Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:22, курс лекций
По мнению американских ученых по бухгалтерскому учету Э.С Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда, теория бухгалтерского учета была определена как взаимосвязанный набор логических принципов, которые:
-обеспечивают лучшее понимание соответствующей практики специалистами;
- дают концептуальную основу для оценки, существующей учетной практики;
- направляют развитие новых практических методов и процедур.
Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.
Первый опыт построения балансов
принадлежит бухгалтерскому учету.
Балансовое обобщение информации позволяет
выявить финансово-
- по их функциональной
роли в процессе
-по источникам образования
имущества хозяйственной
Бухгалтерские балансы предназначены для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: дату создания организации (регистрации Устава); на начало и конец отчетного периода (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случаях санации банкротства, ликвидации, реорганизации или других предусмотренных для этого случаях.
Бухгалтерский баланс можно
сравнить с моментальным снимком
финансового состояния
- чем располагает предприятие
(имущество,
- за счет каких источников
появилось данное имущество (
Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель финансового состояния экономического субъекта. Информация этой модели, представленная в виде отчетных показателей балансовых строк основной формы финансовой отчетности, выступает несравнимым источником при оценке (анализе) функционирования хозяйственной единицы, ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленной на совершенствование или развитие всей системы управления предприятием. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность получить о количестве и качестве ресурсов организации платежеспособность и финансовую устойчивость организаций и удовлетворять, таким образом, свои информационные потребности.
Бухгалтерский баланс обеспечивает
хороший контроль вложенных собственником
средств, отражая данные о хозяйственных
операциях организации и
2 Бухгалтерский баланс, структура и содержание.
Основным элементом
В мировой практике применяются
две формы бухгалтерского баланса:
горизонтальная и вертикальная. При
горизонтальном форме активы показываются
в левой части баланса, а капитал
и обязательства - в правой. Вертикальная
форма баланса предполагает последовательное
расположение балансовых статей. Бухгалтерский
баланс имеет следующий вид:
Баланс _____________________2000_____
Активы |
Капитал и обязательства |
1.Краткосрочные активы |
Краткосрочные обязательства |
2.Долгосрочные активы |
Долгосрочные обязательства |
Капитал | |
Баланс |
Баланс |
Рис.4. Структура бухгалтерского баланса.
Балансовые статьи объединяются
в группы, а группы - в разделы.
В основе такого объединения лежит
экономическое содержание самих
статей баланса, а порядок расположение
статей на конкретной стороне определен
вертикальными и
Группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить два раздела:
- Долгосрочные активы
- Текущие активы
Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: нематериальные активы, основные средства, незавершенное капитальное строительство, инвестиции в дочерние товарищества, инвестиции в зависимые товарищества, дебиторская задолженность, задолженность должностных лиц акционерного общества, прочая дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.
Второй раздел состоит из текущих активов, которые суммированы в отдельные группы: товарно-материальные запасы, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность, задолженность должностных лиц акционерного общества, прочая дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые инвестиции, денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах.
3. Элементы финансовой отчетности.
Финансовая отчетность организаций обычно должна содержать:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет о движении денежных средств;
4) отчет об изменениях в капитале;
5) информацию об учетной
политике и пояснительную записку.
Финансовая отчетность обычно содержит
заголовки, включающие:
- наименование организации;
- местонахождение организации;
- вид деятельности;
- название отчета;
- дату (для бухгалтерского
баланса) или период времени (для отчета
о результатах
финансово-хозяйственной
деятельности);
- единицу измерения,
в которой представлены финансовые отчеты.
Бухгалтерский баланс
и его элементы
Бухгалтерский баланс представляет финансовое положение организации на отчетную дату, он непосредственно связан с балансовым уравнением. Баланс хорошо отражает окупаемость организации. На основе баланса можно рассчитать многие коэффициенты - ликвидности, финансовой гибкости, окупаемости и т.д.
Бухгалтерский баланс характеризует предприятие как держателя активов, которые равны обязательствам и капиталу. Баланс подобен фотографии.
Как видно из балансового уравнения, бухгалтерский баланс состоит из трех элементов: активы, обязательства, собственный капитал.
Активы - это экономические ресурсы, контролируемые предприятием, как результат прошлых сделок или событий, которые смогут принести экономическую выгоду в будущем. Как следует из вышесказанного, активы имеют три главные характеристики:
- хранят в себе будущие экономические выгоды;
- подтверждают способность
предприятия контролировать будущие экономические
выгоды от их использования;
- являются результатом прошлых сделок или событий.
Такие активы как, например, здания, сооружения и оборудования имеют физическую форму. Но физическая форма не является необходимой для существования актива. Например, патенты и авторские права являются активами, если организация в будущем ожидает получение экономической выгоды от их использования.
Активы, например дебиторская задолженность и собственность, связаны с юридическими правами, включая право на владение.
Обязательства - это обязанность лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и другое, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей.
Из определения обязательства вытекают три его главные характеристики:
- они воплощают в себе уже существующую постоянную (но не будущую) обязанность, которая влечет за собой отток активов или предоставления услуг;
- их выполнение для предприятия является обязательным и почти неизбежным;
- являются результатом прошлых сделок или событий.
Собственный капитал - это активы предприятия после вычета его обязательств. Другими словами, собственный капитал - это остаточная доля владения собственников организации.
Отчет о прибылях и убытках и его элементы
Отчет о прибылях и убытках - это отчет, который измеряет успешность деятельность организации за определенный период. В деловых и инвестиционных кругах он используется для определения рентабельности, инвестиционной ценности, кредитоспособности организации. Он предоставляет инвесторам и кредиторам информацию, с помощью которой они могут прогнозировать объемы будущих денежных потоков.
Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств содержит информацию о поступлении и использовании денежных средств и их эквивалентов за отчетный период.
Информация о движении денежных средств организации должна предоставить пользователям финансовой отчетности основу для оценки способности организации зарабатывать денежные средства, а также для оценки потребностей организации в использовании имеющихся денежных средств. Кроме того, информация, содержащаяся в данном отчете должны удовлетворять потребности различных групп пользователей финансовой отчетности в объективной информации об источниках и направлении использования денежных средств. Наконец, пользователи финансовой отчетности должны оценить влияние инвестиционных и финансовых операций на финансовое положение организации.
Отчет об изменениях в капитале
Отчет об изменениях в капитале обязан предоставить пользователю финансовой отчетности подробную информацию обо всех существенных изменениях в финансовом положении компании, таких как суммарные доходы и расходы.
4. Изменение баланса под влиянием хозяйственных операций и их характеристика
Бухгалтерский баланс, как известно, отражает состояния активов, собственного капитала и обязательств на определенную дату. Однако в процессе хозяйственной деятельности происходит непрерывное изменение активов, собственного капитала и обязательств. Величина активов, собственного капитала и обязательств под влиянием хозяйственных операций увеличивается и уменьшается, в результате чего изменяются и отдельные статьи баланса. В ряде случаев эти изменения вызывают появление новых статей баланса и исчезновение других Существуют четыре типа изменения в бухгалтерском балансе, вызываемые хозяйственными операциями.
Первый тип изменения в бухгалтерском балансе за счет хозяйственных операций - это изменение только в активе бухгалтерского баланса.
Можно выразить в виде уравнения:
А + И - И = СК + О,
где, А - активы
И - изменения ( увеличение)
И - изменения ( уменьшение)
СК - собственный капитал
О - обязательства
Пример. Получено наличные деньги в кассу с текущих и корреспондентских счетов в национальной валюте на сумму 750000 тенге.
В статья « Наличность в кассе» увеличивается на сумму 750000 тенге, а уменьшается в статье «Текущие и корреспондентские счета в национальной валюте» - на сумму 750000 тенге. Итог баланса сохраняется.
Это можно выразить: А +750000 (Касса) - 750000 (Расчетный счет в банке) = СК + О
Второй тип изменения в бухгалтерском балансе за счет хозяйственной операции, когда изменения происходит собственного капитала или обязательства. Итог баланса не изменяется.
А = СК+И - И или О +И - И
Пример. Погашена задолженность поставщика за счет краткосрочного займа (кредита) банка в сумме 900000 тенге.
В статье «Займы банка (кредит)» увеличивается на сумму 900000 тенге, а статья «Счета к оплате»- на сумму 900000 тенге уменьшается и выражается уравнением:
А= СК + 900000 - 900000;
Третий тип изменения в бухгалтерском балансе за счет хозяйственной операции, когда происходит увеличение актива, собственного капитала или обязательства и выражается в виде уравнения.
А + И = СК + И или О+ И;
Пример. Поступили от поставщика материалы на сумму 680000 тенге.
Статья «Счета к оплате» увеличилась на сумму 680000 тенге, и статья «Материалы» увеличились на сумму 680000 тенге и выражается в виде уравнения.