Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:22, курс лекций

Краткое описание

По мнению американских ученых по бухгалтерскому учету Э.С Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда, теория бухгалтерского учета была определена как взаимосвязанный набор логических принципов, которые:
-обеспечивают лучшее понимание соответствующей практики специалистами;
- дают концептуальную основу для оценки, существующей учетной практики;
- направляют развитие новых практических методов и процедур.

Файлы: 1 файл

бух лекции.docx

— 500.80 Кб (Скачать)

Каждая хозяйственная  операция обычно бывает оформлена первичным  документом, например счетом - фактурой, квитанцией, чеком.

Выдана из кассы заработная плата работникам организации на сумму 25000 тенге на основании платежной  ведомости.

Дебет счета «Наличность  в кассе»  Кредит счета «Задолженность по оплате труда»  на сумму 25000 тенге.

Любой хозяйственный факт имеет два адреса изменения: одного объекта наблюдения вызывают изменения  на такую величину у другого объекта. Объекты бухгалтерского наблюдения, учитываемые на счетах, вступают между  собой в корреспонденцию, которая  характеризуется адресностью происходящих изменений в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и величиной этих изменений. Адресами корреспонденции выступают классификационные  признаки бухгалтерских счетов, которые  характеризуют объект  бухгалтерского наблюдения, учитываемый на счете. 

 

Лекция №3.Вопросы или тесты для самоконтроля

Чтобы проверить, насколько  хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.

1.       Что такое счета бухгалтерского учета?

2.       Что такое двойная запись?

3.       Какие счета называются активными?

4.       Какие счета называются пассивными?

5.       Какие счета называются транзитными?

6.       Какие счета называются постоянными?

 

 

 Лекция  №4. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1 Учетный цикл

2. Первичные учетные документы  и их содержание

3. Порядок составления  первичных, учетных документов

4. Регистры и формы  бухгалтерского учета

5.  Способы исправления ошибочных бухгалтерских записей. 

 

4.1 Учетный цикл

Учетный цикл - серия  последовательных шагов по анализу, регистрации, накапливанию бухгалтерской информации, ведущих к финансовым отчетам. Этот цикл повторяется каждый отчетный период. Учетный цикл можно разбить на несколько так называемых шагов или ступеней.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ступени учетного цикла

Номер шага

Содержание  шага

Цель

1

Установить операцию или факт для регистрации

Сбор информации в виде первичных документов об операциях

2

Регистрация в  соответствующих ведомостях и журналах

Определить и  описать экономическое влияние  операций на организацию

3

Разноска из ведомостей и журналов в Главную книгу

Способ хранения информации на счетах

4

Подготовка пробного баланса

Составление удобного списка для проверки дебета и кредита  и начальной точки для корректирующих записей

5

Регистрация корректирующих журнальных записей

Регистрация начислений, истечение отсрочек, оценок и других фактов, которые часто не показываются в первичных документах (оформляется бухгалтерскими справками)

6

Регистрация закрытия транзитных счетов

Закрыть транзитные счета и перевести сумму чистого  дохода на нераспределенный доход

7

Подготовить таблицу  (оборотную ведомость)

Проверить равенство  дебета и кредита после закрытия счетов

8

Регистрация в  Главной книге остатков постоянных счетов

 

9

Подготовить финансовые отчеты

Передать обобщенную информацию внешним пользователям


 

 

Любая учетная  система выполняет следующие  функции:

1.  Регистрирует и хранит данные.

2.                Выполняет арифметические операции с данными.

3.                Сортирует и суммирует данные.

4.                Подготавливает отчеты.  

 

4.2 Первичные учетные документы и их содержание

Первичные учетные документы  служат средством обоснования учетных  записей. Они также используются для руководства и управления хозяйственностью деятельностью, с  их помощью осуществляется передача распоряжений от распорядителей к исполнителям.

На основании бухгалтерских  документов контролируется правильность совершенных хозяйственных операции, ведется текущий анализ хозяйственной  деятельности, устанавливаются причины  тех или иных хозяйственных нарушений, т.е документация выполняет контрольно-аналитические  функции.

Документы содержат в себе как экономическую, так и юридическую  информацию. Носителями экономической  информации они становятся первичное  наблюдение и первичная информация фактов хозяйственной жизни с  дальнейшей группировкой и обобщением их цифровых показателей путем учетных  записей в соответствующих бухгалтерских  регистрах.

Носителем юридической информации документы считаются, потому, что  они, как материальные объекты, содержат сведения, необходимые для получения  исчерпывающего представления о  совершенном факты хозяйственной  жизни и обеспечения его доказательной  силы.

Таким образом, первичный учетный документ - это оформленное в установленном порядке письменное свидетельство о совершенном факте хозяйственной жизни, придающее ему юридическую силу. 

 Требование предъявляемые  к документам при оформлении:

- точность и полнота  отражения фактов хозяйственной  жизни;

- своевременность составления  и ясность содержания;

- соблюдение установленных  форм и реквизитов документов.

Классификация первичных  документов.

С целью облегчения обработки  документов, применяемых в бухгалтерском  учете и отличающихся между собой  по форме, содержанию, способу отражения  фактов хозяйственной жизни их группируют по однородным  признакам. Такая группировка называется классификацией первичных документов по однородным признакам. Они классифицируются независимо от средств фиксации по следующим признакам:

- по назначению;

- степени обобщения ( порядку  составления);

- степени охвата фактов  хозяйственной жизни;

- месту составления;

- количеству учетных позиций;

- характеру фактов хозяйственной  жизни.}

4.3 Порядок составления первичных, учетных документов, документирование хозяйственных средств и документооборот.

Документы  должны составляться своевременно, как правило, в момент совершения хозяйственных операций, четко, разборчиво, без подчисток, помарок и других дефектов, вызывающих сомнения в подлинности документа и в правильности хозяйственной операции.

