Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:28, лекция

Краткое описание

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Файлы: 1 файл

лекции 2009-2010.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

Имущество – основное средство, полученное по обмену, взаимозачету, оценивается по стоимости обмениваемого имущества.

Стоимость принятых к  учету основных средств не подлежит изменению (кроме модернизации, дооборудования и т. д.). Контроль поступления основных средств затрагивает анализ выполненных проводок, правильность и полноту оформления документов по поступлению средств (акт приема-передачи, акты ввода в эксплуатацию, инвентарные карточки объектов основных средств, акт на оприходование земельных участков, акт приема многолетних насаждений.

Контроль выбытия основных средств состоит из проверки операций по списанию. Необходимо проверить правильность оформления документов (акт на списание зданий и сооружений, акт на списание машин и оборудования, акт на выбраковку животных, акт на списание многолетних насаждений), правильность внесения записей в инвентарную карточку основного средства, контролируют данные аналитического и синтетического учета, законность совершаемых действий по списанию, выявляют случаи нарушений, злоупотреблений (подмена новых объектов на старые или с худшими качественными характеристиками), анализируют случаи гибели, порчи, хищений имущества на предмет нарушений. Проводится анализ списания основных средств в плане их оценки. Списание в учете с баланса должно проводиться в сумме фактической оценки основного средства, числящейся в инвентарной карточке. Контролируется порядок списания расходов по ликвидации основного средства. Если списываемый объект полностью не амортизирован, то его остаточная стоимость будет равна балансовой за минусом суммы начисленного износа. Контролируют порядок операций по выбытию объектов основных средств согласно действующему законодательству.

Так, Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и  «Расходы организации» устанавливают, что продажи и прочее выбытие  основных средств в целях оценки доходов и расходов от выбытия средств относят к операционным. Если происходит гибель, порча, недостача – к чрезвычайным, к внереализационным относят суммы уценки, дооценки при выбытии объекта.

Контроль начисления износа основных средств состоит  в определении: все ли объекты приняты в расчет при начислении износа, какими методами начисляется амортизация в бухгалтерском и налоговом учете, соответствуют ли порядок и методы начисления износа действующему законодательству и положениям учетной политики, проводится арифметический контроль начисления износа. Проверяется порядок отнесения средств к амортизационным группам и срок полезного использования. Следует помнить при контроле начисления износа, что амортизации не подлежат объекты, находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации (более трех месяцев), техническом перевооружении, но срок их службы удлиняется на период консервации.

Если основное средство сдано в аренду, то сумму износа относят на внереализационные расходы.

 

 

  1. Проверка правильности начисления и использования амортизационных отчислений. Проверка операций по ремонту основных средств.
  2. Проверка складского хозяйства, складских операций и обеспечения сохранности материальных ценностей.
  3. Проверка операций по движению материалов на центральном складе, в кладовых ателье и мастерских.
  4. Ревизия и контроль использования материалов в производстве.

Контроль над движением  материалов начинается с проверки сумм, отражаемых в сопутствующих им документах (чеки, счета, акты-справки, накладные на внутреннее перемещение), приходных ордерах, карточках складского учета материалов. Суммы в денежной оценке всех поступающих на предприятие материалов определяются дебетовыми оборотами по одноименному счету 10 «Материалы».

В случае выбытия материалов (отпуск их в производство, на сторону  для переработки, реализации) сверяются  суммы в карточках (при соответствующих  расходах) с суммами в документах на расход материалов (лимитно-заборные карты, требования, расходные накладные) либо же с суммами, отраженными в отчете о выпуске продукции, выполнении работ. При утверждении данных отчетов следует помнить, что они являются основанием для списания материалов, поэтому необходима проверка соответствия их расхода действующим на предприятии нормам.

При выявлении в этой области расхождений следует  определить их природу и отнести  недостачи за счет соответствующих  источников либо утвердить новые  нормы расхода.

