Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция
Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.
Федеральное казначейство - полномочия (права):
1. Проверять денежные документы, регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета.
2. Получать от финансово-
3. Требовать от руководителей
и других должностных лиц
4. Санкции - приостанавливать операции
по счетам контрольных
5. Изъятие - на основе письменного постановления должностных лиц казначейства данные, свидетельствующие о нарушении финансовой дисциплины.
6. Взыскивать в бесспорном
Налоговый контроль – федеральная служба налоговых поступлений. Задачи:
1. Выявление, предупреждение, пресечение
налоговых преступлений и
3. Выявление, предупреждение, пресечение нарушений в налоговых органах.
Имеют право проводить в
соответствие с
Пользоваться при выполнение
служебных обязанностей
Право приостанавливать
Работники службы налоговых
поступлений имеют право
Контроль за страховой
Банковский
контроль - Центробанк. Виды:
1. Выдача лицензий на право
осуществлений, банковских
2. Регистрация и проверка
3. Соблюдение экономических
4. Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции).
5. Санкции - замена руководителя банка.
6. Ввод внешнего управляющего в банк.
7. Штрафные санкции.
8. Приостановление лицензии.
9. Отзыв лицензии
http://www.finteoria.ru/
С учетом характера и возложенных функций, целей и задач контролирующих органов их деятельность в области финансов целесообразно классифицировать по следующим сферам отношений:
1. Государственные
2. Негосударственные контролирующие организации:
К основным задачам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.
При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля передают материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
Правом назначения финансовых проверок (право назначать и поручать проведение проверок) соответствующим контрольным органам пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федераций РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы – суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности - в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами.
Общегосударственный финансовый контроль подразделяется на денежно–кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.
Денежно–кредитный контроль осуществляет Центральный банк РФ.
Валютный контроль в основном осуществляет Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью (эти функции возложены на Федеральную службу страхового надзора МФ РФ).
Таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и его подразделения.
Налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и ее подразделениями.
Использование государственных
(преимущественно–бюджетных) средств
на различных уровнях
Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры государственных и негосударственных контрольно-ревизионных органов.
Общественный контроль в области финансов реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти представлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы общества в целом. Деятельность общественного контроля базируется на информации, представляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность – важнейший принцип деятельности.
Наряду с указанными видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля, как аудиторский (независимый) финансовый контроль.
Общая система финансовых контролирующих органов и организаций включает:
Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно–ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы, а также контрольные органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ). Особая роль в финансовом контроле определена Центральному банку Российской Федерации.
Государственные контролирующие органы в сфере управления финансами.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата обеспечивает контроль за использованием федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Деятельность Счетной палаты РФ регламентирована Федеральным законом « О счетной палате РФ».
Главное контрольное управление Президента РФ обеспечивает контроль исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ. Легитимность органа определена Конституцией РФ. Деятельность Главного контрольного управления Президента РФ регулируется Положением о Главном контрольном управлении Президента РФ, утвержденном Указом Президента РФ.
Федеральные службы в рамках Министерства финансов РФ осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, за соблюдением налогового, таможенного законодательства, а также за соблюдением нормативных актов, регулирующих валютные операции, организацию бухгалтерского учета, аудита и др.
В частности, функционирующая в рамках МФ РФ, Федеральная налоговая служба МФ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность этой службы - Налоговый кодекс РФ, Положение о Федеральной налоговой службе.
Налоговый кодекс определяет функциональные обязанности налоговых органов (в соответствии с гл. 5 НК РФ к налоговым органом относятся федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять налоговый контроль и их территориальные органы, например ФНС, ФТС):