Исследование организации учета производственных запасов в строительных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение основных вопросов организации учета использования производственных запасов в строительных организациях и выработка рекомендаций по его совершенствованию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Производственные запасы строительных организаций и пути повышения
эффективности их использования……………………….......................................5 1.1 Источники обеспечения строительных организаций производственными запасами и пути снижения материалоемкости строительства…….……………5
1.2 Классификация и оценка материалов……………….......................................7
1.3 Краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования…………………........……..12
1.4 Задачи учета и анализа производственных запасов в условиях перехода к рыночной экономике.………………………………………...…………………..14
2 Организация учета производственных запасов…………….………………..16
2.1 Документальное оформление движения материалов…………..…............16
2.2 Учет материалов на складах и на строительных объектах………………..19
2.3 Синтетический учет движения материалов…………………….…….........22 2.4 Учет материалов в бухгалтерии……………..….…………………………..27
2.5 Учет и контроль за использованием материалов в производстве….…….29
2.6 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету
производственных запасов……..………………………………………….........31
2.7 Учет производственных запасов в условиях использования ЭВМ...…………………………………………………………………………….35
Заключение…………..……………………………………………………..…….37
Список использованных источников…………………………..………..……...39
Приложение А Доверенность по форме № М-2а……………………………..42
Приложение Б Акт о приемке материалов по форме № М-7 ………………..43
Приложение В Лимитно-заборная карта по форме № М-8…………………...44
Приложение Г Приходный ордер по форме № М-4…………………………...45
Приложение Д Карточка складского учета по форме № М-17А……………..46
Приложение Е Ведомость учета остатков материалов на складе по форме № М-14…………………………………………………………………………...47
Приложение Ж Ведомость «Движение материалов в денежном выражении» по форме № 10-С………………………………………………………………...48
Приложение З Материальные отчет по форме № С-19……………………….49
Приложение И Журнал-ордер № 6……………………………………………..50

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей.docx

— 93.12 Кб (Скачать)

     Если  поступления материалов незначительные, то приходный ордер можно не выписывать, а записи в карточки складского учета  делаются на основании документов поставщиков.

     Когда поступают однородные грузы от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, их можно приходовать общей массой в целом за день. Причем каждая отдельная приемка оформляется соответствующей квитанцией [16, с. 251].

     Записи  в карточки производятся на основании  оформленных в установленном  порядке документов по приходу и  расходу материальных ценностей  в день совершения операции. После  каждой записи  выводится новый  остаток. Записи операций по отпуску  и возврату материалов по лимитно-заборным картам можно производить в карточках  по мере закрытия карт, но не позднее  первого числа месяца следующего за отчетным.

     Карточки  хранятся на складах  в специальных  ящиках. Они располагаются по группам  и подгруппам, а внутри их – по номенклатурным номерам. На складах  с небольшой номенклатурой материалов вместо карточек складского учета допускается  использовать книги сортового учета, содержащие необходимые реквизиты карточек.

     При наличии ЭВМ наличие карточек необязательно, так как их можно  заменить дискетами.

     По  окончании года все карточки складского учета сдаются в бухгалтерию  для хранения в архиве.

     Все первичные документы по приходу  и расходу материальных ценностей  ежедневно (или раз в несколько  дней), а лимитно-заборные карты по окончании месяца материально ответственные  лица сдают в бухгалтерию. При  сальдовом методе это делается непосредственно  на складе.

     Прием-сдача  документов оформляется специальным  реестром формы     № М-13. Он составляется материально ответственным  лицом в одном экземпляре и  передается в бухгалтерию вместе с первичными документами и необходимыми приложениями. Однако с согласия материально  ответственного лица подтверждением приемки-сдачи  документов может служить роспись  работника бухгалтерии в карточке складского учета о проверке записей  по каждой операции.