Суммы выбывших материалов в денежной оценке представляют собой кредитовые обороты по счету 10 «Материалы». Остаток по этому синтетическому счету, являющийся разницей дебетовых и кредитовых оборотов, фиксируется в активе баланса в разделе производственных запасов. В ходе проверки бухгалтерского учета по счету 10 «Материалы» необходимо выявить затраты, не относящиеся к приобретенным материальным ценностям и не подлежащие отражению на счете 16 и включению в себестоимость, в том числе суммы НДС и спецналога, числящиеся на счете 10 «Материалы». В случае установления таких затрат следует подсчитать размер скрытой от налогообложения прибыли.

Кроме того, в случае учета  материалов по учетным ценам следует  проверить правильность определения  суммы отклонений, подлежащих отражению в составе себестоимости реализованной продукции. Для этого составляется соответствующий расчет, учитывающий, что накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов затрат на производство и издержек обобщения или других соответствующих расчетов пропорционально стоимости израсходованных в производстве материалов, взятых по учетным ценам. В случаях включения в себестоимость суммы отклонений в размерах больших, чем предусматривается расчетами, следует определить размер скрытой от налогообложения прибыли.

По предприятиям, учитывающим  материалы на счете 10 «Материалы»  по фактической себестоимости, необходимо по оборотной ведомости учета  материалов определить, не имело ли место оставление фактических затрат в остатках, учитываемых на счете 10 «Материалы», путем переброски (при списании на производственные счета) стоимости одних видов материалов на другие их виды с целью регулирования фактической себестоимости готовой продукции. При определении таким путем увеличения стоимости тех материалов, которые должны быть списаны на производство, следует выявить сумму прибыли, скрытой от налогообложения.

Необходимо проверить, не имели ли место факты списания на себестоимость затрат, не относящихся  к материалам, используемым в производстве, а также случаи списания на производственные счета стоимости НДС и спецналога, которые должны быть учтены по отдельным счетам и засчитываться при расчетах с бюджетом при списании материалов в производство (по соответствующему проценту). Поэтому также проверяется исчисление сумм НДС и спецналога, учитываемых при расчетах с бюджетом, по списанным материалам. Следует помнить, что НДС и спецналог по материалам, использованным на объектах социально-культурного назначения, при строительных работах, финансируются за счет соответствующих источников.

 

Группа материальных запасов включает в себя различные  категории активов: сырье и материалы, товары, готовую продукцию, полуфабрикаты, остатки незавершенного производства и расходы будущих периодов. Не во всех организациях материальные запасы составляют существенную величину, и в этих случаях проверять их необязательно.

Если величина операций с запасами и/или их остатки составляют существенную величину, их проверка необходима.

В отношении материальных запасов высокорисковыми областями являются:

•   затоваривание  складов, отсутствие работы по анализу  состояния запасов и определению норматива запасов;

•    завышение  стоимости запасов в бухгалтерском  учете по сравнению с рыночной (ошибка в учете, запасы приобретены по завышенным ценам по различным причинам или утрачены, похищены и т.п., потеряли свою стоимость в результате неправильного хранения или резкого снижения цен на рынке);

•    величина в  отчетности занижена по сравнению с  реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные запасы).

Оценка системы внутреннего контроля

1.  Обсудите с представителями  проверяемой организации, как  они оценивают риски, связанные  с учетом материальных запасов:

•   установлены  ли нормативы складских запасов;

•    есть ли бюджет закупок;

•    есть ли документ, устанавливающий порядок сбора информации о залежалых запасах, и порядок принятия решения в отношении таких запасов;

•    производится ли и каким образом контроль за ценами закупок, что препятствует менеджерам получать неофициальные «бонусы» от поставщиков;

•    насколько  руководство уверено, что условия  хранения запасов обеспечивают сохранность  их качества и все произошедшие по различным причинам ухудшения оценены  и отражены в бухгалтерской отчетности;

•    насколько  руководство уверено, что на складах  нет неучтенных запасов, в том числе запасных частей со списанных основных средств, официально списанных, но еще не уничтоженных запасов и т.д.

