Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:30, курсовая работа
Цель данной работы – изучение основных вопросов организации учета использования производственных запасов в строительных организациях и выработка рекомендаций по его совершенствованию.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Производственные запасы строительных организаций и пути повышения
эффективности их использования……………………….......................................5 1.1 Источники обеспечения строительных организаций производственными запасами и пути снижения материалоемкости строительства…….……………5
1.2 Классификация и оценка материалов……………….......................................7
1.3 Краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования…………………........……..12
1.4 Задачи учета и анализа производственных запасов в условиях перехода к рыночной экономике.………………………………………...…………………..14
2 Организация учета производственных запасов…………….………………..16
2.1 Документальное оформление движения материалов…………..…............16
2.2 Учет материалов на складах и на строительных объектах………………..19
2.3 Синтетический учет движения материалов…………………….…….........22 2.4 Учет материалов в бухгалтерии……………..….…………………………..27
2.5 Учет и контроль за использованием материалов в производстве….…….29
2.6 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету
производственных запасов……..………………………………………….........31
2.7 Учет производственных запасов в условиях использования ЭВМ...…………………………………………………………………………….35
Заключение…………..……………………………………………………..…….37
Список использованных источников…………………………..………..……...39
Приложение А Доверенность по форме № М-2а……………………………..42
Приложение Б Акт о приемке материалов по форме № М-7 ………………..43
Приложение В Лимитно-заборная карта по форме № М-8…………………...44
Приложение Г Приходный ордер по форме № М-4…………………………...45
Приложение Д Карточка складского учета по форме № М-17А……………..46
Приложение Е Ведомость учета остатков материалов на складе по форме № М-14…………………………………………………………………………...47
Приложение Ж Ведомость «Движение материалов в денежном выражении» по форме № 10-С………………………………………………………………...48
Приложение З Материальные отчет по форме № С-19……………………….49
Приложение И Журнал-ордер № 6……………………………………………..50
Дебет счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)» субсчет «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам)» – на сумму НДС
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на покупную стоимость с учетом НДС и расходов по приобретению при поступлении на предприятие расчетных документов поставщиков
Кредит счета 20 «Основное производство» - при поступлении материальных ценностей из основного производства
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства» - при поступлении материальных ценностей из подсобных и вспомогательных производств
Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - при приобретении ценностей через подотчетных лиц.
2.
Оприходованы материалы,
Дебет счета 10 «Материалы»
Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
3.
Списывается сумма разницы
Дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальны ценностей»
Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Списание отрицательной разницы между фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материалов и их стоимостью по учетным ценам по оприходованным ценностям:
Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
4.
По мере оплаты расчетно-
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счета 51 «Расчетный счет»
Кредит счета 52 «Валютные счета»
Кредит счета 55 «Специальные счета в банках»
Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
5.
После уплаты счетов
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сбора»
Кредит счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)» (субсчет «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам)») - на сумму оплаченного НДС.
После этой записи на счетах бухгалтерского учета оплаченный первичный документ регистрируется в книге покупок.
На счете 15 может быть на конец месяца дебетовое сальдо, которое отражает наличие материальных ценностей в пути.
Поступление материалов на склад строительного предприятия в учете без использования счетов 15 и 16 отражается по фактической стоимости следующими записями:
Дебет счета 10 «Материалы» - на стоимость без учета НДС
Дебет счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)» (субсчет «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам)»)
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму счетов поставщиков
Кредит счета 71 «Расчеты, с подотчетными лицами» - на сумму материалов, приобретенных подотчетными лицами
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства» - при поступлении материальных ценностей из подсобных и вспомогательных производств.
При обнаружении во время приемки материалов недостачи по вине поставщика или транспортной организации в учете составляется следующая запись:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В сумму претензии включается доля расходов по доставке, которую определяют по удельному весу в стоимости материалов по счету, и на эту общую сумму претензии начисляют НДС по установленной ставке.
Фактический расход материалов при производстве строительно-монтажных работ или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы». В зависимости от направления расхода материальных ценностей в учете делаются следующие записи:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - на израсходованные материальные ценности на капитальное строительство хозяйственным способом
Дебет счета 20 «Основное производство» - при списании материалов на производство строительно-монтажных работ
Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» - при списании материалов на изготовление продукции в подсобных и вспомогательных производствах и на другие цели
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» - при списании материалов на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов
Дебет счета 26 «Накладные расходы» - при списании материалов на общехозяйственные расходы (ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, на работы, связанные с благоустройством территории строительных площадок и на другие цели)
Дебет счета 28 «Брак в производстве» - при списании материалов на исправление брака
Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при списании материалов на нужды ЖКХ, детских учреждений, домов отдыха и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения и др.
