Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция

Краткое описание

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Файлы: 1 файл

лекции 2009-2010.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

Экономико-математические методы применяются в финансово- хозяйственном контроле при определении влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии планирования и проектирования, а также после совершения хозяйственных процессов, если другими методическими приемами определить тесноту связи факторов не представляется возможным. В частности, используют оптимизацию маршрутов перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, корреляционный анализ себестоимости продукции, издержек производства, выполнения плана производства и др.

Документальные приемы состоят из информационного моделирования, исследования документов, камеральных проверок, нормативно-правового регулирования.

Информационное  моделирование—информационная совокупность, представляющая контролируемый - объект в виде модели. При формировании информационной модели необходимо обеспечить полноту характеристики объекта контроля, отбор существенных переменных и представление их в форме, наиболее удобной для восприятия и анализа. Целью моделирования в контроле является получение необходимой информации об объекте для последующего изучения его состояния, участия в процессах расширенного воспроизводства, выявления отклонений и возмущений, выработки решения регулирования в пределах плановых параметров. При моделировании используется нормативно-правовая, договорная, учетная, отчетная и другая информация об объектах. В таком представлении информационной моделью можно считать объекты основных фондов, товарно-материальные ценности, денежные средства, отраженные в системе плановой, договорной, нормативно-правовой и учетной информации.

Исследование  документов - способ документального контроля достоверности, целесообразности, эффективности хозяйственных операций, соответствия их законодательным и нормативным актам, регулирующим процесс расширенного общественного воспроизводства.

Камеральные проверки—прием документального контроля качества проектно-сметной документации по капитальным вложениям, а также документов на выполнение строительно-монтажные работы, представляемые объединениями и предприятиями учреждениям банка, осуществляемого контроль за планированием, финансированием и выполнением планов капитальных вложений.

Нормативно-правовое регулирование—система приемов, используемых финансово-хозяйственным контролем для выявления нарушений нормативных и правовых актов в процессе расширенного воспроизводства.

Обобщение и реализация результатов контроля - совокупность приемов синтезирования результатов проведенного контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности обревизованного предприятия и предупреждение их повторения в будущем. К таким приемам относятся: группировка недостатков, документирование результатов промежуточного контроля, аналитическая группировка, следственно-юридическое обоснование, систематизированная группировка недостатков в акте комплексной ревизии, принятие решений по результатам ревизии, контроль выполнения принятых решений.

Группировка недостатков—систематизация и обобщение нарушений нормативно-правовых актов в процессе хозяйственной деятельности по экономической однородности, времени совершения и значимости. Процедуры группировки применяют при проверке документальной достоверности результатов контроля. Группировка включает следующие процедуры: хронологическую последовательность, систематизированную группировку, хронологически-систематизированную группировку.

Хронологическая последовательность—способ  группировки недостатков и нарушений  нормативно-правовых актов в финансово-хозяйственной  деятельности, выявленных в процессе исследования документов. При этом способе документы проверяются в таком порядке, в каком они сгруппированы при бухгалтерской обработке и сброшюрованы в папки по отчетным периодам. Проверка документов способом хронологической последовательности несколько усложняет работу ревизора, так как при этом надо пользоваться одновременно нормативно-правовыми актами, методическими, инструктивными и справочными материалами, что создает трудности для изучения каждой операции в отдельности и во взаимосвязи с другими однородными операциями. Поэтому этим способом пользуются при ревизии небольших учреждений и организаций.

Систематизированный способ группировки позволяет выявлять недостатки при исследовании однородных документов за весь ревизуемый период. При этом способе вначале проверяют документы по кассовым операциям, затем по товарным, расчетным и т. п. Этим способом более глубоко изучают отдельные операции и процессы. Его несовершенство состоит в отсутствии хронологической последовательности группировки недостатков и в усложнении информационных связей между однородными хозяйственными операциями (кассовые и банковские операции, подотчетные суммы, издержки и др.).

Хронологически-систематизированный  способ смешанной группировки состоит в том, что ревизор выявляет недостатки в хронологической последовательности и систематизирует их по экономической однородности операций (кассовые, банковские, товарные, расчетные и т. д.). Преимущество этого способа заключается в том, что ревизор проверяет все хозяйственные операции последовательно и взаимосвязанно. Например, кассовые операции в хронологической последовательности сверяются с банковскими, подотчетными суммами и т. д. Однако этот способ требует от ревизора глубоких знаний нормативно-правовых актов по вопросам хозяйственной деятельности объединений, предприятий.

Документирование  результатов промежуточного контроля - способ оформления результатов контрольных действий на промежуточных стадиях ревизии или проверки, например составление акта выборочной инвентаризации товарно-материальных ценностей и расчетов с поставщиками, покупателями и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, денежных средств в кассе и у подотчетных лиц.