2.   Попросите предоставить  документы, подтверждающие проведение контрольных мероприятий по снижению указанных выше рисков, например результаты анализа наличия невостребованных запасов и причин невостребованности. Попробуйте установить, как регламентируется выявление таких запасов, выясняются ли реальные причины затоваривания, какие меры принимаются.

3.  Попросите предоставить документы, подтверждающие анализ руководством основных тенденций в движении материалов: нарастание или снижение запасов, степень обеспеченности запасами, динамика претензий по качеству сырья и/или к произведенной из него продукции, стоимости списанных запасов и т.д.

4.   Повторите (по  возможности) одну-две контрольные  процедуры, например в отношении выявления залежалых запасов.

5.  Сделайте предварительный  вывод о состоянии внутреннего  контроля на данном участке.

Иллюстрация. Процедуру  повторной проверки внутреннего контроля за состоянием запасов лучше организовать следующим образом.

Попросите принести внутренний регламент по выявлению невостребованных (залежалых) запасов. Опросите по отдельности как минимум трех лиц из тех, кто должен по регламенту заниматься этим вопросом (а при отсутствии регламента — заведующих складами):

•    есть ли на их складе запасы, находящиеся без движения в течение последнего месяца;

•    есть ли в  программном обеспечении какой-нибудь модуль, позволяющий вывести перечень запасов, находящихся без движения в течение какого-либо периода (день, месяц, квартал, год);

•    можно ли считать такие запасы залежалыми.

Во многих случаях  ревизор убедится, что «копнул» необъятную проблему, связанную с трактовкой страхового, сезонного, нормального запасов, психологии хозяйственника «советской экономики» и т.п. Задача — определить, на какой стадии решения этой проблемы находится организация.

На основании ответов  опрошенных выберите два-три вида запасов, которые находятся без движения достаточно долго (например, два вида сырья и один вид готовой продукции). Уточните у опрошенных их версию причины невостребованности.

Если все опрошенные лица не могут дать какой-либо точной информации, попросите бухгалтера этого  участка распечатать (или показать в электронном виде, если объем большой) аналитическую ведомость движения материалов по какому-либо складу.

Затем уточните, в должностные  обязанности какого сотрудника входит изучение этой ситуации, и попросите  его принести документы, касающиеся выбранных вами складов и запасов. Сделайте вывод об эффективности работы организации в этом направлении.

Копии некоторых изученных  документов следует приобщить к  акту ревизии.

Контроль соблюдения законодательства

Проверка соблюдения законодательства на данном участке может касаться следующих вопросов:

•   правильность применения зачета НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям;

•   действия должностных  лиц при организации закупок  в интересах организации, а не в своих собственных;

•   соблюдение бюджетными организациями законодательства о закупках для государственных нужд.

Контроль финансовой отчетности

Проверка отражения  в отчетности запасов состоит  в изучении того, что:

•    все отраженные в учете операции с запасами действительно  имели место (предпосылка возникновения);

•    все операции, которые действительно имели  место, отражены в учете (предпосылка  полноты);

•   запасы отражены в учете в оценке, не превышающей  их рыночную стоимость (предпосылка точного измерения). Проверка того, что все отраженные в учете операции с запасами

действительно имели  место, направлена на выявление фиктивных  сделок с запасами. На крупных и  средних предприятиях такие ситуации крайне редки. Более частным случаем является «неполная информация» об операциях с запасами.

Критерии фиктивной  сделки четко не определены, и каждый раз окончательное решение выносит  суд. Для проверки необходимо просмотреть перечень материалов и поставщиков хотя бы за какой-то месяц (что тоже отнимает массу времени), и выбрать две-три нетипичные поставки — как правило, это среднего объема поставка от не слишком известного поставщика. Не рекомендуется отбирать стандартные поставки, например цемента от поставщика «Цементный завод № 7». В большинстве случаев там все в порядке, хотя полностью вероятность ошибки исключить нельзя. Выбираем, например, «кирпич красный, 1200 шт.», поставщик ООО «Торг-строй». Запрашиваем договор (хотя его отсутствие в стандартной письменной форме не является нарушением законодательства), накладные и счет-фактуру по этой поставке.

Информация о работе Контроль и ревизия