     Работники бухгалтерии обязаны систематически, но не реже одного раза в неделю непосредственно на складах в присутствии заведующего складом или кладовщика проверять правильность записей в карточках складского учета, точность выведенного остатка и подтверждать это своей подписью. Выявленные расхождения и ошибки здесь же устраняются. Одновременно с этим работник бухгалтерии принимает первичные документы, а завскладом (кладовщик) — их сдает.

     Связь количественно-сортового учета материалов на складе с их учетом в бухгалтерии  в суммовом выражении обеспечивается с помощью ведомости учета  остатков материалов на складе формы  М-14 (Приложение Е). Она ведется в  разрезе групп, подгрупп и номенклатурных номеров с указанием единиц измерения, учетных цен и остатков в натуральном  и денежном выражении на первое число  месяца.

     В течение месяца ведомость учета  остатков материалов на складе находится  в бухгалтерии и используется для справочных целей. В конце  месяца она передается  на склад  для переноса сведений об остатках материалов (в натуральном выражении) на конец месяца из карточек складского учета по каждому номенклатурному  номеру. После этого ведомость  передается в бухгалтерию, где осуществляется таксировка и подсчет итогов по группам  материалов и в целом по счету. Общая сумма остатка материалов по виду на первое число месяца должна быть равна сумме по ведомости  формы № 10-С «Движение материалов в денежном выражении» по каждому  складу (Приложение Ж).

     На  производстве строительно-монтажных  работ материально ответственными лицами являются прорабы и мастера, которые по окончании отчетного  месяца предоставляют в бухгалтерию  материальные отчеты по форме №  С-19 (Приложение З). Материальный отчет  представляет собой регистр аналитического учета в форме комбинированной  ведомости, в которой отражается движение материалов в натуральном и денежном выражении. В отчетах отражается информация о материалах, находящихся на приобъектных складах, независимо от того было ли движение по ним в течение месяца. При сдаче отчета к нему прилагаются оправдательные документы (по приходу и расходу).

     При производстве строительно-монтажных  работ потребляется большое количество материалов открытого хранения: песок, гравий, щебень, кирпич, железобетонные блоки и другие. Как правило, эти  материалы хранятся на открытых площадках, вне складских помещений и  числятся на подотчете материально-ответственных  лиц (прорабов, мастеров, кладовщиков). При отпуске этих материалов на производство строительно-монтажных работ подсчет  или взвешивание не производится, соответственно и не выписывается первичный  документ. При работе бригад на хозяйственном  расчете отпуск им материалов производится по требованиям, выписываемым по нормам на объем заданных работ.

     Фактический расход этих материалов определяется ежемесячно путем проведения инвентаризации, которая производится комиссией  с участием работника бухгалтерии. Для определения количества израсходованных  в строительстве материалов открытого  хранения комиссией составляется акт  об остатках и на списание израсходованных  материалов открытого хранения по типовой  форме № М-22а. В нем отражаются наименование материалов в разрезе  номенклатурных номеров, остаток их на начало месяца, приход за месяц, отпуск на сторону, в переработку и внутреннее перемещение, фактическое наличие  по данным инвентаризации и фактический  расход.

     Остаток на начало месяца и поступление материала  за месяц проставляются на основании  данных учета, проверенных бухгалтерией, и приходных материальных документов, а фактическое наличие – на основании инвентаризации. Расход материалов по данным инвентаризации определяется следующим образом: к остатку  на начало месяца добавляется поступление  за месяц и из полученной суммы  вычитается остаток на конец месяца.  

     2.3 Синтетический учет  материалов 

     Согласно  Типовому плану счетов счета для  учета наличия и движения материальных ценностей организации предназначен счет 10 «Материалы». Этот счет активный. По дебету этого счета отражаются суммы поступивших  материальных ценностей, а по кредиту — их выбытие.

     На  счете 10 материалы могут учитываться  по фактической стоимости их приобретения (заготовления)  или по учетным  ценам. В первом  случае  на 10 счете  отражаются все расходы по их приобретению и заготовке.

