Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция

Краткое описание

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Файлы: 1 файл

лекции 2009-2010.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

Вспомогательные производства — необходимое звено в деятельности основной массы предприятий. Они  делятся на простые и сложные.

Простые — выпускают  однородную продукцию (пар, вода, сжатый воздух, электроэнергия и т.д.), себестоимость единицы объема продукции определяется делением общей суммы затрат на объем выработанной продукции в разрезе статей калькуляции.

Сложные — оказывают  комплекс услуг: транспортный цех, инструментальное и ремонтное производства, выполняющие различные виды работ (услуг) с множеством технологических операций.

Себестоимость единицы  продукции (услуг) рассчитывается в  отдельности по каждому заказу и статьям калькуляции.

Перечисленные вспомогательные  производства, как правило, взаимосвязаны и оказывают друг Другу взаимные услуги. Документальное оформление затрат практически не отличается от основного производства.

В то же время учет затрат во вспомогательных производствах  имеет Свои особенности: аналитический  учет организуется в разрезе объектов на карточках учета производства, по заказам и калькуляционным статьям; по каждому цеху — в ведомостях № 12; по суммам прямых и косвенных затрат.

По каждому цеху ведется  отдельная ведомость № 12, в которой  отражаются фактические данные затрат, затем показатели ведомости № 12 переносятся в журнал — ордер № 10.

При проведении проверки правильности формирования затрат вспомогательного производства аудитор должен руководствоваться  рекомендациями, данными в предыдущих подразделах книги, учитывая при этом, что и в этих производствах при проверках выявляются серьезные нарушения, а порой и злоупотребления должностных лиц (например, в оценке стоимости выполненных работ (услуг), приписках объемов выполненных работ, неправильном применении норм и расценок). Отсутствие дефектных ведомостей, сметных расчетов на ремонтные работы (особенно крупных объектов основных средств) приводит к необоснованному завышению стоимости ремонта, хищению материальных ценностей, необоснованной выплате зарплаты и в конечном итоге к незаконному завышению себестоимости выпускаемой продукции, снижению прибыли, финансовым санкциям.

Исходя из сказанного, аудитор (пусть выборочно) должен тщательно  проверить всю первичную документацию, относящуюся к данному производству, в том числе:

дефектные ведомости  и сметы на производство всех видов  ремонта;

накладные (или другие документы) на отпуск материалов во вспомогательные производства;

накладные на изготовленные  и сданные на склад инструменты;

акты на сданные ремонтные  работы по отремонтированным объектам;

справки на объемы работ  и услуг по передаче пара, воды, сжатого  воздуха, электроэнергии и т.д., подписанные  соответствующими должностными лицами;

путевые листы, подтверждающие объем перевозок транспортного  цеха и другие документы.

Все затраты, отнесенные в дебет счета 20 «Основное производство», включают затраты на готовую продукцию  и продукцию частичной готовности — незавершенное производство.

Методы оценки незавершенного производства (НЗП) определяются учетной политикой организации.

Справочно:

Как оценить незавершенное  производство

Согласно пункту 1 статьи 247 Налогового кодекса РФ, налогооблагаемая прибыль - это разница между доходами и расходами отчетного периода. Организация получает доход, когда реализует продукцию покупателям. Поэтому вся сумма, отраженная в отгрузочных и расчетных документах, относится к доходам от реализации продукции и считается доходом отчетного периода.

Совсем другое дело с  расходами. Не вся их сумма, указанная  в первичных учетных документах, будет относиться к отчетному периоду. Так, производственная организация списывает сырье и материалы, начисляет амортизацию, выплачивает зарплату сотрудникам, несет другие расходы независимо от того, реализуется продукция или нет. Готовые товары, не распроданные в отчетном периоде, остаются на складе, а продукция частичной готовности, которая не прошла все стадии обработки, считается незавершенным производством. Поэтому, рассчитывая прибыль, бухгалтер может уменьшить доходы только на те расходы, которые относятся к продукции, реализованной в отчетном периоде. Чтобы рассчитать эту сумму, ему приходится распределять общую сумму расходов между незавершенным производством, готовой продукцией на складе, отгруженными, но не проданными товарами и реализованной продукцией.

