ( КО) |
Конечное сальдо |
Рис.2. Структура счетов с дебетовым сальдо.
Пассивный счет (П)) – счет бухгалтерского учета, увеличение которого отражается по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо по пассивному счету сальдо по кредитовое
СЧЕТА КАПИТАЛА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Сальдо начальное (СНК) | |
Хозяйственные операции, отражающие уменьшение или расходование капитала, обязательства (-) |
Хозяйственные операции, учитывающие увеличение или формирование капитала, обязательства (+) |
Дебетовый оборот ( ДО) |
Кредитовый оборот (КО) |
Сальдо конечное ( СКК) |
Рис. 3. Структура счетов с кредитовым сальдо.
Итоги называются оборотами и их подсчитывают в конце месяца. Разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами называется сальдо счета. Если дебетовая сумма больше кредитовой, то сальдо называется дебетовым. Если наоборот, то - кредитовым. Счета учета активов, расходов и изъятий увеличиваются по дебету и имеют дебетовое сальдо. Счета учета обязательств, собственного капитала, доходов имеют кредитовое сальдо.
3.2 Виды счетов
Важнейшим условием правильного
применения бухгалтерских счетов является
их классификация. Она позволяет
изучить сущность счетов, знать их
общие и отличительные
Обычно выделяют 2 существенных признака группировки счетов: экономическое содержание и назначение и структура.
В зависимости о получения информации об активах или источниках их образования счета делятся на активные и пассивные счета. К активным счетам относят, например счета по учету нематериальных активов, основных средств, инвестиций, денег, запасов, дебиторской задолженности и расходов. К пассивным счетам- счета собственного капитала, обязательств и расходов.
Счета доходов и расходов изменяют величину капитала. Если доходы больше расходов, то получена прибыль. Если расходы больше доходов, то возникают убытки.
Группировка счетов по назначению и структуре показывает, каково строение счетов, для поучения каких показателей они используются. В соответствии с этим признаком можно выделить счета:
1. Основные – предназначены для учета и контроля за наличием и движением активов и их источников; могут быть инвентарными (для учета средств и предметов труда, денежных средств), денежными (для учета денежных средств), расчетными (для учета дебиторской и кредиторской задолженности), счетами капитала (для учета капитала, резервов).
2. регулирующие – для получения развернутой информации , касающейся всесторонней характеристики имеющихся в организации ресурсов, качества ее работы, а также для обеспечения реальности учетных данных. Эти счета еще называют контрарными счетами. Суммы учтенные на данных счетах вычитаются из суммы основного счета, для уточнения оценки имущества. К ним относят: «Амортизация и обесценение основных средств», «Амортизация и обесценение нематериальных активов»
3. распределительные –для учета определенных расходов и последующего их распределения между различными объектами учета. Например, «Накладные расходы». По дебету отражают затраты, а с кредита- списывают их на другие счета после соответствующего распределения. Остатков такие счета не имеют.
4. калькуляционные- позволяют накопить информацию о затратах на производство и исчислить себестоимость продукции. Сальдо на этих счетах показывает незавершенное производство. К ним относят счета «Основное производство», «Вспомогательные производства»
5. сопоставляющие- предназначены для получения показателей, отражающих результаты отдельных хозяйственных процессов путем сопоставления записей по дебету и кредиту счетов. Например, счет «Прибыль (убыток) отчетного года»
6. забалансовые- для учета ценностей, не принадлежащих данной организации, но находящихся в ее временном распоряжении, а также ценностей, требующих усиленного контроля со стороны организации. Особенностью этих счетов является отсутствие двойной записи на них, то есть операцию записывают только в дебет или кредит без корреспонденции с другими счетами.
В зависимости от объектов учета счета подразделяются на постоянные и транзитные.
Постоянные счета (ПС) – счета бухгалтерского учета, на которых учитываются операции и события, связанные с наличием и движением активов, обязательств и собственного капитала. Постоянные счета на конец отчетного имеют сальдо.
Транзитные счета (ТС) – счета бухгалтерского учета, на которых учитываются операции и события, связанных с учетом доходов и расходов, а также учетом затрат, связанных с производством продукции (работ и услуг). Сальдо по транзитным счетам в конце отчетного периода переносится на постоянные счета.
3.3 Сущность двойной записи.
Каждая хозяйственная операция анализируется с точки зрения своего влияния на активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы организации. Эти изменения (увеличение или уменьшение) отражаются по дебету или кредиту соответствующих счетов. При этом для каждой хозяйственной операции сумма по дебету должна быть равна сумме по кредиту. Этот метод расположения счетов описал в XV в. монах Лука Пачоли. Он опирался на основное балансовое уравнение, где
Активы = Обязательства + Капитал,
которое было рассмотрено нами ранее.
Система двойной записи основывается на принципе двойственности, который означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, приобретение, возникновение, которые компенсируют друг друга. В системе двойной записи хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета таким образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму по кредиту.
Правило двойной записи предполагает,
что для отражения любой