Дебет счета 58 «Финансовые вложения» - при передаче материальных ценностей в счет вклада в уставный фонд другой организации
Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» - при списании материалов на освоение производств, установок и агрегатов, рекультивации земель и осуществлении иных природоохранных мероприятий
Кредит счета 10 «Материалы» - по фактической стоимости.
Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов.
Материальные
ценности, принятые на ответственное
хранение, учитываются на забалансовом
счете 002 «Товарно-материальные ценности,
принятые на ответственное хранение».
2.4
Учет материалов
в бухгалтерии
Бухгалтерский
учет может быть организован с
применением
Учет материалов в бухгалтерии ведется только в денежном выражении. В течение месяца материально ответственные лица сдают в бухгалтерию первичные документы по приходу и расходу материалов. Принятые документы подвергаются контролю по существу операций и правильности их оформления. При этом все документы должны быть зарегистрированы в реестрах документов по приходу и расходу.
В бухгалтерии, в частности, проверяют наличие реквизитов, подписей, арифметические подсчеты, законность операций.
Проверенные и принятые документы подвергаются таксировке, и определяется сумма прихода и расхода материалов. Таксировка осуществляется по каждой строке документа, а в лимитно-заборной карте таксируется итог по каждому номенклатурному номеру.
При обработке документов на первых экземплярах бухгалтерией проставляются учетные коды операций, поставщика, а затем эти документы группируются по видам операций, источникам поступления, направлениям отпуска материалов по счетам-потребителям.
После
разметки первые экземпляры первичных
документов передаются соответствующим
исполнителям: приходные документы
с приложенными к ним счет-фактурами,
накладными – для учета приобретения
и заготовления материалов, а расходные
документы – для учета затрат
на производство строительно-монтажных
работ и другие цели. На основании
первичных документов по складам
и кладовым ведут накопительные
ведомости, которые ведутся в
разрезе материально
В приходную часть накопительной ведомости переносят остатки на начало месяца по каждой учетной группе материальных ценностей из накопительных ведомостей за прошлый месяц. Затем заносятся данные о поступлении и выбытии материалов на основании принятых реестров формы № М-13. В конце месяца по приходу и расходу подсчитываются обороты и выводятся остатки.
Остатки
материалов по их учетным группам
и материально ответственным
лицам, указанным в накопительных
ведомостях сверяются с остатками,
полученными в ведомости
По истечении месяца в бухгалтерию поступают также материальные отчеты по форме № С-19 с приложенными к ним первичными документами. Итоги материальных отчетов и накопительных ведомостей записываются в ведомость 10-С «Движение материалов в денежном выражении».
Эта
ведомость предназначена для
обобщения движения материалов по учетным
ценам и фактической
Отклонения
(ТЗР) фактической себестоимости
от учетной определяется путем сопоставления
фактической себестоимости
Х = {[(О + П) – (О1 + П1)] / О1 + П1} * 100, (2)
где О - остаток материалов на начало месяца по фактической себестоимости;
П - поступление материалов
за месяц без внутренних
О1 - остаток материалов на начало месяца по учетным ценам;
П1 - поступление материалов за месяц без внутренних оборотов по учетным ценам.
По найденному проценту списываются отклонения (ТЗР) по направлениям расхода материалов по учетным ценам и на их остаток на складе. В частности, на основе указанного процента отклонений (ТЗР) в журнале-ордере № 10-С определяется сумма фактической себестоимости израсходованных материальных ценностей, которая показывается в ведомости 10-С.
Для
более точного определения
Остаток
материалов на конец месяца по учетным
ценам и фактической
По окончании месяца на основании данных о приобретении материалов, бухгалтерия должна определить: остатки материалов в пути и материалов, не вывезенных со складов поставщиков; данные о неотфактурованных поставках; остатки задолженности поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам.
Эти учетные данные используются для принятия соответствующих мер по розыску непоставленных грузов, затребованию счет-фактур от поставщиков для оплаты задолженности поставщикам, а также для отражения в бухгалтерском балансе [20, с. 267].