Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция
Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.
При изучении локальных
актов необходимо установить, имеется
ли утвержденное в установленном
порядке Положение о
При проверке соответствия
бухгалтерского учета и отчетности
действующей нормативно-правово
-выполняются ли главным
бухгалтером обязанности,
-своевременно ли
-ведутся ли все
предусмотренные инструкциями
-соответствие остатков
на начало года в учетных
регистрах данным за
-наличие подлинных
документов, своевременность и
-правильно ли оформлены
и составлены регистры
-соответствуют ли итоги остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов книги «Журнал-главная» и показателям финансовой отчетности. При выявлении несоответствий следует вычислить величину отклонений по каждому из бухгалтерских счетов.
Величина отклонения показателей финансовой отчетности от итоговых остатков аналитических счетов будет свидетельствовать о величине искажения финансовой отчетности.
Необходимо учесть, что искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
-выполняются ли предложения по результатам предыдущих проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности;
-соблюдаются ли установленные
правила хранения в
При анализе отчетности по составу и содержанию необходимо установить:
1)правильность составления отчетности в объемах и по формам, установленным Министерством финансов РФ;
2)правильность и полноту
заполнения показателей,
3)соответствие данных
синтетического и
Пример проверки организации первичного учета на участке списания сырья, материалов и полуфабрикатов в производство
Процедура 1 "Проверка достоверности (полноты и точности) фактов списания ТМЦ в производство"
Процедура 2 "Проверка
оперативности регистрации
Процедура 3 "Проверка законности первичной учетной документации (ПУД), оформляющей списание ТМЦ в производство"
Процедура 4 "Проверка соблюдения графика документооборота"
Процедура 5 "Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах"
Процедура 6 "Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД"
Хозяйственные операции по списанию товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в производство в большой промышленной организации относятся к операциям с повышенным уровнем риска по следующим причинам:
1. Вероятность
2. Вероятность хищения
товарно-материальных
3. Огромный объем совершаемых
операций и соответственно
отсутствие оправдательных документов;
несанкционированное списание ТМЦ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу);
утеря документов.
4. Искажение фактов
списания ТМЦ вследствие
Основная цель проверки системы организации первичного учета (СОПУ) на этом участке- установить достоверность фактов списания ТМЦ в производство и гарантировать качество оправдательной первичной документации. Это необходимо для того, чтобы при дальнейшей проверке данного участка учета аудитор мог с уверенностью опираться на данные первичного учета (в частности, при проверке соответствия корреспонденций счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах учета, способов списания ТМЦ, сумм, списанных на себестоимость произведенной продукции, и т.д.).
При проведении проверки первичного учета на данном участке проверке подвергаются три подсистемы, входящие в СОПУ (система сбора и регистрации оперативного факта, система ПУД, система организации работы с документацией). Также учитываются результаты анализа четвертой подсистемы СОПУ (среда функционирования СОПУ) и анализа системы внутреннего контроля (СВК) на данном участке, после чего выявляются типичные ошибки и нарушения, свойственные построению системы первичного учета на данном участке для организации, определяется перечень рекомендаций руководству фирмы и дается заключение о качественности и достоверности системы первичного учета в данной организации для проведения следующих этапов проверки.
Оценивая состояние СВК на проверяемом участке учета, ревизору следует воспользоваться результатами опроса, проведенного среди респондентов, имеющих отношение к данному разделу учета. Среди них: главный бухгалтер, старший бухгалтер материальной группы, заведующие складами, работники складов, работники службы внутреннего контроля.
Процедура 1 "Проверка достоверности (полноты и точности) фактов списания ТМЦ в производство"
На данном этапе ревизору следует убедиться в том, что при списании ТМЦ в производство измерение (либо подсчет) количественных показателей производится с достаточной степенью точности и измерению либо подсчету подвергаются все без исключения ТМЦ, списываемые в производство. Процедура проводится ревизором с помощью методов наблюдения и пересчета. При необходимости можно использовать метод опроса персонала. Проверяющий должен выяснить, какие способы, приемы и технические средства используются в организации при измерении ТМЦ, оценить состояние весового хозяйства и измерительных приборов, проверить, как часто должна производиться поверка приборов и когда производилась в последний раз. Выяснить, удовлетворены ли работники склада состоянием подручных средств и обеспечивают ли, по их мнению, данные средства полноту и точность при измерении и подсчете оперативных фактов. Полезно ознакомиться с наличием должностных инструкций работников склада и с заключенными договорами о материальной ответственности. Целесообразно провести опрос работников склада и получателей ТМЦ.
Результаты этого опроса помогут ревизору в оценке организации отпуска ТМЦ в производство и в необходимости рекомендаций по оптимизации этого процесса.