Документы, составленные с  нарушением установленных правил, не имеют юридической (доказательной) силы.

За достоверность сведений, содержащихся в документе и доброкачественное  его оформление  несут ответственность должностные лица, подписавшие документ.

Под стандартизацией документов понимают разработку бланков документов наиболее рационального размера и формы с твердо определенным расположением соответствующих реквизитов. Стандартизация документов упрощает и облегчает их обработку и хранение, сокращает расход бумаги и удешевляет изготовление бланков документов.

Унификация  документов - установление единых форм документов для оформления однотипных хозяйственных операций, совершаемых на предприятиях (хозяйствующих субъектах). Так, унифицированы почти все банковские и кассовые документы, бланки авансовых отчетов, доверенностей. Унификация документов позволяет сосредоточить в одном документе показатели, необходимые для всех видов учета (финансового и управленческого), облегчает их составление, создает условия для централизованного изготовления бланков учетных документов массовыми тиражами, а это удешевляет их стоимость, способствует упрощению форм и приспособлению их для заполнения и обработки на ЭВМ.

Каждый факт хозяйственной  жизни, происходящий на предприятии, подлежит документальному подтверждению. Процесс  отражения совершаемых экономическим  субъектом операций в первичных  документах принято называть документирование хозяйственных операций.

Организация бухгалтерского учета на предприятии немыслима  без создания оптимальной схемы  движения документов, составленной на основе изучения управленческого и  производственного процесса.  Движение документов с момента их возникновения (получения) до сдачи их в архив после обработки и отражения в учете называется документооборотом.  

 Различают три основных  потока документации:

- документы, поступающие  из других  предприятий (входящие);

-документы, отправляемые  в другие предприятия (исходящие)-документы,  создаваемые и используемые работниками  внутри предприятия (внутренние).         

  

При подготовке документов для записи в соответствующие  регистры их проверяют с точки  зрения законности факта хозяйственной  жизни и его целесообразности, полноты и правильности заполнения всех реквизитов, подлинности подписей, четкости и аккуратности оформления, правильности записей цифровых данных, итогов арифметических действий, произведенных  при оформлении документов. В результате анализа содержания бухгалтерских  документов выполняются три основных  бухгалтерский действий:

- стоимостная оценка;

- идентификация во времени;

- классификация в Генеральном  плане счетов бухгалтерского  учета (корреспонденция счетов),  которую обозначают на самих документах.  

 В результате перечисленных  действий формируются основные  информационные сообщения - счетные  записи, описывающие каждый свершившийся  факт хозяйственной жизни и  представляющие вход бухгалтерской  информационной системы экономического  субъекта.           

 

$$002-004-004$3.2.4.4 Регистры и формы  бухгалтерского учета  

 

Система бухгалтерского учета - это комплекс регистров по выбранной форме учета, группировка  аналитических регистров учета  первичных документов. Из этого определения  следует: для того чтобы получить необходимые показатели о хозяйственной  деятельности организации, необходимо сведения, содержащиеся в первичных документах, сгруппировать в соответствии с их экономическим содержанием и зарегистрировать. Такая регистрация осуществляется с помощью учетных регистров, обеспечивающих должную обозримость отраженных в них данных и контроль за сохранностью документов. К ним относятся бухгалтерские книги, карточки, ведомости, журналы. Все они имеют специальное графление в зависимости от требуемых сведений, как для нужд текущего контроля, так и для составления отчетности. Запись хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета называется учетной регистрацией.

Все бухгалтерские  проводки заносятся в регистры.

В книгах, т.е  на сброшюрованных или переплетенных  листах, ведут синтетические счета (Главная книга), сальдовые ведомости (Книга остатков), оборотные ведомости  по аналитическим счетам. Обычно каждой книгой пользуются для записей на протяжении целого года.

Свободные листы  широко применяют для составления  накопительных и группировочных ведомостей за месячный или более  короткий промежуток времени, для ведения  журналов-ордеров.

Карточками называют листы небольшого формата. Чаще всего  карточки используют для аналитического учета.

Систематическими  регистрами называют регистры, которые используются для ведения счетов бухгалтерского учета. Другие регистры называют хронологическими, так как при их заполнении соблюдается хронологический порядок отражения хозяйственных операций вне зависимости от систематизации их по счетам бухгалтерского учета. К синтетическим относят регистры, на которых ведутся записи по синтетическим счетам, к аналитическим-    регистры, на которых производятся записи по аналитическим счетам.

В зависимости  от размещения записей регистры делятся  на :

1. односторонние –записи по дебету и кредиту размещаются рядом, а для записи признаков используются одни и те же графы.

2. двусторонние-  в них записи по дебету размещены в левой стороне, а по кредиту- в правой, причем на каждой стороне регистра графы для заполнения признаков повторяются.

Важнейшим условием правильной организации учета является применение наиболее рациональной формы  бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета следует понимать порядок сочетания различных видов учетных регистров, последовательности и способов проведения учетных записей. Признаками, определяющими особенности отдельных форм бухгалтерского учета, являются внешний вид регистров, их структура, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, техника учетной регистрации.

Существуют следующие формы учета:

1. «журнал-Главная»

2. мемориально-ордерная

3. журнально-ордерная

4. автоматизированная

Форма «журнал-Главная» является разновидностью мемориально-ордерной формы учета, применяется в основном в бюджетных организациях.  

 

Таблица 1.  Форма регистра «журнал-Главная»

Дата (число, месяц)

№ мемориального ордера

Документ и содержание операции

Сумма мемориального ордера

Обороты по синтетическим  счетам

Счет №

Счет №

Д

К

Д

К

01.01

             

И т.д

             

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"