Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция

Краткое описание

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Файлы: 1 файл

лекции 2009-2010.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

Признаками (но не доказательствами!) фиктивности накладной являются:

•    оформление «простой», а не товарно-транспортной накладной;

•    идеальное  состояние накладной, отсутствие следов сгиба и потертостей по ее краям (в принципе экспедитор должен был ее вести с собой в машине, но иногда накладные возят в папках для бумаг, что действительно исключает оставление на документах каких-либо следов);

•    отсутствие номера накладной, или неточный номер (с индексом, дробью и т.п.);

•   отсутствие номера автомашины и фамилии водителя;

•   отсутствие адреса доставки;

•    нечеткое описание груза;

•   отсутствие данных о тоннаже груза;

•   отсутствие указания времени под разгрузкой;

•    визуальная схожесть подписей в накладной «разрешил», «отпустил», «принял», или они сделаны ручкой одного цвета и др. Выясняем, чья была машина — организации, поставщика или

третьей стороны. Просим принести со клада карточку учета  этого материала, сверяем данные карточки (дату, количество, стоимость) с данными накладной.

По возможности выясняем, как и кто разгружал машину; оцениваем, могли ли грузчики сделать это вручную, и была ли в это время на складе необходимая техника.

Например, по накладной  груз состоит из четырех бабин  с проводом, каждая из которых весит около 1,5 т. Данные о наличии погрузчика на складе отсутствуют; данные о расходах на аренду или услуги погрузчиков или автокрана отсутствуют. На вопрос, как могла быть разгружена на складе машина с таким грузом, вразумительного ответа ревизор не получил.

Проверка того, что  все операции, которые действительно  имели место, отражены в учете, направлена на выявление неучтенных запасов.

При наличии «теневого  оборота» у организации возникают  запасы, не отражаемые в официальном бухгалтерском учете. Выявление таких запасов также возможно методом инвентаризации. Если выявление случаев хищения запасов проводится путем сверки данных бухгалтерского учета с фактическим наличием запасов, то в данном случае — наоборот: фактическое наличие сверяется с данными бухгалтерского учета.

Для проверки ревизор  должен выбрать на любом складе, в том числе открытом, два-три  любых объекта для проверки. Не рекомендуется выбирать объекты, характеристики которых по различным причинам определить за короткий срок невозможно, например занесенные снегом залежи щебня, насыпь мелких металлических изделий и т.д. Лучше отбирать запасы, количество которых можно пересчитать в течение 10—15 мин., например продукция, расфасованная в маркированные коробки, готовая продукция среднего размера (например, двигатели). Ревизор определяет характеристики и объем запасов (количество). Сверяет с данными карточки складского учета и бухгалтерского учета. Отдельной проверке могут подвергаться даты поступления в учете товаров и маркировка. Иногда могут выявляться факты, когда по данным учета товар поступил в марте 2005 г., а на самом товаре указана дата изготовления — сентябрь 2006 г. Эта ситуация возникает в случае, когда официально отражают в учете лишь первую партию товара, следующие партии в учете не отражаются, а прикрываются данными на приход первой партии. Особенно актуальна эта проблема в отношении импортируемых товаров, когда таким образом могут скрывать нерастаможенный товар.

Наличие «излишних» запасов  часто прикрывается оформлением договоров временного хранения продукции «чужих» организаций. Если предоставляется возможность, ревизор может провести встречную проверку организаций, которым, судя по предоставленным документам, принадлежит товар, и убедиться в достоверности предоставленной информации.

Проверка того, что  запасы отражены в учете в оценке, не превышающей их рыночную стоимость, редко выявляет ошибки, так как высокий уровень инфляции быстро «съедает» возможные ухудшения запасов в результате хранения. Чаще встречаются случаи недооценки запасов, когда их стоимость в учете 1 коп., а рыночная цена сейчас уже 100 руб.

Для проверки можно по тем же запасам, которые отбирались для проверки наличия невостребованных запасов и двух предыдущих предпосылок, рассмотреть соответствие их оценки в учете и текущей рыночной стоимости. Это трудоемкая работа, так как требует изучения предложений цен на рынке, т.е. справочников, прейскурантов, в том числе в Интернете, причем цены, естественно, различаются в зависимости от объемов закупки, скидок постоянным покупателям, способов доставки и т.д.

