Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция

Краткое описание

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Файлы: 1 файл

лекции 2009-2010.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

- проведение частичной  (выборочной) или сплошной инвентаризации  товарно–материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета;

-  проверка с участием  специалистов качества продукции,  соответствия продукции  государственным стандартам, артикулов и цен – прейскурантам.

Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально-ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятии проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц.

При проведении комплексных  ревизий ревизоры имеют право:

- проверять первичные  документы, бухгалтерские регистры, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличные денежные суммы, ценные бумаги и материальные ценности, требовать представления письменных объяснений должностных и других лиц, а также необходимых справок по вопросам, возникающим при прохождении ревизий;

- при проверке полноты  оприходования по кассе денежных  средств, полученных в учреждении банка, тщательно проверять выписки из расчетных (текущих, спецссудных) счетов, а при необходимости уточнять в учреждении банка данные о суммах наличных денег, выданных ревизуемому предприятию за проверяемый период;

- проводить или организовывать проведение сплошных или частичных инвентаризаций материальных ценностей, опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, материальные и вещевые склады, кладовые, архивы. При  этом печать (пломбиратор) должна находиться у ревизующего, а ключ у материально ответственного лица;

- получать при необходимости  от других предприятий, учреждений, и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, справки по операциям и расчетам с ревизуемым предприятием;

- проверять в предприятиях, организациях и учреждениях других систем, сих согласия, правильность отдельных операций, связанных с деятельностью ревизуемого предприятия;

- передавать материалы  ревизии следственным органам  с последующим докладом об этом руководителю, назначившему ревизию, принимать меры к возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством РФ.

 

Одной из форм ревизии  считается комплексная ревизия  производственной и финансово-хозяйственной  деятельности, охватывает проверкой  все сферы деятельности организации  от системы управления и контроля, организованных руководством, заканчивая результатами хозяйственной деятельности, отраженными в системе учета. По завершении ревизии происходит оценка тождественности данных учета и отчетности.  При проведении комплексной ревизии, где  наряду с документальной проверкой применяются приемы фактического контроля и используются аналитические методы и приемы.

 

Комплексные ревизии проводятся бригадой специалистов и одновременно с проверкой финансово-хозяйственной деятельности предусматривают контроль организации и технологии производства, изучение технической, социальной и других сторон деятельности ревизуемого объекта.

В практике ревизионной  работы применяются также смешанные ревизии, которые представляют собой сочетание различных видов ревизий.

 

  1.  Проверка выполнения мероприятий по обеспечению сохранности средств организации.

Одной из форм ревизии  считается комплексная ревизия  производственной и финансово-хозяйственной  деятельности, охватывает проверкой  все сферы деятельности организации  от системы управления и контроля, организованных руководством, заканчивая результатами хозяйственной деятельности, отраженными в системе учета. По завершении ревизии происходит оценка тождественности данных учета и отчетности.  При проведении комплексной ревизии, где  наряду с документальной проверкой применяются приемы фактического контроля и используются аналитические методы и приемы.

На этапе планирования ревизии происходит оценка систем контроля организации: система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля. Цель оценки этих систем – обеспечить проведение ревизии уверенностью, что на предприятии должным образом функционирует система контроля, т.е. ошибки и искажения обнаруживаются и исправляются, обеспечивается сохранность активов, и они (активы) используются по назначению. 

Система бухгалтерского учета обязана обеспечить полноту  учета, достоверность данных, своевременность оформления по каждой хозяйственной операции, а также непротиворечивость данных учета и отчетности.

Оценка системы бухгалтерского учета осуществляется на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждому значимому разделу баланса2 предприятия. Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – это сделанные руководством ревизуемой организации в явной или неявной форме утверждения, отраженные в учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки включают в себя следующие элементы и, по сути, определяют функции системы бухгалтерского учета:

1. существование - наличие по  состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2. право и обязательства - принадлежность  ревизуемой организации по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

3. возникновение - хозяйственная  операция или событие, имевшие  место в конкретный период и относящиеся к деятельности ревизуемой организации;

4. полнота - отсутствие не отраженных  в бухгалтерском учете активов,  обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;

5. стоимостная оценка - отражение  в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;

6. точное измерение – это  количественная оценка хозяйственной  операции или события с отнесением суммы к соответствующему периоду времени;

7. представление и раскрытие  - определение, классификация и  описание актива или обязательства  в соответствии с правилами  его отражения в учете и  отчетности. 

Все сделанные в учете и отчетности утверждения подлежат обязательной оценке на предмет их соответствия требованиям законодательства и учетной политике организации.

Система внутреннего контроля предприятия  организуется для того, чтобы  выявить, предупредить и исправить ошибку (искажение).

Функции внутреннего контроля можно  определить следующим образом:

1. Контроль полномочий - контроль, обеспечивающий выполнение  только тех операций, которые  действительно способствуют развитию  организации. Такой контроль должен предотвращать злоупотребления и отсеивать операции, в которых нет необходимости. Здесь также отслеживаются изменения и исправления учетных записей на предмет обязательного наличия соответствующих разрешений.

2. Контроль документального  оформления - контроль, обеспечивающий отражение всех разрешенных (и только разрешенных) операций в учетных регистрах. Этот вид контроля создает такие условия, чтобы операции правильно оформлялись учетными записями (в правильной сумме, на правильном счете, на правильную дату и т.д.) и не удалялись или исправлялись без соответствующего разрешения.

3. Контроль сохранности  - контроль, способствующий тому, чтобы  принятое к учету имущество не могло быть неправильно использовано (например, незаконно присвоено, украдено, оставлено без присмотра и т.д.).

Для достижения целей  ревизии производится оценка вышеупомянутых систем на предмет выполнения определенных для них функций.

Оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в результате ревизии проводят методом тестирований средств контроля. Предварительная оценка риска средств контроля представляет собой процесс определения эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля ревизуемого предприятия на предмет возможности систем предотвращать, обнаруживать и исправлять существенные искажения.

После оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, ревизору необходимо провести предварительную оценку риска средств контроля. Риск средств контроля в отношении выполняемых ими функций оценивается как высокий, в случае если системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ревизуемого предприятия неэффективны или оценка не проводилась. В случае если оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля позволяет говорить об их эффективности. Ревизор отражает такую оценку риска средств контроля в своих рабочих документах.

Чем выше оценка риска  средств контроля, тем больше доказательств  и свидетельств необходимо будет получить в ходе проверки.

По результатам предварительных  процедур составляется и разрабатывается план проверки и формируются программы проверки по конкретным разделам учета.

На этапе сбора и  регистрации доказательств и  свидетельств ревизор регистрирует в рабочей документации все существенные, по его профессиональному мнению ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность данных учета и отчетности. При этом обязательно учитывается, что доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу. Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, ревизору необходимо определить, дополнительные процедуры необходимые для выяснения причин такого несоответствия.

На этом этапе возможны различные корректировки в работу ревизора в случае, выявления неэффективности средств контроля. Это могут быть дополнительные процедуры или подтверждающие источники.

На заключительном этапе, по результатам комплексной проверки, оцениваются полученные доказательства и выявленные обстоятельства, по результатам оценки формируется мнение о состоянии контроля на предприятии, дается оценка учету и отчетности ревизуемого предприятия. Выводы комиссии оформляются в акте ревизии, где в обязательном порядке дается оценка усилий руководства по обеспечению эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

 

  1. Формы взаимодействия контрольно-ревизионных и следственных органов.

(Приказ Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. N 89н/1033/717 
"Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)")

Основными задачами государственного финансового контроля в настоящее  время  являются:

- установление скоординированной  структуры государственного финансового  контроля в органах законодательной  и исполнительной власти  РФ и единой системы информационного обеспечения органов ГФК;

разработка механизма  взаимодействия и четкого разграничения  полномочий и ответственности между  органами  государственного финансового  контроля РФ с целью исключения  дублирования и параллелизма в работе.

Положительным примером взаимодействия при осуществлении  государственного финансового контроля является сложившаяся практика взаимодействия контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ и территориальных управлений федерального казначейства Минфина России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в  целях координации и организации  совместной работы по обеспечению предварительного, текущего и последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета установлен  порядок взаимодействия управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - управления федерального казначейства) и контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - контрольно-ревизионные управления) по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок, направленный на:

а) повышение эффективности  контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

б) обеспечение координации  действий при организации и проведении контрольной работы;

в) совместное рассмотрение и решение организационных и  методических вопросов при осуществлении  последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

г) реализацию мер, принимаемых  по фактам установленных нарушений  бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

1. Общие положения

1.1 Контрольные функции  территориальных органов федерального  казначейства осуществляются на стадии предварительного и текущего контроля при финансировании расходов организаций - получателей средств федерального бюджета (далее - бюджетополучатели) с лицевых счетов, открываемых им в территориальных органах федерального казначейства, и последующий контроль в процессе исполнения федерального бюджета.

Территориальные органы федерального казначейства при осуществлении  предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств  федерального бюджета ежегодно охватывают проверками 100% организаций, финансируемых из федерального бюджета через лицевые счета органов федерального казначейства.

Информация о работе Контроль и ревизия