Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция

Краткое описание

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Файлы: 1 файл

лекции 2009-2010.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

Контролирующие  финансовые органы в сфере труда  и социального развития.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов. Основные нормативные акты: Налоговый кодекс РФ, Положение о Пенсионном фонде РФ и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

Фонд социального страхования  РФ осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты соответствующими хозяйствующими субъектами взносов в Фонд государственного социального страхования. Нормативный акт: Налоговый кодекс РФ, Положение о Фонде социального страхования.

Финансовые  контролирующие органы в сфере экономики  и торговли.

Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства РФ осуществляет финансовый контроль за ценами и тарифами стоимости услуг предприятий монополистов, например в ЖКХ.

   Министерство  топлива и энергетики РФ обеспечивает  контроль за тарифной политикой монополистов в этой области деятельности.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ  контролирует соблюдение эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и  требований, утвержденных ЦБ России.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в рамках своей компетенции обеспечивает контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства РФ,  контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, эффективность использования кредитов предоставляемых РФ на основе международных договоров и соглашений, контроль за правильностью использования бюджетных средств, квот и лицензий.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Управление Росфиннадзора и его территориальные управления в субъекте РФ) при осуществлении контроля и надзора полномочны:

  • контролировать использование средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • осуществлять контроль за соблюдением порядка получения финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, требований бюджетного законодательства РФ;
  • за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • обеспечивать исполнение органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП1 РФ в части нецелевого использования бюджетных средств, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
  • как орган валютного контроля территориальное управление рассматривает дела об административных правонарушениях в отношении валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

В компетенцию территориального управления входит проведение по собственной инициативе (а не только по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ, как указано в Положении) ревизий и проверок правомерности и эффективности использования организациями средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Контролирующие  органы в сфере финансово-кредитных  отношений.

Центральный банк РФ контролирует кредитные организации и их филиалы, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.  Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита кредитов и интересов вкладчиков.

Международные контролирующие организации.

Международные контролирующие организации - это исполнительные структуры  ООН и Европейского союза.

Органы ООН осуществляют контроль за соблюдением государствами - членами ООН международных актов, принятых Генеральной ассамблеей ООН. Органы Совета Европы осуществляют контроль за соблюдением международных актов Европейского союза.

При организации контрольно-ревизионных  действий, оформлению и реализации их результатов, субъекты контроля и непосредственные исполнители контрольных действий (работники контрольно-ревизионных органов) обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и иных органов исполнительной власти Российской Федерации, правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

 

  1. Государственный, вневедомственный, ведомственный, внутрифирменный (внутрихозяйственный) контроль.

Государственный контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации страны, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономики – коммерческие организации и граждан.

В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот.

Финансовый контроль государственных организаций –  это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы – Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетного фондов денежных средств государства. Текущий контроль опирается на первичные документы оперативного бюджетно-бухгалтерского учета и отчетности.

 

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

общегосударственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам РФ и др.). Главная цель — обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;

ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами  министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми  службами предприятий и организаций. Объект кон-. троля — хозяйственная  и финансовая деятельность;

общественный контроль осуществляют неправительственные  организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

http://bibliotekar.ru/biznes-19/13.htm

 

  1. Организационная структура и функции контрольно-ревизионного аппарата.

 

  1.  Обязанности, права и ответственность ревизоров и работников предприятий, деятельность которых проверяется.

Обязанности, права и ответственность работников организаций, деятельность которых  проверяется.

Работники, чья деятельность проверяется, обязаны создать нормальные условия для работы ревизующих, содействовать им в осуществлении соответствующих контрольных действий. В частности, по требованию ревизующих они обязаны предъявлять для проверки товарно-материальные ценности, денежные средства, денежные документы, бланки строгой отчетности и другие ценности, а также представлять планы, сметы, документы, отчеты, справки и давать объяснения в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к проводимой ревизии или проверке.