Если у ревизора возникают сомнения в эффективности организации отпуска сырья, материалов и полуфабрикатов в производство, в том, что в системе есть вероятность сбоев и нарушений, то ревизор может провести дополнительную процедуру по выявлению возможности допущения ошибок и нарушений при отпуске ТМЦ в производство. Ревизор запрашивает в бухгалтерии данные о списании на производство ТМЦ за месяц. Далее проводится отбор (в соответствии с запланированным объемом выборки) либо наиболее часто встречающихся, либо наиболее многочисленных (в суммовом выражении) позиций ТМЦ. Количественные данные бухгалтерии о списанных в производство позициях сверяются с аналогичными данными складского учета (табл. 1)
Затем информация (гр. 4) из
бухгалтерского учета сверяется
с информацией планово-
В каждой средней или крупной промышленной организации должен быть заложен максимальный процент возможных отклонений фактического расхода от плановой (нормативной) величины. Как правило, он небольшой, так как в технологических картах (или в иной расчетной документации) уже учтены практически все возможные отходы и потери.
Составив эти две таблицы, аудитор получит следующую информацию.
1. По результатам таблицы 2:
если расхождений нет либо они незначительны, то нельзя однозначно утверждать о правомерности, точности и полноте списания ТМЦ, однако есть один положительный момент (в случае, если передача информации между складом и бухгалтерией не автоматизирована)- сверка между складом и бухгалтерией проводится регулярно;
расхождения есть, они значительны- возможные объяснения этих обстоятельств:
а) нерегулярные сверки со складом;
б) утеря первичных документов (сбои в системе документооборота);
в) возможная пересортица при списании ТМЦ.
2. По результатам табл. 3 с учетом результатов табл. 2:
расхождений нет по результатам
обеих таблиц либо они очень незначительны-
все прослеженные факты списания
ТМЦ можно считать достоверными
по табл.3 отклонений нет, однако данные склада отличаются- в этом случае вероятнее всего следует один из трех выводов из п.1 (а, б или в), которые очень легко установить путем сверки первичных документов;
по табл. 2 расхождений нет, а в табл. 3 отклонения значительны либо имеют место факты, когда определенная позиция ТМЦ списана по данным бухгалтерского учета, а в планируемом расходе ее нет- один из следующих выводов (при условии, что логичного объяснения расхождениям не дано):
а) ошибка в плановых расчетах;
б) намеренное списание бухгалтерией ТМЦ с целью увеличения себестоимости выпуска и уменьшения налогов на прибыль и на имущество;
в) намеренное списание бухгалтерией ТМЦ с целью прикрытия хищений или с целью списания излишков ТМЦ, выявленных в ходе инвентаризации.
Ревизору следует получить
объяснения от ответственных работников
о причинах возникших отклонений
и при обнаружении фактов неправомерного
списания ТМЦ зафиксировать это
в акте проверки и поставить в
известность руководство
Процедура 2 "Проверка оперативности регистрации фактов списания ТМЦ на носителях информации"
С помощью этой процедуры ревизору следует выяснить, всегда ли данные о совершении хозяйственной операции фиксируются на носителе в момент ее совершения либо сразу после окончания. Получить такую информацию (с надлежащей степенью достоверности) возможно, только используя устный опрос получателей ТМЦ. Из ответа на вопрос, каким образом и когда происходит фиксация факта отпуска материалов в производство (заполнение бланков вручную, создание документа с помощью вычислительной техники и т.п.), ревизор может составить определенное мнение об уровне оперативности фиксации факта и о том, какова вероятность того, что такой уровень оперативности на данной стадии учетного процесса присутствует всегда.
Процедура 3 "Проверка законности первичной учетной документации (ПУД), оформляющей списание ТМЦ в производство"
Цель проведения данной процедуры- получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД по списанию ТМЦ в производство имеет юридическую силу. В ходе проведения процедуры используются следующие источники информации:
требования накладные (N М-11) или лимитно-заборные карты (N М-8);
карточки учета материалов (N М-17) или книги сортового учета;
приказы об утверждении лиц, имеющих право подписи первичных документов.
Особенно следует обратить внимание на документы, в которых отсутствуют или исправлены следующие реквизиты:
наименование структурного подразделения- получателя;
наименование вида деятельности (вида работ), для которого затребованы ТМЦ;
количество затребованных и особенно отпущенных ТМЦ;
личные подписи участников операции.
Кроме того, на данном этапе можно также отдельно отмечать документы, на которых отсутствует контировка бухгалтера, чтобы затем учесть эту информацию при проверке правильности оценки ТМЦ, списываемых в производство.
Процедура 4 "Проверка соблюдения графика документооборота"
С помощью этой процедуры устанавливается наличие или отсутствие графика документооборота по операциям списания ТМЦ в производство, на все ли первичные документы он составлен, а также работает ли этот график в действительности.
Процедура 5 "Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах"
Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особое внимание следует уделить: