Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция

Краткое описание

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Файлы: 1 файл

лекции 2009-2010.doc

— 600.50 Кб (Скачать)


Лекции Контроль и  ревизия Стинская Т. А.

  1. Сущность, роль и значение контроля и ревизии в условиях рыночной экономики.

Общество живет и  развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.

Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Контроль, являясь одной из функций управления, представляет собой контрольную деятельность уполномоченных на то структур по выполнению экономическими субъектами своих хозяйственных функций и соблюдению финансовой дисциплины, выявлению возникших отклонений по центрам ответственности, причинам и виновникам, а также устранению неблагоприятных ситуаций и доведению о них соответствующим органам.

В научной  литературе можно встретить упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля.

Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям.

Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению цели.

Административный  контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др.

Финансовый  контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Контроль  играет значительную роль в технологии управленческого процесса. При этом он выполняет четыре функции: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную.

Информационная  функция заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.

Профилактическая  функция заключается в том, что контроль призван, не только выявит недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.

Мобилизующая функция контроля заставляет экономические субъекты обеспечивать рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов.

Воспитательная  функция способствует появлению у работников организации неукоснительного соблюдения законности и четкого выполнения своих обязанностей. Таким образом, соблюдается дисциплина, воспитывается сознательное отношение к труду и собственности организации.

Перед контролем стоят  следующие основные задачи:

  • укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;
  • обеспечение сохранности и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении экономического субъекта;
  • выявление и использование резервов роста и эффективности производства;
  • выявление путей совершенствования работы экономического субъекта

 

  1. Контроль как функция управления. Классификация видов контроля. Предмет и метод контроля.

Контроль — это функция процесса управления, его важнейшая часть, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе. Он неразрывно связан с остальными функциями управления (планирование производства и нормирование; организацию производства; реализацию продукции (работ, услуг); учет и анализ) и, с одной стороны, зависит от них, с другой же — предопределяет их содержание. Поэтому при организации контроля необходимо учитывать факторы, предопределяющие эффективность проведения этой управленческой функции. К таким факторам относятся:

  • организационные — объекты контроля (что должно контролироваться), субъекты контроля (кто контролирует), место контрольной функции в организационной структуре управления (кому подчиняется, права, ответственность, полномочия);
  • масштабы контроля — количество и точность контролируемых параметров, частота и скорость проведения контроля;
  • контрольная информация — объем, частота, точность и своевременность необходимой для контроля информации;
  • затраты на контроль — средства, связанные с организацией контрольной функции и ее информационным обеспечением.

Ответственная роль данной функции раскрывается при рассмотрении ее как процесса, состоящего из четырех  этапов.


Установление                   Измерение пока-          Сравнение стан-          Оценка результа- 
стандартов, норм,         зателей деятель-     дартов, норм, пла-       тов и корректи- 
плановых заданий         ности                    нов с показателями        ровка действий 
или стандартов


Рис. - Этапы процесса контроля

На  первом этапе устанавливаются параметры организации, по сравнению с которыми будут оцениваться ее деятельность и направления дальнейшего движения. В специальной литературе они рассматриваются как стандарты, нормы и планы или, обобщенно, как конкретные цели, динамика которых поддается измерению.

На  втором этапе процесса контроля осуществляется измерение достигнутых показателей работы организации. Основное условие качественного выполнения этого элемента процесса — выбор таких показателей, которые реально отражают движение организации по пути достижения поставленных перед ней целей.

На  третьем этапе осуществляется сравнение фактически достигнутых данных с запланированными, что дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону, выявить факторы и условия и перейти к следующему, последнему, этапу контроля.

На  четвертом этапе производится окончательная оценка полученных результатов и предпринимаются действия по корректировке. По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены результаты трех видов:

  • положительные, когда фактические параметры лучше запланированных;
  • отрицательные, когда фактические данные оказались хуже запланированных.
  • нейтральные, когда организация функционирует в соответствии с планом и никаких корректировочных действий не нужно.

 

Классификация видов контроля

В зависимости  от того, кто осуществляет контроль (его субъект), что контролируется (его объект) и каковы его цели, различают следующие виды контроля:

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль проводят органы государственной власти и управления. Общегосударственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе РФ, так и в каждом субъекте РФ. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль обеспечивает интересы государства и общества, служит инструментом проверки выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдения законности. Непосредственно государственный контроль, осуществляют ревизионные службы Министерства финансов РФ, органы государственной власти, налоговые инспекции. Контроль специализированных инспекций (экологической, санитарной, торговой и др.) обеспечивает интересы общества (защиту здоровья и других прав населения и отдельных личностей). Например, контроль за качеством товаров входит в компетенцию торговой инспекции, а не налоговой.

Правовой контроль как вид общегосударственного контроля осуществляется в интересах всего общества правоохранительными органами в форме проверок, ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств, головных организаций предприятий различных форм собственности. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объектов. Ведомственный контроль возможен в рамках государственного сектора, акционерных организаций и т. п., когда организация имеет вертикальную структуру управления и взаимоотношений между вышестоящей и подчиненной инстанциями. Ведомственный контроль осуществляется путем систематического проведения комплексных плановых документальных ревизий, проверок; отчета руководителей организации перед вышестоящими по подчиненности органами; тематических проверок производственной, хозяйственной и финансовой деятельности; анализа бухгалтерской отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, внутренними аудиторами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Внутрихозяйственный контроль (бухгалтерский и общественный) защищает интересы предприятия и коллектива от злоупотреблений, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности.

Общественный финансовый контроль проводят отдельные физические лица или их объединения на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов (см. гл. 22). Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудитор - не государственный служащий, а независимый контролер, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудит — сравнительно новый вид контрольной деятельности в России. Поэтому здесь еще много нерешенных вопросов и даже противоречий. Например, заключения аудиторов должны быть независимы, но их работа оплачивается теми, кого они проверяют; аудиторы несут ответственность за достоверность своих заключений, но ввиду сложности и массового характера объектов контроля проверка их деятельности крайне затруднена.

 

Классификация форм контроля

По  характеру субъектов контроля различаются внутренний и внешний контроль. Первый проводится внутренними службами предприятия (внутренними ревизионными подразделениями, бухгалтерией, общественными организациями), а второй — государственными финансовыми органами, правоохранительными органами, ведомственными вышестоящими инстанциями, аудиторскими службами, банками.

По  срокам проведения финансово-хозяйственный контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организации, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван предотвратить нерациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов организаций.

Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе самих финансово-хозяйственных операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки и злоупотребления. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и документальных ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами является выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

По  источникам данных контроль подразделяют на документальный и фактический.

Документальный  контроль — это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных). Разновидностью этого вида проверок является камеральный контроль, когда исследуется документация (балансы, формы отчетов о прибылях, расчетов по налогам), периодически представляемая организациями в органы контроля и статистики по месту регистрации.

Фактический контроль — это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания.

Информация о работе Контроль и ревизия