Вместе с тем указанным работникам предоставлены значительные права. Они имеют право:

  • присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, контрольных обмерах  выполненных работ, осмотрах складов и хранящихся в них материальных ценностей, а также при других контрольных действиях, проводимых ревизорами или по их требованию другими лицами направленных на проверку служебной деятельности ревизуемых лиц;
  • знакомиться с содержанием промежуточных и основного актов комплексной ревизии, относящихся к их служебной деятельности, и представлять в письменной форме объяснения и возражения по ним;
  • знакомиться с содержанием документов и отчетов, послуживших основанием для выводов о допущенных проверяемыми лицами недостатков в работе, нарушениях или злоупотреблениях, а также с изведенными расчетами сумм подлежащего возмещению материального ущерба;
  • представлять в оправдание своих действий соответствующие подлинные документы или их копни, заверенные в установленном порядке и др.

Работники, служебная  деятельность которых проверяется, несут ответственность за умышленное запутывание обстоятельств, мешающее работе ревизора по установлению истинного содержания проверяемых хозяйственных операций и процессов, за невыполнение требований ревизора о представлении для проверки каких-либо документов, отчетов, имущества и объяснений.

 

  1. Профессиональные качества ревизора и контролера.

Ревизор –  должностное лицо, уполномоченное органом  управления выполнять контрольные  функции по проверке хозяйственной  деятельности в различных звеньях  народного хозяйства. На эту должность  подбираются высококвалифицированные, честные и добросовестные специалисты, имеющие, как правило, высшее экономическое или юридическое образование и практический стаж учетной работы.

Функции ревизионного аппарата, его права, обязанности и ответственность  определены Законом РФ о предприятии, Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений. Постановление Конкретизация прав и обязанностей ревизоров, работающих в отдельных отраслях народного хозяйства, осуществляется ведомственными инструкциями и положениями.

Ревизор имеет  право:

  1. обследовать производственные, подсобные, вспомогательные и служебные помещения, оборудование, станки, машины и другие объекты;
  2. проводить контрольные обмеры, контрольные запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов, готовой продукции;
  3. проводить инвентаризации денежных средств и ТМЦ у всех должностных лиц, ответственных за их хранение, приобретение и расходование, опечатывать места хранения ценностей и документов;
  4. привлекать работников ревизуемою предприятия (по согласованию с его руководителем) для выполнения отдельных работ, необходимых для решения задач документальной ревизии;
  5. приглашать специалистов для консультаций и участия в изучении вопросов, определенных заданием по проведению ревизии;
  6. проверять жалобы и заявления работ и ков данного предприятия в пределах круга вопросов, связанных с проводимой ревизией;
  7. требовать предъявления необходимых для проведения ревизии документов, регистров бухгалтерского и оперативного учета, отчетности, нормативно-плановой документации, договоров, приказов проверяемой организации и ее вышестоящих органов, актов и справок по предыдущим ревизиям и проверкам, устных пояснений и письменных объяснений работников ревизуемых объектов;
  8. обращаться в сторонние организации с запросами в целях проверки подлинности документов, достоверности и реальности хозяйственных и финансовых операций, изучать документы, находящиеся в других организациях, связанных с деятельностью проверяемой организации;
  9. запрашивать и получать из учреждений и банков сведения, справки и копии документов, связанных с операциями ревизуемых предприятий, о количестве открытых счетов, оборотах и остатках на них, обеспеченности кредитов и по другим вопросам;
  10. изымать необходимые документы, подтверждающие хищения и злоупотребления, сохранность которых не гарантируется; документы, содержащие фиктивные операции, подлоги, подделки;
  11. требовать заверенные копии и выписки из документов, характеризующие бесхозяйственность, злоупотребления, хищения, приписки и другие нарушения;
  12. ставить перед руководством ревизуемой организации и ее вышестоящего органа вопросы о принятии мер по устранению выявленных при ревизии нарушений и недостатков;
  13. вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, освобождении от работы и возмещении материального ущерба;
  14. разрабатывать предложения по результатам ревизии и осуществлять контроль за их выполнением;
  15. сообщать в оперативном порядке руководителям, назначившим ревизию, или вышестоящим организациям о случаях непринятия на ревизуемом объекте мер по устранению нарушений и недостатков в работе, а также об условиях и причинах, способствующих хищениям и злоупотреблениям;
  16. через руководителя, назначившего ревизию, сообщать о каждом случае недостачи правоохранительным органам. Допускается не сообщать лишь о мелких недостачах, по которым виновные лица наказываются в дисциплинарном порядке с возмещением материального ущерба.

Информация о работе Контроль и ревизия