Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:16, дипломная работа
Многие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия в нынешних условиях экономического развития нуждаются в тщательном контроле и анализе. Одним из основных показателей является дебиторская и кредиторская задолженность. Кредиторской называют задолженность данного предприятия перед другими организациями, работниками и лицами, которые называют кредиторами. Кредиторской может быть признана любая задолженность предприятия перед юридическими и физическими (по оплате труда, по авансам, полученным в счет будущих поставок товаров, штрафам и пеням, оплате приобретенных товаров, работ, услуг, налогам и т.д.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 7
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности 7
1.2 Нормативное регулирование учета дебиторской и кредиторской задолженности 11
1.3 Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности организаций 14
1.4 Основные подходы к управлению дебиторской задолженностью 17
2.1 Характеристика организации. Направления деятельности 22
2.2 Учет расчетов с покупателями и поставщиками 30
2.3 Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами 37
2.4 Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами 44
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СЕВЕРНОМ ОЦОР ЦЕНТР КОРПОРАТИВНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ «ЖЕЛДОРУЧЕТ»– ФИЛИАЛА ОАО «РЖД» 54
3.1 Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности 54
3.2 Анализ показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности 59
3.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности 63
3.4 Направления совершенствования учета и управления дебиторской и кредиторской задолженностью 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Объем реализованной продукции (товаров, услуг, работ) в 2010 году увеличился на 59 тыс. руб., а значит, темп прироста составил 0,33% по сравнению с 2009 годом. Объем реализованной продукции (товаров, услуг, работ) в 2011 году увеличился на 2993 тыс. руб., а значит, темп прироста составил 16,88% по сравнению с 2010 годом.
На рост объема реализации продукции могли повлиять следующие субъективные факторы: организационно–технический уровень управления железнодорожной деятельностью, хорошая конкурентоспособность оборудования и уровень цен. На рост объема реализации продукции мог повлиять следующий объективный фактор: конъюнктура рынка.
В целях получения
актуальной внешней информации о
социально–экономических
Офисы предприятия оснащены по современным технологиям. Рабочее место работника организовано следующим образом: компьютер, ЖК монитор, принтер/сканер, факс/телефон. В организации налажена внутренняя связь. Также, для междугородних переговоров, настроена IP–телефония (для руководства). Для мгновенного обмена сообщениями на каждом компьютере установлена программа электронной почты. На мой взгляд, места специалистов оборудованы по высокому уровню и достаточно эргономичны.
Основные направления деятельности Северного ОЦОР:
1. Ведение бухгалтерского учета обслуживаемых филиалов ОАО «РЖД» (далее – Заказчиков);
2. Формирование
бухгалтерской отчетности
3. Ведение налогового учета заказчика:
4. Обеспечение формирования и соблюдения положений учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения ОАО «РЖД».
Организационная структура Северного ОЦОР представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
Документооборот в организации состоит из первичной учетной документации и сводных форм (бухгалтерский баланс, приложения, отчет о прибылях и убытках, расшифровка прочих доходов и расходов и т.д.).
Работа с официальными документами в СЕВ ОЦОР организована в соответствии с государственными стандартами. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами возлагается на Начальника. Запросы, поступающие в организацию фиксируются в Журнале входящей документации, проверяются юридическим отделом на предмет правильного оформления запросов и в дальнейшем оформляется ответ на данные запросы в течение 5–х рабочих дней. Ответы на запросы фиксируются в журнале исходящей документации. Ответы на запросы составляются в двух экземплярах, один из которых отправляется ежедневно с курьером, второй подшивается в отдельную папку, где хранится 1 год, а затем сдаются в архив организации. Срок хранения данных документов в архиве составляет 5 лет.
Рационализация документооборота в организации построена на основе компьютерной программы SAPlogon«R–3». Данная программа позволяет отследить путь принятой заявки до момента её исполнения. Каждый сотрудник видит в данной программе свои долги по документам, которые необходимо предоставить бухгалтеру–экономисту для закрытия отчетного периода. Несвоевременное или неполное предоставление комплекта документа по контрагентам может обернуться для сотрудников депремированием.
Взаимодействие
бухгалтерии с другими
Для каждого
работника бухгалтерии
Учетная политика Северного ОЦОР для целей бухгалтерского учета сформирована главным бухгалтером ОАО «РЖД» Г.В.Крафт и утверждена президентом ОАО «РЖД» В.И.Якуниным и подлежит обязательному применению всеми филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Собственных оборотных средств Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД» не всегда достаточно для исполнения краткосрочных обязательств и покрытия текущих расходов. Это связано сезонностью перевозок, т.к. весной и летом в период отпусков значительно возрастает пассажирский поток, и объемы продаж проездных документов существенно увеличиваются. В остальное время доход компании от основного вида деятельности – перевозок падает и в таких случаях общество привлекает краткосрочные займы.
Состав и
порядок составления бухгалтерс
Планы развития предприятия на 2012 – 2013гг. включают:
Срочной задолженностью считается дебиторская и кредиторская задолженность, срок погашения которой по состоянию на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности по условиям договора, закона или другой правовой нормы, а также обычаев делового оборота не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке.
Просроченной задолженностью считается дебиторская и кредиторская задолженность, срок погашения которой по состоянию на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности по условиям договора, закона или другой правовой нормы, а также обычаев делового оборота истек.
Просроченной признается задолженность, которая не погашена в срок в следующих случаях:
– если на дату исполнения (за период времени), указанную (указанный) в договоре, обязательство не выполнено оно признается просроченным с первого дня, следующего за датой (периодом времени) его исполнения;
– если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в течение семи дней с даты предъявления кредитором требования о его исполнении. Течение срока исковой давности по дебиторской и кредиторской задолженности начинается с момента ее перехода в состав просроченной.
Учет расчетов с покупателями и поставщиками ведется в конфигурации SAPlоgonR–3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Для каждого покупателя в целях идентификации в базе создается код дебитора, в котором прописываются все сведения и реквизиты.
По окончании отчетного периода программа создает отчет, в котором указываются все накладные, счета–фактуры для юридических лиц, акты сверок о выполненных работах, оплата.
Покупателями и заказчиками Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД» являются юридические лица, приобретающие продукцию (работы, услуги). Реализация продукции (работ, услуг) осуществляется на основании заключенных хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, момент перехода права собственности, порядок расчётов (условия платежей). Правовые основы договорных отношений определены второй частью Гражданского Кодекса РФ [1, c.524].
Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД» сведения о дебиторской задолженности отражаются:
- в бухгалтерском балансе (ПРИЛОЖЕНИЕ 7);
- в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» (Пояснение к Бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках)
При составлении бухгалтерской отчетности главный бухгалтер Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД» группирует дебиторскую задолженность по срокам образования. Долгосрочная дебиторская задолженность (строка 1230) и краткосрочная дебиторская задолженность (строка 1230) отражаются в разделе II «Оборотные активы» актива баланса. В балансе отдельно указывается дебиторская задолженность покупателей и заказчиков Указанная задолженность отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При заполнении строк 1230 необходимо помнить, что сальдо расчетов с поставщиками, покупателями и другими лицами показывается в балансе развернуто: дебетовое сальдо показывается в активе баланса, кредитовое - в пассиве.[27, С.49]
В Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД» большая часть дебиторской задолженности образуется при расчетах с покупателями и заказчиками. После оказанных услуг покупателям и заказчикам, у них возникают обязательства по отношению к Северному ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД», которые выражаются в дебиторской задолженности, которая находится на бухгалтерском счете организации до поступления на расчетный счет оплаты покупателем. Основанием для предъявления требования на оплату дебитору является договор, который заключается до начала оказания работ (услуг). Денежные обязательства связаны с несовпадением сроков реализации продукции (работ, услуг) и получения оплаты.
Синтетический учет дебиторской задолженности по расчетам с покупателями ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В рабочем плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД» утверждены следующие субсчета к счету 62:
- 62.01 – Расчеты с покупателями и заказчиками
- 62.02 – Расчеты по авансам полученным
- 62.03 – Векселя полученные
- 62.21 – Расчеты с покупателями и заказчиками (в валюте)
- 62.22 – Расчеты по авансам полученным (в валюте)
- 62.31 – Расчеты с покупателями и заказчиками (в у.е.)
- 62.32 – Расчеты по авансам полученным (в у.е.)
При расчетах с покупателями и заказчиками основными первичными расчетными документами являются: акт выполненных работ; счет-фактура и т.д.
Журнал хозяйственных операций по расчетам с покупателями и заказчиками представлен в таблице 2.
Таблица 2
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Первичный документ |
Содержание хозяйственных операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма в руб. |
Регистры учета |
Счет-фактура |
1.Отражена задолженность покупателей и заказчиков за реализованные им услуги |
62-1 |
90-1 |
100000 |
ж-о№6, ж-о№4 |
Выписка из расчетного счет или приходный кассовый ордер |
2. Погашена задолженность
покупателей и заказчиков за
реализованные им услуги путем
перечисления средств на |
51
|
62-1 |
75500 |
ж-о№2, ж-о№6 |
Выписка из расчетного счет или приходный кассовый ордер |
3. Погашена задолженность
покупателей и заказчиков за
реализованные им услуги путем
зачисления средств на |
51
|
62-1 |
85600 |
ж-о№2, ж-о№6 |
Акт инвентар., приказ директора |
4. Произведен взаимный зачет ранее выданного аванса и дебиторской задолженности за реализованные услуги |
62-2 |
62-1 |
45678 |
ж-о№6 |
Выписка из расчетного счет или приходный кассовый ордер |
5. Получен аванс
от покупателя путем |
51
|
62-2 |
34600 |
ж-о№2, ж-о№6 |
Акт инвентар., приказ директора |
6.Списана задолженность
покупателей и заказчиков за
реализованные им услуги по
истечении срока исковой |
91 |
62 |
65000 |
ж-о№4, ж-о№6 |