Контроль эффективности

Оценка эффективности  работы с запасами в организации, как минимум, связана с изучением  двух основных проблем: затоваривание складов и завышение цены закупок.

Затоваривание складов. Ревизор должен проверить организацию управления запасами в проверяемой организации. Типичными нарушениями являются:

•    отсутствие плана или бюджета закупок;

•    отсутствие нормативов запасов сырья, в том  числе страхового и сезонного  запасов;

•    отсутствие анализа эффективности закупки (например, какой из вариантов выгоднее: 1) купить крупную партию сырья дешевле, а потом хранить излишки сырья или искать на них покупателя или 2) купить сразу нужное количество сырья, но дороже);

•    отсутствие бюджета складских расходов;

•    наличие залежалых, ненужных запасов и т.д.

Данные нарушения ведут  к нерациональным расходам, отвлечению денег из оборота, снижению финансовой устойчивости организации.

Завышение цены приобретения сырья и материалов возможно по различным причинам:

•   халатность работников служб материально-технического снабжения, не принимающих мер по анализу  цен на рынке и выбору поставщиков;

•   личная заинтересованность отдельных сотрудников в приобретении материала у конкретного поставщика (родственные связи, получение материального вознаграждения и т.п.);

•    соответствующее  указание материнской организации  для перелива части прибыли в компанию — поставщика сырья. Выявить такие факты можно только путем проведения сравнительного анализа цен приобретения сырья и предложений на рынке.

Оценка эффективности  организации расчетов с поставщиками. Во многих организациях отделы материально-технического снабжения по привычке работают с одним и тем же поставщиком в течение многих лет. Конечно, в этом есть много положительных моментов. Однако на рынок выходят многие молодые компании, готовые предложить более низкие цены при том же качестве сырья. Ревизору необходимо проверить, ищет ли, анализирует ли служба снабжения такие предложения.

Во многих случаях  во время заключения договоров не предпринимаются попытки снизить цены, потребовать скидки за крупную партию.

Другой типичной ситуацией  является отсутствие рассрочек за поставленное сырье, уплата 100%-го аванса.

Часто отсутствует план или бюджет расчетов с поставщиками, в результате платежи осуществляются стихийно, организация несет убытки, уплачивая неустойку, пени за просрочку платежа.

http://myshkatova.ru/page141/page176/index.html

  1. Ревизия и контроль использования фонда заработной платы.

Правильность планирования ФОТ определяется путем проверки обоснованности его формирования по отдельным составным частям исходя из производственной программы, численности работающих, затрат труда на планируемый период и действующего положения об оплате труда соответствующих категорий и групп работников. Выясняется также обоснованность планирования и включения в общий ФОТ дополнительной оплаты. Проверенный размер планового ФОТ сопоставляется затем с утвержденной суммой

 

  1. Ревизия расчетов с рабочими и служащими по оплате труда.

Контроль над расчетами по заработной плате следует начинать с проверки расчетно-платежной ведомости. Начисленные суммы по каждому работнику должны соответствовать суммам трудовых соглашений, договоров подряда, согласно штатному расписанию или ставкам, установленным для повременщиков.

Итог суммы, подлежащей выплате по всем ведомостям на какую-либо дату должен соответствовать сумме данного приходного кассового ордера, а сумма выплаченных средств – расходного кассового ордера. В случае выдачи заработной платы прекращается учет кассовых операций с учетом по заработной плате (корреспондируют счета 50 «Касса» и 70 «Расчеты по оплате труда»); поэтому суммы выданной заработной платы в бухгалтерских регистрах по счетам 50 и 70 должны быть одинаковыми. Кроме того, должны быть равны суммы общих удержанных налогов итогам сумм их перечислений, т. е. платежных поручений на перечисление налогов. Возможна проверка правильности начисления дополнительной заработной платы (отпуска, пособия по больничным листам, при увольнении).

