Лекция по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:14, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Файлы: 1 файл

Лекция 1 Основные понятия. Классификация.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Лекция 1.

Сущность  аудита и его значение в системе финансового  контроля в РФ.

Классификация аудита.  

История возникновения аудита 

     Слово «аудит» в переводе с латинского означает «слушание» и применяется  в мировой практике для обозначения  проверки, ревизии. Аудит имеет древнюю историю. Фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля.

     В Римской империи (1 – 26 гг. н. э.) контрольные  функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). После падения Римской империи, аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление – предотвращение ошибок.

     Родина  современного аудита – Англия. Письменные источники, указывающие на существование аудиторства в Англии, восходят к 13-14 вв. Приемы аудита в то время составляли преимущественно в детальной проверке каждой операции.

     В 15-16 вв. аудит получает значительный рывок в развитии, что было обусловлено  такими событиями как открытие Америки, и как следствие увеличения объема товаров, капитала, рабочей силы в  общемировом масштабе. Другая причина – 1494 г. по праву считается датой основания учения о двойной записи, когда итальянский математик Лука Пачолли публикует математический труд под названием «Сумма арифметики, геометрии, дробей, пропорций и пропорциональности», одна из глав которого, называющаяся «Трактат о вычислениях и записях» (Tractatus de computis et scripturis), содержит формулировки основных принципов бухгалтерии (двойная запись, дебет, кредит, баланс и т. п.). 

     Формирование  аудита в современном понимании  началось в середине XIX века в Англии и связано с развитием рыночных отношений. В 1844 году в Англии был принят закон об акционерных компаниях предусматривающий предоставление правлением ежегодного отчета акционерам, подтвержденного независимым аудитором.

      За  этот период аудит прошел несколько  качественных этапов своего развития.

     В середине ХIХ века группой видных бухгалтеров в Шотландии было создано профессиональное объединение, деятельность которого заключалась в проверке бухгалтерских отчетов. К этому же периоду относится начало формирования законодательной базы по аудиту: в Англии принимается ряд законов, предусматривающих проверку бухгалтерских счетов и отчетов независимыми аудиторами, а в 1867 году во Франции выходит закон об обязательном аудите. В дальнейшем аудит распространяется на хозяйственные отношения Германии, Италии, США и других развитых стран.

     Первоначально задача аудита состояла исключительно  в проверке финансово-хозяйственной  деятельности и правильности счетов бухгалтерского учета компаний. По мере развития аудита сформировалось комплексное понятие аудита, включающее в себя наряду с проверкой отчетов сопутствующие аудиту услуги – финансовый анализ, ведение учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, консультирование, которые оказываются как аудиторами, так и аудиторскими фирмами. Среди аудиторских компаний имеются транснациональные гиганты с численностью в несколько тысяч человек, такие как «Ernst and Young», KPMG, «PriсеWaterhouseСоорers», «Deloitte and Touche» (так называемая «большая четверка»).

    В настоящее время в результатах  аудита заинтересованы не только собственники, но и управляющий орган экономического субъекта. Бухгалтерская отчетность стала основным источником информации о финансовом и имущественном положении предприятия. И целью аудита является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

    В России слово аудит в современном  понимании появилось в 1987 году с  образованием акционерного общества «Инаудит», которое было создано с целью  осуществления проверок Финансово-хозяйственной  деятельности предприятий с иностранными инвестициями (современных предприятий). В 1993 году Указом Президента РФ N 2263 от 22.12.1993 г. утверждаются «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», которыми и регулируется аудиторская деятельность в России на протяжении ряда лет.

    Временными  правилами устанавливалось, что  организация государственного регулирования  аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации. Теми же правилами определялся порядок аттестации специалистов в области аудита и лицензирования аудиторской деятельности.

    И только 7 августа 2001 года президентом  В. Путиным был подписан Федеральный  закон №119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности».

    С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее – Закон № 307-ФЗ), предусматривающий переход к новой системе регулирования аудиторской деятельности, отличной от ранее действующей, установленной Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 119-ФЗ), а также изменяющий ряд норм, определяющих правовые основы аудиторской деятельности в РФ. 

    Определение аудита (Понятие аудиторской  деятельности) 

Основными нормативными актами и документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, являются:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов. Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года №696; на данный момент действуют 30 (6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу) стандартов (ПСАД) плюс 6 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД), основанные на официальном переводе международных стандартов аудита);
  • Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ;
  • Методические рекомендации, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ
 
 

Понятие

В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ
аудиторская деятельность деятельность  по проведению аудита и оказанию сопутствующих  аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами
аудит независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения  мнения о достоверности такой  отчетности
аудиторская организация коммерческая  организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов
аудитор физическое  лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной  из саморегулируемых организаций аудиторов
 

    Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

    Под достоверностью отчетности понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

    Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. 

       Необходимо  отметить, что согласно Закону № 307-ФЗ перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. В настоящее время действуют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в отношении следующих сопутствующих аудиту услуг:

    • выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 30);
    • компиляция финансовой информации (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 31);
    • обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 33).
 

       В свою очередь, услуги ранее определенные как сопутствующие Законом № 119-ФЗ, с 1 января 2009 г. в смысле нового Федерального закона № 307-ФЗ определены как прочие услуги, в частности:

    1) постановка, восстановление и ведение  бухгалтерского учета, составление  бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

    2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового  учета, составление налоговых  расчетов и деклараций;

    3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных  предпринимателей, экономическое и  финансовое консультирование;

    4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реорганизацией организаций или  их приватизацией;

    5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью,  включая консультации по правовым  вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

    6) автоматизация бухгалтерского учета  и внедрение информационных технологий;

    7) оценочная деятельность;

    8) разработка и анализ инвестиционных  проектов, составление бизнес-планов;

    9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

    10) обучение в областях, связанных  с аудиторской деятельностью. 

    Коммерческая  организация приобретает право  осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

    Коммерческая  организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

    Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской  и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную  тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (получение специального допуска).

    Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам  запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг, а также прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

    Аудит не заменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. 

Информация о работе Лекция по "Бухгалтерскому учету и аудиту"