Аналитическая группировка— совокупность приемов статистических группировок по однородности признаков контролируемых объектов и выявленных недостатков. Используется этот прием при составлении таблиц, содержащих анализ факторов, отрицательно влияющих на выполнение плана выпуска и реализации продукции, возникновение брака изделий; расчет естественной убыли товарно-материальных ценностей; анализ факторов убыточности отдельных видов продукции и т. п.

Следственно-юридическое  обоснование включает способы добычи доказательств в процессе ревизии в части недостатков и нарушений нормативно-правовых актов в финансово-хозяйственной деятельности, размера причиненного материального ущерба и ответственных за него конкретных лиц. Реализуются эти приемы путем изъятия в установленном порядке первичных документов, содержащих доказательства нарушения законов, нормативно-правовых актов при осуществлении хозяйственных операций, определении ответственных лиц и т. д. Например, в нарядах на выполненные работы завышен их объем, в связи, с чем совершена переплата заработной платы, которая и составляет сумму причиненного ущерба. Указанные наряды являются доказательством причиненного ущерба лицами, принимавшими участие в совершении приписки объема работ, на них дается ссылка в акте комплексной ревизии, а в необходимых случаях ревизором производится изъятие этих документов по решению правоохранительных органов.

Ревизор может выполнять  и другие следственно-юридические  действия. В частности, к ним относятся  опрос и получение письменных пояснений от должностных лиц в связи с выявленными недостатками, составление искового заявления в судебные и арбитражные органы и др.

Систематизированное изложение недостатков в акте комплексной ревизии—комплекс приемов обобщения результатов проведенного контроля в соответствии с правилами Единой государственной системы делопроизводства. Используются эти приемы при составлении актов комплексной ревизии, тематических проверок и обследований, докладных и служебных записок по результатам проведенного контроля.

Принятие решений по результатам ревизии—прием воздействия субъекта на объект контроля, обеспечивающий его функционирование в заданных параметрах и режимах. Применяется этот прием при разработке и издании приказа, распоряжения, служебного письма по результатам ревизии, тематической проверки, обследования и т. п.

Следовательно, метод  финансово-хозяйственного контроля - это  совокупность методических приемов контроля процессов расширенного воспроизводства и соблюдения его нормативно-правового регулирования в условиях рыночной экономики.

 

  1. Организация контрольно-ревизионной работы в РФ. Органы контроля и их функции.

Основные  задачи государственного финансового  контроля

  1. проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведении бухгалтерского учета;
  2. проверка эффективности и экономности расходования государственных средств;
  3. проверка правильности расчета и уплаты налогов.

Контрольные органы государства  могут выполнять свои задачи объективно и эффективно, когда они независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в  том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" от 25 июля 1996 г. установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Поэтому субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Структура системы государственного финансового контроля на федеральном уровне представляет собой совокупность двух основных элементов:

парламентский бюджетный  контроль;

финансовый контроль органов исполнительной власти.

 

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ    

 Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи счётной палаты: 

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных / доходных статей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.  

2. Определение эффективности и  целесообразности расходования государственных средств и использование государственного имущества (собственности) /государственная дума даёт заключение/.    

3. Оценка обоснованности доходных / расходных статей федерального  бюджета и в федеральных внебюджетных  фондов.    

4. Финансовая экспертиза НПА  - все законы направляются в  счетную палату и счетная палата  готовит о постановление о  целесообразности по прибывшим  законам.  
  5. Анализ выполнения плановой деятельности. Контроль за законностью движения федеральных средств в ЦБ и других кредитно-финансовые учреждениях .  

6. Регулярное  предоставление Госдуме информации  о ходе контроля.     

  Счетная палата состоит из  коллегий (представитель, его заместитель,  аудиторы, аппарат). Аудиторы – должностные  лица, занимающиеся финансовым контролем. Председатель назначается Государственной думой.     

  Счетная палата осуществляет:   

1. Контрольно-ревизионная  деятельность  

2. Экспертно-аналитическая  деятельность (экспертиза).   

3. Информационная  деятельность.     

  Счетная палата может:   

1.Направлять  представления по принятию мер  по выявленным нарушениям, может  передать материалы дела в  правоохранительные органы.   

2. Имеет  право давать администрациям  предприятий предписания (требования).  

3. Полномочия  в представление финансирования денежных средств.

 
     Президентский финансовый контроль - реализуется через контрольное управление президента - призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.     

Финансовый бюджет управления президента - для сбора и анализа финансовой деятельности.  
     Правительство РФ - осуществляет контроль через систему специальных органов.     

 Министерство финансов (Минфин) - обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере.      

 Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия:

Контроль за соблюдением финансового  законодательства.   

2. Контроль за качеством использования  всех бюджетов.   

3. Контроль за качеством финансовой  документации и отчётности.   

4. Проверка и контроль хозяйственной деятельности предприятий, организации и учреждений получающих / использующих бюджетные средства.    

Информация о работе Контроль и ревизия