Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция
Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.
Экономико-математические методы применяются в финансово- хозяйственном контроле при определении влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии планирования и проектирования, а также после совершения хозяйственных процессов, если другими методическими приемами определить тесноту связи факторов не представляется возможным. В частности, используют оптимизацию маршрутов перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, корреляционный анализ себестоимости продукции, издержек производства, выполнения плана производства и др.
Документальные приемы состоят из информационного моделирования, исследования документов, камеральных проверок, нормативно-правового регулирования.
Информационное моделирование—информационная совокупность, представляющая контролируемый - объект в виде модели. При формировании информационной модели необходимо обеспечить полноту характеристики объекта контроля, отбор существенных переменных и представление их в форме, наиболее удобной для восприятия и анализа. Целью моделирования в контроле является получение необходимой информации об объекте для последующего изучения его состояния, участия в процессах расширенного воспроизводства, выявления отклонений и возмущений, выработки решения регулирования в пределах плановых параметров. При моделировании используется нормативно-правовая, договорная, учетная, отчетная и другая информация об объектах. В таком представлении информационной моделью можно считать объекты основных фондов, товарно-материальные ценности, денежные средства, отраженные в системе плановой, договорной, нормативно-правовой и учетной информации.
Исследование документов - способ документального контроля достоверности, целесообразности, эффективности хозяйственных операций, соответствия их законодательным и нормативным актам, регулирующим процесс расширенного общественного воспроизводства.
Камеральные проверки—прием документального контроля качества проектно-сметной документации по капитальным вложениям, а также документов на выполнение строительно-монтажные работы, представляемые объединениями и предприятиями учреждениям банка, осуществляемого контроль за планированием, финансированием и выполнением планов капитальных вложений.
Нормативно-правовое регулирование—система приемов, используемых финансово-хозяйственным контролем для выявления нарушений нормативных и правовых актов в процессе расширенного воспроизводства.
Обобщение и реализация результатов контроля - совокупность приемов синтезирования результатов проведенного контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности обревизованного предприятия и предупреждение их повторения в будущем. К таким приемам относятся: группировка недостатков, документирование результатов промежуточного контроля, аналитическая группировка, следственно-юридическое обоснование, систематизированная группировка недостатков в акте комплексной ревизии, принятие решений по результатам ревизии, контроль выполнения принятых решений.
Группировка
недостатков—систематизация и обобщение нарушений
нормативно-правовых актов в процессе
хозяйственной деятельности по экономической
однородности, времени совершения и значимости.
Процедуры группировки применяют при
проверке документальной достоверности
результатов контроля. Группировка включает
следующие процедуры: хронологическую
последовательность, систематизированную
группировку, хронологически-
Хронологическая последовательность—способ
группировки недостатков и
Систематизированный способ группировки позволяет выявлять недостатки при исследовании однородных документов за весь ревизуемый период. При этом способе вначале проверяют документы по кассовым операциям, затем по товарным, расчетным и т. п. Этим способом более глубоко изучают отдельные операции и процессы. Его несовершенство состоит в отсутствии хронологической последовательности группировки недостатков и в усложнении информационных связей между однородными хозяйственными операциями (кассовые и банковские операции, подотчетные суммы, издержки и др.).
Хронологически-
Документирование результатов промежуточного контроля - способ оформления результатов контрольных действий на промежуточных стадиях ревизии или проверки, например составление акта выборочной инвентаризации товарно-материальных ценностей и расчетов с поставщиками, покупателями и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, денежных средств в кассе и у подотчетных лиц.
Аналитическая группировка— совокупность приемов статистических группировок по однородности признаков контролируемых объектов и выявленных недостатков. Используется этот прием при составлении таблиц, содержащих анализ факторов, отрицательно влияющих на выполнение плана выпуска и реализации продукции, возникновение брака изделий; расчет естественной убыли товарно-материальных ценностей; анализ факторов убыточности отдельных видов продукции и т. п.
Следственно-юридическое обоснование включает способы добычи доказательств в процессе ревизии в части недостатков и нарушений нормативно-правовых актов в финансово-хозяйственной деятельности, размера причиненного материального ущерба и ответственных за него конкретных лиц. Реализуются эти приемы путем изъятия в установленном порядке первичных документов, содержащих доказательства нарушения законов, нормативно-правовых актов при осуществлении хозяйственных операций, определении ответственных лиц и т. д. Например, в нарядах на выполненные работы завышен их объем, в связи, с чем совершена переплата заработной платы, которая и составляет сумму причиненного ущерба. Указанные наряды являются доказательством причиненного ущерба лицами, принимавшими участие в совершении приписки объема работ, на них дается ссылка в акте комплексной ревизии, а в необходимых случаях ревизором производится изъятие этих документов по решению правоохранительных органов.
Ревизор может выполнять и другие следственно-юридические действия. В частности, к ним относятся опрос и получение письменных пояснений от должностных лиц в связи с выявленными недостатками, составление искового заявления в судебные и арбитражные органы и др.
Систематизированное изложение недостатков в акте комплексной ревизии—комплекс приемов обобщения результатов проведенного контроля в соответствии с правилами Единой государственной системы делопроизводства. Используются эти приемы при составлении актов комплексной ревизии, тематических проверок и обследований, докладных и служебных записок по результатам проведенного контроля.
Принятие решений по результатам ревизии—прием воздействия субъекта на объект контроля, обеспечивающий его функционирование в заданных параметрах и режимах. Применяется этот прием при разработке и издании приказа, распоряжения, служебного письма по результатам ревизии, тематической проверки, обследования и т. п.
Следовательно, метод финансово-хозяйственного контроля - это совокупность методических приемов контроля процессов расширенного воспроизводства и соблюдения его нормативно-правового регулирования в условиях рыночной экономики.
Основные задачи государственного финансового контроля
Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно, когда они независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния.
Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.
Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" от 25 июля 1996 г. установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Поэтому субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.
Структура системы государственного финансового контроля на федеральном уровне представляет собой совокупность двух основных элементов:
парламентский бюджетный контроль;
финансовый контроль органов исполнительной власти.
ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи счётной палаты:
Организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением
2. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использование государственного имущества (собственности) /государственная дума даёт заключение/.
3. Оценка обоснованности доходных
/ расходных статей федерального
бюджета и в федеральных
4. Финансовая экспертиза НПА
- все законы направляются в
счетную палату и счетная
5. Анализ выполнения плановой деятельности.
Контроль за законностью движения федеральных
средств в ЦБ и других кредитно-финансовые
учреждениях .
6. Регулярное
предоставление Госдуме
Счетная палата состоит из
коллегий (представитель, его
Счетная палата осуществляет:
1. Контрольно-ревизионная деятельность
2. Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза).
3. Информационная деятельность.
Счетная палата может:
1.Направлять представления по принятию мер по выявленным нарушениям, может передать материалы дела в правоохранительные органы.
2. Имеет
право давать администрациям
предприятий предписания (
3. Полномочия в представление финансирования денежных средств.
Президентский
финансовый контроль - реализуется
через контрольное управление президента
- призвано обеспечивать контроль за деятельностью
министерств и ведомств выполняющих государственные
программы развития и экономические реформы.
Финансовый бюджет управления президента
- для сбора и анализа финансовой деятельности.
Правительство
РФ - осуществляет контроль через систему
специальных органов.
Министерство финансов (Минфин) - обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере.
Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия:
Контроль за соблюдением финансового законодательства.
2. Контроль за качеством
3. Контроль за качеством
4. Проверка и контроль хозяйствен