     При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные пены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

     Учет  материальных ценностей ведется  на субсчетах, открываемых к счету 10 «Материалы»:

     10/1 «Сырье и материалы» -  учитывается  наличие и движение сырья и основных строительных материалов, вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу;

     10/2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали». На этом субсчете учитываются покупные полуфабрикаты, готовые комплектующие изделия, приобретаемые для комплектования выпускаемой продукции, которые не требуют затрат по их обработке или сборке;

     10/3 «Топливо». На нем учитывается  наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива;

     10/4 «Тара и тарные материалы». На  нем учитывается наличие и  движение всех видов тары (кроме  используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.);

     10/5 «Запасные части». На нем учитывается  приобретенные или изготовленные  для нужд основной деятельности  запасные части, предназначенные  для производства, ремонтов, автомобильные шины в обороте. Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств;

     10/6 «Прочие материалы». Здесь учитываются  отходы производства (обрубки, обрезки,  стружка и т.п.), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье),  изношенные шины и утильная резина и т.п.;

     10/7 «Материалы, переданные в переработку  на сторону». Этот субсчет используется  для учета движение материалов, переданных в переработку на  сторону, стоимость которых в  последующем включается в затраты  на производство полученных из  них изделий. Затраты по переработке  материалов, оплаченные сторонним  организациям, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки;

     10/8 «Строительные материалы». Данный  субсчет предназначен  для организаций-застройщиков. На нем учитывается наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительно-монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые строительству (взрывчатые вещества и т.д.);

     10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».  На нем  учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте;

     10/10 «Специальная оснастка и специальная  одежда на складе». Здесь учитывается  поступление, наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения;

     10/11 «Специальная оснастка и специальная  одежда в эксплуатации». На  этом субсчете учитывается поступление  и наличие специального инструмента,  специальных приспособлений, специального  оборудования и специальной одежды  в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту этого субсчета отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат и списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета 91 «Операционные доходы и расходы».

     10/12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные  металлы». На этом субсчете учитываются  наличие и движение лома и  отходов, содержащих драгоценные  металлы. По дебету субсчета 10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные  металлы" учитываются: поступление  лома, содержащего драгоценные металлы,  полученного от разборки или  демонтажа оборудования, приборов  и иных изделий (по ценам  на дату постановки на учет), - в корреспонденции с кредитом  счета 91 "Операционные доходы  и расходы"; отходы производства, содержащие драгоценные металлы  (по ценам на дату постановки  на учет), - в корреспонденции с  кредитом счета 20 "Основное  производство"; дооценка стоимости  драгоценных металлов до цены  на дату отгрузки - в корреспонденции  с кредитом счета 91 "Операционные  доходы и расходы". По кредиту  субсчета 10-12 "Лом и отходы, содержащие  драгоценные металлы" отражается  отгрузка лома и отходов на  переработку (по ценам на дату  отгрузки) в корреспонденции с  дебетом субсчета 10-7 "Материалы,  переданные в переработку на  сторону".

    10/13 «Временные (нетитульные) сооружения  и приспособления». На этом  субсчете учитывается наличие  и движение временных (нетитульных)  сооружений и приспособлений  в эксплуатации по фактической  себестоимости, которые включаются  в состав средств в обороте.  Стоимость их погашается ежемесячно  исходя из сроков эксплуатации  в зависимости от длительности проведения работ, для которых они были необходимы. При этом принимается во внимание возвратная часть, то есть стоимость материалов, полученных от разборки указанных временных объектов.

     В зависимости от принятой организацией учетной политики и организации  учета, поступление материалов может  быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» либо без них.

     Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» является калькуляционным  счетом, на котором аккумулируются затраты по приобретению материалов до их распределения. Оприходование  материалов производится независимо от того, когда материалы поступили  на предприятие - до поступления расчетных  документов или после этого.

     В случае использования счетов 15 и 16 поступление  материалов от поставщиков в учете  отражается следующими записями:

Информация о работе Исследование организации учета производственных запасов в строительных организациях