Классификация расходов

В налоговом учете  не все расходы нужно распределять между незавершенным производством, готовой продукцией на складе и реализованной продукцией. Это касается только так называемых прямых расходов. Согласно пункту 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ, к ним относятся следующие расходы на производство и реализацию.

1. Расходы на приобретение:

сырья и материалов, из которых состоит основа производимой продукции, либо необходимые компоненты для ее производства;

комплектующих изделий  и полуфабрикатов.

Расходы на оплату труда  персонала, который непосредственно  участвует в производстве, а также  суммы единого социального налога, начисленные на эту зарплату.

Амортизация основных средств, используемых в производстве продукции.

Аудитор должен проверить, правильно ли отрегулированы в учете выявленные в ходе инвентаризации недостачи и излишки незавершенного производства.

Проверка правильности распределения общехозяйственных  и общепроизводственных расходов

Общехозяйственные, общепроизводственные и коммерческие расходы — это так называемые «накладные расходы», связанные с производством продукции и ее реализацией.

В инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета... по счетам: 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и 43 «Коммерческие расходы» приводится достаточно полный перечень расходов, относящихся к каждому из приведенных видов накладных расходов.

При проведении аудиторских  проверок по каждому из приведенных  в бухгалтерских счетах 25 и 26 видов  расходов аудитор должен проверить правильность и законность их включения. При этом в первую очередь необходимо проверить правильность начисления амортизации по производственным фондам, правильность распределения по соответствующим счетам расходов на отопление, освещение и содержание помещений, заработной платы и начислений на нее во внебюджетные фонды, расходов на оплату информационных, консультационных и аудиторских услуг и др. расходов.

Порядок их включения  в затраты и особенности аудита большинства из приведенных расходов рассмотрены выше, здесь же рассмотрим такие расходы, как оплата информационных, консультационных и аудиторских услуг, компенсации за использование личных автомобилей для служебных поездок, коммунальные расходы. Наибольшая доля из перечисленных здесь расходов приходится на коммунальные расходы. Часто эти расходы определяются лицом, ответственным за расход энергии в целом по предприятию, с большими погрешностями, особенно, когда на производстве нет в достаточном количестве измерительных приборов; нередко на производство списывается энергия, израсходованная на непроизводственные нужды, да и допущенный порой перерасход энергоресурсов без расследования причин его образования тоже списывается на указанные счета. Часто коммунальные расходы списываются не в том отчетном периоде, к которому они относятся, а спустя 1-2 месяца.

Нередко счетные работники  путают участие в учебном семинаре по различным тематикам с консультационными  или информационными Услугами и  относят всю уплаченную сумму  на затраты, не ограничивая нормами, предусмотренными письмом Минфина РФ от 6 октября 1992 г. № 94.

При проведении аудиторских  проверок по инициативе руководителя предприятия практически всегда стоимость за проверки относится  на затраты, а не на чистую прибыль  предприятия (организации) и т.д.

Следующий этап проверки — определение правильности распределения  этих расходов на себестоимость каждого  конкретного вида продукции (работ, услуг).

На предприятии, в зависимости  от принятой учетной политики, могут  применяться различные способы распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

Так, общепроизводственные расходы могут распределяться пропорционально:

нормативным величинам  косвенных расходов;

затратам на оплату труда;

материальным затратам;

сумме всех основных затрат за минусом стоимости сырья и материал лов или дифференцированным способом с использованием коэффициентов.

Общехозяйственные расходы  могут распределяться:

по принципу распределения  общепроизводственных расходов;

между отдельными видами деятельности (продукции) пропорционально сумме всех основных затрат или стоимости продукции по ценам реализации.

 

  1.  Ревизия расходов по организации производства, управлению и обслуживанию

 

 

  1. Проверка сохранности, технического состояния и использования основных средств. Ревизия операций по поступлению и выбытию основных средств.