При проверке учета расчетов по заработной плате следует помнить, что общие итоги начисленных сумм заработной платы за отчетный период отражают кредитовые обороты; суммы же удержаний, выплаченные средства – дебетовые обороты по счету 70. Разница кредитовых и дебетовых оборотов по этому синтетическому счету, представляющая собой сумму задолженности средств по заработной плате предприятия работникам, зафиксированная в Главной книге, переносится в пассив баланса по соответствующей строке. При проверке первичных документов по начислению зарплаты (табелей, расчетно-платежных ведомостей и т. п.) следует проверить факт включения в затраты по основной деятельности расходов на оплату труда работников, занятых в других видах деятельности. Это достигается путем сличения данных по кредиту счета 70 «Расчеты по оплате труда» в части списания на производственные счета и данных по итогу сводной ведомости по оплате труда в части ее начисления. Данные по итогу сводной ведомости, когда оплата труда начислена не только производственным рабочим, должны быть больше, чем данные по дебету счетов учета производственных затрат.

При проверке правильности отражения в учете отчислений на добровольное медицинское страхование  следует иметь в виду, что они  производятся только за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или личных средств граждан на основе заключенных договоров. В обязательном порядке проверке подлежат образованные предприятием резервы предстоящих расходов и платежей, так как их суммы реально уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Остатки средств, учитываемых  на счете 89, начисляемых за счет себестоимости  продукции (работ, услуг), в соответствии с действующим законодательством  в ряде случаев подлежат инвентаризации на конец года, а в определенных случаях – списанию с баланса. Проверкой устанавливается правильность образования сумм по тому или иному резерву, и при необходимости корректируется величина остатка методом сторнировочной записи по дебету производственных счетов и по кредиту счета 89 или досписания превышения фактических затрат на себестоимость прямой проводкой. Кроме того, подлежит проверке правильность исчисления налога на прибыль с превышения фонда оплаты труда по сравнению с нормируемой величиной.

При отсутствии контроля над операциями с заработной платой могут иметь место случаи завышения начисленных сумм и выплаты их подставным лицам, а также возможны злоупотребления при выдаче денег. Их можно предотвратить, если сверять основания с начисленными суммами; подписывать ведомость к оплате после полного ее заполнения с указанием общего итога выплачиваемых средств.

 

  1. Ревизия кассовых операций, соблюдения кассовой дисциплины и целевого использования денежных средств.

Ревизия отражения  кассовых операций в учете

Учет кассовых операций осуществляется на основании Порядка ведения кассовых операций в Российской федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40.

Банк России установил  единые требования по технической укрепленности  и оборудованию сигнализацией помещений  касс предприятий, изложенные в приложении к  Порядку ведения кассовых операций.

Ревизия проводится внезапно. Во время ревизии прекращаются прием  и выдача денежных средств. Посторонние  лица в кассовое помещение не допускаются. Перед началом ревизии проверяются наличие у кассира обязательства о материальной ответственности, приказ о его назначении на работу, расписка кассира об ознакомлении с Порядком ведения кассовых операций.

Перед началом ревизии  у ревизора должен быть акт ревизии  наличных денежных средств (наличных денег, почтовых марок и др.), фактически находящихся в кассе организации. В преамбуле акта содержится расписка кассира о том, что к началу ревизии все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию, все денежные средства, поступившие под его ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается ревизионной комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, второй — остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах (для материально ответственных лиц, сдавших и принявших ценности, и бухгалтерии).

Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается.

В кассовом листе по строке «В том числе на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии» отражается сумма денег, выданная по платежным и расчетно-платежным ведомостям, которые еще не закрыты, и номер расходного ордера по ним не присвоен. На момент ревизии все кассиры-раздатчики должны сдать деньги главному кассиру и расписаться в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

В присутствии членов комиссии кассир вносит в кассовую книгу неотраженные кассовые ордера и выводит остаток. После проверки кассового отчета инвентаризационная комиссия приступает к подсчету фактического наличия денег и других ценностей, хранящихся в кассе.

Информация о работе Контроль и ревизия