Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция

Краткое описание

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Файлы: 1 файл

лекции 2009-2010.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

 Федеральное казначейство - полномочия (права):   

1. Проверять денежные документы,  регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета.   

2. Получать от финансово-кредитных  учреждений - справки о состоянии  счетов предприятий и учреждений, использование средств федерального  бюджета и федеральных внебюджетных фондов.   

3. Требовать от руководителей  и других должностных лиц проверяемых  органов - установление, выявление,  нарушений в порядке исполнения  бюджета.   

4. Санкции - приостанавливать операции  по счетам контрольных предприятий  и учреждений в случае не предоставления в органы федерального казначейства финансовой документации, связанной с использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.   

5. Изъятие - на основе письменного  постановления должностных лиц  казначейства данные, свидетельствующие о нарушении финансовой дисциплины.   

6. Взыскивать в бесспорном порядке  бюджетные средства используемые  не по целевому назначению  с наложение штрафа в размере  действующей учредительной ставки  ЦБ.     

Налоговый контроль – федеральная служба налоговых поступлений. Задачи:   

1. Выявление, предупреждение, пресечение  налоговых преступлений и правонарушений.    2. Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов.   

3. Выявление, предупреждение, пресечение  нарушений в налоговых органах.      

 Имеют право проводить в  соответствие с законодательством  оперативно розыскные мероприятий,  дознания и оперативные следствия  в целях выявления и пресечений  налоговых преступлений, осуществлять  розыск лиц (или подозреваемых)  совершивших указанные преступления.     

 Пользоваться при выполнение  служебных обязанностей правами  предоставляемыми законным для  должностных лиц налоговых органов  и агентам валютного контроля.      

 Право приостанавливать операции  налогоплательщиков по счетам в банке и других кредитных учреждениях на срок до 1-го месяца в случае не предоставления док связанных с оплатой.     

 Работники службы налоговых  поступлений имеют право беспрепятственно  входить в производственные, складские  и иные учреждения и обследовать такие помещения (коммерческая тайна не действует в данном случае). Требовать от должностных лиц исполнение выявление нарушений. Подать в арбитражный суд иск.     

 Контроль за страховой деятельностью  осуществляют органы государственного контроля за соблюдением страхового законодательства и обеспечивают защиту средств государства за формированием денежных фондов. Имеют право приостанавливать лицензии на осуществление страховой деятельности, подать иск в арбитражный суд.

 
     Банковский контроль - Центробанк. Виды:   

1. Выдача лицензий на право  осуществлений, банковских операций.   

2. Регистрация и проверка уставов  банка, соблюдение реестров (подлежат  регистрации в ЦБ).  

3. Соблюдение экономических нормативов.   

4. Контроль за деятельностью  банка (отдел отчётности, кассовые операции).  

5. Санкции - замена руководителя  банка.  

6. Ввод внешнего управляющего  в банк.   

7. Штрафные санкции.   

8. Приостановление лицензии.   

9. Отзыв лицензии

http://www.finteoria.ru/orgfinkontr.html

Субъекты внешнего финансового контроля и их полномочия

С учетом характера и  возложенных функций, целей и  задач контролирующих органов  их деятельность в области финансов целесообразно классифицировать по следующим сферам отношений:

1. Государственные контролирующие  органы федерального значения:

  • государственного управления;
  • труда и социального обеспечения;
  • финансово-кредитных отношений;
  • страхования;
  • экономики;
  • промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • торговли.

2. Негосударственные  контролирующие организации:

  • аудиторские фирмы;
  • аудиторские союзы сельскохозяйственных кооперативов.

К основным задачам финансового  контроля относятся:  контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля передают материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения финансовых проверок (право назначать и поручать проведение проверок) соответствующим контрольным органам пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федераций РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы – суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности  - в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные  и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами.

Общегосударственный финансовый контроль подразделяется на денежно–кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно–кредитный контроль осуществляет Центральный банк РФ.

Валютный контроль в  основном осуществляет Центральный  банк РФ, Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью (эти функции возложены на Федеральную службу страхового надзора МФ РФ).

Таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и его подразделения.

Налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой  РФ и ее подразделениями.

Использование государственных (преимущественно–бюджетных) средств  на различных уровнях государственного управления (и соответственно бюджетной системы РФ) контролирует Казначейство РФ и его подразделения, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Право проведения проверок определено за Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры государственных и негосударственных контрольно-ревизионных органов.

Общественный контроль в области финансов реализуется  на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти представлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы общества в целом. Деятельность общественного контроля базируется на информации, представляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность – важнейший принцип деятельности.

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля, как аудиторский (независимый) финансовый контроль.

Общая система финансовых контролирующих органов и организаций  включает:

  1. Государственные органы федерального значения;
  2. Государственные органы регионального значения (субъектов РФ и местного самоуправления);
  3. Негосударственные контролирующие организации;
  4. Международные контролирующие организации.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная  палата Российской Федерации, Контрольно–ревизионный аппарат Минфина  России, состоящий  из Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы, а также контрольные органы законодательной  и исполнительной власти субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ). Особая роль в финансовом контроле определена Центральному банку Российской Федерации.

Государственные контролирующие органы в сфере управления финансами.

Счетная палата РФ  является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата обеспечивает контроль за использованием федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов. Деятельность Счетной палаты РФ регламентирована Федеральным законом « О счетной палате РФ».

Главное контрольное  управление Президента РФ  обеспечивает контроль исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ. Легитимность органа определена Конституцией РФ. Деятельность Главного контрольного управления Президента РФ регулируется Положением о Главном контрольном управлении Президента РФ, утвержденном Указом Президента РФ.

Федеральные службы в  рамках Министерства финансов РФ осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, за соблюдением налогового, таможенного законодательства, а также за соблюдением нормативных актов, регулирующих валютные операции, организацию бухгалтерского учета, аудита и др.

В частности, функционирующая  в рамках МФ РФ, Федеральная налоговая служба МФ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность этой службы - Налоговый кодекс РФ, Положение о Федеральной налоговой службе.

Налоговый кодекс определяет функциональные обязанности налоговых  органов (в соответствии с гл. 5 НК РФ к налоговым органом относятся  федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять налоговый контроль и  их территориальные органы, например ФНС, ФТС):

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом;
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  • требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  • взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом;
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  • создавать налоговые посты;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Информация о работе Контроль и ревизия