Целью проверки учета  основных средств является контроль правильности, полноты, целесообразности, эффективности использования основных средств и порядка их учета.

В проверку учета основных средств входят:

 

1) операции по поступлению, перемещению, выбытию, начислению износа основных средств;

2) организации сохранности основных средств;

3) правильность определения первоначальной учетной стоимости основных средств;

4) операции по переоценке (уценке, дооценке) основных средств;

5) правильность, полнота, своевременность документального оформления основных средств;

6) проверка проводимых текущих и капитальных вложений в основные средства (ремонт, реконструкция, модернизация);

7) операции по реализации основных средств;

8) анализ проводимых инвентаризаций.

 

Источниками информации по контролю и проверке учета основных средств являются первичные документы  по учету основных средств (акты ввода  в эксплуатацию, акты приема-передачи, инвентарные карточки, договоры покупки, передачи основных средств и т. д.). Проводится анализ учетной политики, учредительных документов, анализируют ведомости, расчеты по начислению износа, а также порядок отнесения затрат по амортизации в состав расходов, в том числе в налогообложение. Проверке подвергаются журналы, ордера, ведомости синтетического и аналитического учета, корректность проводок, отражающих хозяйственные операции по учету основных средств, анализируют положения по учетной политике, а также порядок выполнения принципов учета основных средств, закрепленные в учетной политике, анализируют правильность квалификации основных средств для того, чтобы подобрать процедуры проверки.

Основные средства могут  классифицироваться следующим образом:

 

1) арендованные, собственные: переданные в оперативное управление или на право хозяйственного ведения;

2) находящиеся в эксплуатации на консервации, в запасе, на реконструкции и т. д.;

3) производственные и сферы социально-бытового обслуживания.

 

Проверяющий должен проконтролировать  порядок отнесения основных средств к тому или иному виду, так как в соответствии с классификацией основные средства включаются в разные амортизационные группы и имеют разный срок службы и величину износа. Здесь необходимо уделить особое внимание правильной классификации средств, так как суммы износа уменьшают налогооблагаемую базу и взыскиваются при расчете налога на имущество, а следовательно, могут повлиять на правильность исчисления налогов, а ошибки могут привести к применению финансовых санкций к субъекту проверок в виде штрафов, пеней.

Проверяя учет основных средств, необходимо убедиться в  соответствии данных учета фактическому наличию, проверить состояние учета  на соответствие действующему законодательству (Положения по бухгалтерскому учету  и отчетности в РФ, Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете), установить, нет ли случаев незаконного списания основных средств, как ведется учет арендованных основных средств (здесь проверяют порядок отнесения аренды основных средств к кредиторской или долгосрочной, исследуя договорные отношения, оформление актов приема-передачи, ведения учета операций аренды, учет вложений, осуществления ремонта арендованных основных средств).

Также проверяют, ведется  ли учет на забалансовых счетах 001, 005, допускается ли неэффективное использование средств, есть ли случаи формального проведения инвентаризации, не проводятся ли капитальные вложения под видом ремонтных работ.

При выявлении ошибок и нарушений следует определить степень их влияния на искажение данных учета и отчетности, оценить последствия данных ошибок в налоговом учете, причины ошибок, а также виновных лиц и риск появления данных ошибок в будущем.

 

Контроль операций по поступлению, выбытию и износу основных средств

 

Контроль операций по поступлению основных средств предполагает оценку основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, по договорам купли-продажи, взаимозачета, в результате строительства (подрядным и хозяйственным способом), аренды и т. д. Контроль заключается в проверке оценки поступивших основных средств, если объект поступает в порядке приобретения, его стоимость будет состоять из покупной стоимости и транспортно-заготовительных расходов, если в виде вклада в уставный капитал, то стоимость средства будет согласована с учредителями. Контроль оценки поступивших безвозмездно средств будет состоять из контроля рыночных цен на аналогичное средство на дату его оприходования.

Информация о работе Контроль и ревизия